kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы керамических мастерских ЦЛП города Москвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в системе московского образования все большее внимание уделяется детям со сложной структурой дефекта. Они могут поступать в дошкольные образовательные учреждения, в классы «Особый ребенок» в ряде общеобразовательных школ, в некоторые коррекционные школы, где открылись классы для детей с аутизмом. В этой сфере еще очень многое предстоит сделать, но уже сейчас понятно, что после обучения в том или ином образовательном учреждении для этой категории детей в системе государственного образования должно быть предусмотрено  обучение профессии, а в сложных случаях – обучение определенным трудовым и профессиональным навыкам в рамках той или иной профессии. Создание специальных подразделений в профессиональных колледжах и лицеях (а в ряде регионов – в профессиональных училищах) позволит приступить к решению проблемы трудовой занятости людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности.
            Идея создания Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки – специальных учебно-производственных мастерских для молодых людей с ограничениями жизнедеятельности появилась в Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» в конце 90-х годов прошлого века. Долгое время не могли найти места под мастерские.Помог директор Технологического колледжа № 21 Николай Дорофеевич Раздобаров.В своём колледже он открыл Центр по профессиональной подготовке молодых людей с ограничениями жизнедеятельности.Не менее сложно подобрать кадры мастеров производственного обучения для мастерских. Это должны быть не просто профессионалы в своем ремесле, но и очень творческие личности, открытые для сотрудничества с педагогами-психологами и другими педагогами команды, работающей в мастерской, способные понять особенности обучающихся.
Были оборудованы керамическая, художественно-полиграфическая, столярная, швейно-ткацкая и цветоводческая мастерские. Очень важно на базе мастерских колледжа отработать модель защищенного производства, которое может существовать в условиях развитой системы поддерживаемого трудоустройства. В этой связи начато сотрудничество с Департаментом труда и занятости города Москвы. Предпринимаются попытки трудоустройства выпускников на открытом рынке (в рамках так называемого поддерживаемого трудоустройства). Но здесь возникают колоссальные проблемы, связанные с неготовностью работодателей брать на работу людей с интеллектуальными нарушениями и нарушениями эмоциональной сферы.На базе колледжа создают бюро по трудоустройству, специалисты которого смогли бы курировать трудоустройство выпускников как на открытом рынке, так и в условиях защищенных мастерских.
Особенностью мастерских является их творческий характер, стремление мастеров и художников развивать творческие способности воспитанников.


В мастерской были введены  три основных правила, которые повторя¬ются на каждом занятии:
1.    Работа строится от большего к меньшему, от общего к деталям.
2.    «Помни о краях листа!»
3.    «Думай о зрителе!»
Свободное рисование
Несколько заня¬тий по свободному рисованию с каждым учеником дают возможность увидеть все его особенности, с которыми мы будем сталкиваться также в росписи и лепке. Сразу можно определить его способность планиро¬вать свои действия, моторные навыки, период продук¬тивного внимания, возможность диалога, принятия помощи.
Закрепившиеся навыки иногда приводят к стерео¬типам и мешают свободному выражению мысли во время рисования. Отсутствие навыков (неумение поль¬зоваться карандашом, фломастером) не позволяет уче¬нику проявить свою индивидуальность, поэтому из пробных занятий рисунком нельзя делать никаких вы¬водов. Рисунок - это знакомство и повод для размыш¬ления о том, в каком направлении двигаться. Рисунки учеников -  важный фонд мастерской. Они используются для изготовления деколей, иногда служат эскиза¬ми для росписи, демонстрируются на выставках.
 
 
Лепка
Когда ученик в первый раз приходит в мастерскую, ему обычно предлагают слепить то, что он хочет. По этой работе можно составить первое представление об умениях и интересах человека.
Настенные подвески и рельефы. Обучение  начинается с плоских фигурок, выре¬занных по лекалу. Это самая простая и в то же время достаточно технологичная работа. Из плоских рыбок или домиков, декорированных фактура¬ми или расписанных подглазурными красками, можно делать настенные подвески. От лепки плоских изделий ученик  постепенно  переходит к изготовлению сложных рельефов.
Объемная лепка и конструирование. С точки зрения обычного художественного образо¬вания правильно начинать с объемной лепки из цель¬ного куска глины. Обычно обучающемуся предлагают взять кусок глины, представить фигуру, которая из него получится, и лепить, удерживая свой замысел в голове. У большин¬ства  учеников это не получается или из-за недо-статочных пространственных представлений, или из-за трудностей удержания замысла. Если художник лепит сам и просит учеников повторять его действия, то кто-то вытягивает из куска глины какие-то детали, а потом по¬ворачивает свою работу в руках и уже не может вспом¬нить, где был нос, а где хвост. Поэтому целесообразнее учить объемной лепке из деталей.
Роспись
Традиционным техникам (симметричный геометрический орнамент или  растяжка мазка) можно долго учить ребят, и все равно их работа будет сильно прои¬грывать по сравнению с профессиональной росписью. Начался поиск более доступных техник, которые позволяют ребятам  воплотить свой замы¬сел и дают хороший декоративный эффект. Особое внимание уделяется в росписи не цвету (краски при обжиге меняются), а графиче¬скому рисунку и композиции.
В росписи нет общей последовательности обучения, с каждым учеником надо пробовать разное и пытаться по¬добрать то, что он может. 
Роспись пигментами
Вариант 1.Предварительно на изделие наносится рисунок ка¬рандашом. Для нанесения пигмента используется большая беличья или плоская колонковая кисть. Пигмент наносится  тонким полупрозрачным слоем так, чтобы карандашный рисунок был виден. Потом более плотным слоем меньшей кистью рисунок перекрывается в неко¬торых местах; там, где нужно, закрашивается по контуру. Совсем тонкой колонковой кистью прописываются нуж¬ные мелкие детали или подчеркивается контур.
Вариант 2. На изделие наносится рисунок карандашом и обво¬дится тонкой колонковой кистью.
Вариант 3. На изделие наносится рисунок карандашом и обво¬дится тонкой колонковой кистью. Не выходя за края кон¬тура, делается орнамент или произвольная роспись без предварительной разметки.
Вариант 4.На изделие наносится рисунок карандашом, потом обводится специальной керамической пастелью.
Вариант 5. На изделие наносится рисунок карандашом и обво¬дится тонкой колонковой кистью. Затем закрашивается внутри контура ровным тонким слоем. Сверху можно на¬нести орнамент или произвольную роспись колонковой кистью или процарапать шилом.
Роспись ангобами
Вариант 1. На раскатанном пласте глины наносится рисунок ши¬лом или петлей. На части (фрагменте) рисунка толстым слоем наносится ангоб разных цветов.
Вариант 2.На сырой пласт глины кладутся вырезанные из плот¬ной бумаги выкройки(это могут быть и другие материалы) и прокатываются скалкой до пол¬ного прижатия, потом плоской широкой кистью нано¬сится ангоб ровным слоем. После снятия выкройки воз¬можны различные виды прорисовки, декорирования и росписи ангобом другого цвета.
Деколи
В результате многих занятий ученики научились де¬лать интересные работы из глины и освоили некото¬рые способы росписи. Но для профессиональной дея¬тельности этого недостаточно, потому что каждая ра¬бота делается долго и, как правило, в единственном экземпляре. Пришлось искать технологию, которая по¬зволила бы делать достаточно быстро и много одинаковых изделий, интересных потен¬циальным покупателям и по качеству не уступающих про¬дукции керамических заводов. В результате  остано¬вились на изготовлении чашек с рисунками наших учеников. Было решено покупать готовые чашки без рисунка, заказывать деколи по нашим эскизам и на занятиях наклеивать картинки на чашки. Чашки с деколями обжига¬ются в режиме обжига надглазурных красок.

Чашки, выполненные в этой мастерской, ценят за оригинальные рисунки. Люди, которые хотят сделать к празднику необычные подарки заказывают изделия с такими деколями. Поэтому все ученики любят клеить деколи. Это простая работа, ее результат сразу виден. Кроме того, это важный способ тиражирования рисунков наших учеников.
Т.Е. Лаврентьева,
мастер производственного обучения
 
Рисунки учеников похожи на детские, они не соответствовуют их физическому возрасту, скорее их можно было отнести к искусству примитива. Наивное видение – это простодушное создание своего мира: предметы и люди на картине не заслоняют друг друга. Часто используется фризовая композиция с линией земли снизу и линией неба сверху. Этот стиль давно известен, как наивный (nativus – природный, естественный). В целом под «наивом» подразумевается творчество мастеров, не прошедших профессионального или академического обучения.
Целью нашей работы стало выявление специфичности наивного видения, нахождения особенного в нем. В задачу педагога входит придумать, как найти для каждого свой «входной билет» в этот мир.
 

 
Нестандартное мышление воспитанников постепенно вывело нас к работе в стиле современного концептуального примитивного искусства, где текст органично включен в рисунок. 
Очень помогли нам стихи известного современного поэта Германа Лукомникова,  поражающие  образностью, лаконичностью и простотой для понимания. Мы пригласили автора в гости, устроили его поэтический вечер, доставивший всем большое удовольствие. На многих сделанных учениками вазах и чашках использованы стихи Г.Лукомникова.

Мнения других участников проекта:
Надежда Львовна Моргун, педагог, инициатор создания мастерских
Самая большая проблема наших учеников в том, что они социально обесценены, не востребованы в обществе. Они не чувствуют себя полноценными его членами. Из-за этого многие люди с психическими проблемами не развиваются и даже во взрослом возрасте остаются инфантильными. В условиях мастерской эти люди могут реализовать себя как личностно, так и профессионально. Здесь есть социум, где их понимают, ценят и помогают чувствовать себя взрослыми. В мастерской наши ученики общаются с разными людьми, в т.ч. незнакомыми; к нам в гости часто приходят художники. Изделия наших учеников оцениваются со стороны, они оказываются востребованы, и это очень важно. Это меняет самооценку учеников. Они уже не думают «я ничего не могу», а видят, что людям нравятся их изделия, многие хотят их заказать. В результате раскрываются творческие способности каждого ученика. Это происходит не всегда быстро, но обязательно происходит.
Елена Антонова, педагог-психолог
Важная для меня сейчас профессиональная задача – построение правильного стиля отношений в мастерской. Привычные отношения «педагог–ребенок» не подходят для людей, которые делают общую работу. Я стараюсь строить партнерские отношения, не забывая о своей ответственности и обязанности помогать тем, кому требуется помощь.

Начатое колледжем дело – обучение воспитанников профессиональным навыкам в творческих мастерских – изменит их социальное положение в будущем. После создания системы поддерживаемого трудоустройства, открытия социальных производств, работодатели станут толерантно относится к людям с ментальной инвалидностью и будут принимать их на работу.И это то,к чему мы все стремимся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы керамических мастерских ЦЛП города Москвы»

Опыт работы керамических   мастерских ЦЛП г.Москвы.

Опыт работы керамических мастерских ЦЛП г.Москвы.

Николай Дорофеевич Раздобаров-директор технолокического колледжа №21

Николай Дорофеевич Раздобаров-директор технолокического колледжа №21

Настенные подвески и рельефы.

Настенные подвески и рельефы.

Объемная лепка и конструирование.

Объемная лепка и конструирование.

Объемная лепка из деталей.

Объемная лепка из деталей.

Роспись пигментами

Роспись пигментами

Роспись ангобами

Роспись ангобами

Роспись ангобами

Роспись ангобами

Деколи

Деколи

На многих сделанных учениками вазах и чашках использованы стихи Г.Лукомникова.

На многих сделанных учениками вазах и чашках использованы стихи Г.Лукомникова.

Работы керамической мастерской

Работы керамической мастерской

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Опыт работы керамических мастерских ЦЛП города Москвы

Автор: Генералова Светлана Анатольевна

Дата: 13.02.2018

Номер свидетельства: 457081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства