kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Как в сказке, на картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия для педагогов школ искусств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Как в сказке, на картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования  «Центр эстетического воспитания детей»  Республика Мордовия, город Саранск. Методическая разработка  по изобразительному искусству на тему: « Как в сказке. На картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»   Подготовила: Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2025

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск.

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: « Как в сказке. На картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»

Подготовила: Педагог дополнительного образования

студии изобразительного искусства

Павельева Елена Федоровна

Саранск 2025

(Фото 1) «Я живу так, как хочу, - говорит он. - У меня есть время и деньги на друзей. У меня есть свобода. А это дорогого стоит. Слава Богу, что пока я сохраняю лёгкость стиля. Не хочу сидеть в своём логове и «махроветь». Если не жил богато и никогда не был шибко продуманным, значит так оно и должно быть!»

(Фото 1)

«Я живу так, как хочу, - говорит он. - У меня есть время и деньги на друзей. У меня есть свобода. А это дорогого стоит. Слава Богу, что пока я сохраняю лёгкость стиля. Не хочу сидеть в своём логове и «махроветь». Если не жил богато и никогда не был шибко продуманным, значит так оно и должно быть!»

Героями картин уральского художника Леонида Баранова являются пожилые люди. Но они не вызывают жалости, как можно было бы предположить, зная наши российские реалии. Напротив, их жизнь не горька и одинока, как у многих ровесников в реальном мире, а наполнена светом и мудростью. Они не только радуются каждому новому дню и возможности встретить его с близким человеком, но и шалят, трогательно ухаживают друг за другом, устраивают праздники, занимаются хозяйством, встречают гостей. Кажется, что деревенька Счастье, где они живут, является убежищем для всех, кто устал от несправедливости и проблем. В этом изолированном от остального мира идиллическом уголке царят спокойствие и радость. А в одной из потемневших от времени и покосившихся избушек словно поселилась загадочная русская Душа – сострадательная, добрая, наивная и бесхитростная. Может быть, именно поэтому при взгляде на работы Баранова становится так тепло и хорошо на сердце.

Говоря о картинах этого художника, невольно вспоминаешь расхожее выражение о том, что каждый из нас родом из детства. Именно годы столкновения душевной невинности ребёнка с реальностью оказываются определяющими и накладывают на всю дальнейшую жизнь свой отпечаток. А уж счастливым и радостным будет этот след или злым и травмирующим, заранее не предскажешь, тут уж кому как повезёт.

Леонид Баранов    Художник Леонид Павлович Баранов. Родился в 1955 году в Каргапольском зерносовхозе Курганской области. Жил в Долматово, Краснотурьинске, Ноябрьске, Первоуральске сейчас живёт и работает в Екатеринбурге.    В 1984 году закончил Свердловское художественное училище им. Шадра, живописно-педагогическое отделение...учителя Кисляковский В.В., Киселёв Ю.К., Маос Н.Н.    Работал в школе искусств, Свердловской киностудии, в мастерских «Росмонументискусство». С 1987 года - свободный художник. Участник нескольких персональных выставок и множества коллективных.  Основная тема творчества: русская деревня и её люди. Искусство художника  Леонида Павловича Баранова  родом из детства, из деревни Бобылево, где он жил до армии у бабушки Марии Егоровны. Все его картины посвящены нехитрой деревенской жизни и паре светлых, счастливых, светящихся добротой старичков. Глядя на безмятежно улыбающихся героев, зрители и сами светлеют и добреют.

Леонид Баранов

Художник Леонид Павлович Баранов. Родился в 1955 году в Каргапольском зерносовхозе Курганской области. Жил в Долматово, Краснотурьинске, Ноябрьске, Первоуральске сейчас живёт и работает в Екатеринбурге. В 1984 году закончил Свердловское художественное училище им. Шадра, живописно-педагогическое отделение...учителя Кисляковский В.В., Киселёв Ю.К., Маос Н.Н. Работал в школе искусств, Свердловской киностудии, в мастерских «Росмонументискусство». С 1987 года - свободный художник. Участник нескольких персональных выставок и множества коллективных.

Основная тема творчества: русская деревня и её люди.

Искусство художника  Леонида Павловича Баранова  родом из детства, из деревни Бобылево, где он жил до армии у бабушки Марии Егоровны. Все его картины посвящены нехитрой деревенской жизни и паре светлых, счастливых, светящихся добротой старичков. Глядя на безмятежно улыбающихся героев, зрители и сами светлеют и добреют.

«Жили были старик со старухой», - именно с этих слов начинаются многие русские народные сказки. Своими главными героями, кочующими из картины в картину, Леонид Баранов сделал пару седовласых стариков, которые прожили вместе всю жизнь и сроднились настолько, что даже внешне стали похожими. Как будто и душа у них одна на двоих. Так переплетаются корнями два близко посаженных дерева: если уничтожить одно, то и другое, скорее всего, засохнет следом.

«Жили были старик со старухой», - именно с этих слов начинаются многие русские народные сказки. Своими главными героями, кочующими из картины в картину, Леонид Баранов сделал пару седовласых стариков, которые прожили вместе всю жизнь и сроднились настолько, что даже внешне стали похожими. Как будто и душа у них одна на двоих. Так переплетаются корнями два близко посаженных дерева: если уничтожить одно, то и другое, скорее всего, засохнет следом.

"Чем дорожить? Гость пришёл и ушёл, а нам с бабкой жить".

(Фото 2)

«Деревенский футбол». (Фото 3)

«Деревенский футбол».

(Фото 3)

Леонид Баранов детство и отрочество провёл в маленькой деревне Бобылёво в Курганской области у своей замечательной бабушки Марии Егоровны, которая осталась в памяти внука невероятно доброй и любящей женщиной. Как всякая деревенская хозяйка, она часто вставала засветло, чтобы к тому моменту, когда проснутся домашние, на столе уже были парное молоко, свежеиспечённые блины с мёдом, пышные ватрушки или мягчайшие картофельные булочки-шаньги. Именно это ощущение беззаботности, тёплый свет домашнего очага и безмятежность босоногого детства позже придали такое очарование живописи Леонида Баранова.

Леонид Баранов детство и отрочество провёл в маленькой деревне Бобылёво в Курганской области у своей замечательной бабушки Марии Егоровны, которая осталась в памяти внука невероятно доброй и любящей женщиной. Как всякая деревенская хозяйка, она часто вставала засветло, чтобы к тому моменту, когда проснутся домашние, на столе уже были парное молоко, свежеиспечённые блины с мёдом, пышные ватрушки или мягчайшие картофельные булочки-шаньги. Именно это ощущение беззаботности, тёплый свет домашнего очага и безмятежность босоногого детства позже придали такое очарование живописи Леонида Баранова.

"Семочки". Деревенская утеха и русская нирвана.

(Фото 4)

Леонид Баранов окончил старейшее на Урале художественное училище имени Ивана Шадра. После выпуска некоторое время работал преподавателем в городской школе искусств, пытался реализовать себя на Свердловский киностудии. Но в 1987 году, в самый разгар горбачёвской перестройки, решил уйти на вольные хлеба и стать свободным художником. Чтобы обеспечить себе заработок, по полгода проводил на черноморских курортах, где занимался тем, что на набережных Ялты, Анапы и Геленджика рисовал праздных отдыхающих. За портреты и шаржи, на которых Леонид быстро набил руку, ему очень хорошо платили: в день он мог заработать и 100 рублей, что равнялось месячной зарплате учителя. Доход позволял без проблем дожить до нового сезона. Вот только искусством такой конвейер, разумеется, назвать было никак нельзя. А творческого человека перспектива навечно остаться ремесленником, который не способен сказать своего слова в живописи, обрадовать не могла.

Леонид Баранов окончил старейшее на Урале художественное училище имени Ивана Шадра. После выпуска некоторое время работал преподавателем в городской школе искусств, пытался реализовать себя на Свердловский киностудии. Но в 1987 году, в самый разгар горбачёвской перестройки, решил уйти на вольные хлеба и стать свободным художником.

Чтобы обеспечить себе заработок, по полгода проводил на черноморских курортах, где занимался тем, что на набережных Ялты, Анапы и Геленджика рисовал праздных отдыхающих. За портреты и шаржи, на которых Леонид быстро набил руку, ему очень хорошо платили: в день он мог заработать и 100 рублей, что равнялось месячной зарплате учителя. Доход позволял без проблем дожить до нового сезона. Вот только искусством такой конвейер, разумеется, назвать было никак нельзя. А творческого человека перспектива навечно остаться ремесленником, который не способен сказать своего слова в живописи, обрадовать не могла.

«Совсем как молодости... Только морщин прибавилось». «Прыгнуть с крыши, держа в руках зонтик...  Как в детстве в сугроб с высоты».              (Фото 6) (Фото 5)

«Совсем как молодости... Только морщин прибавилось».

«Прыгнуть с крыши, держа в руках зонтик... Как в детстве в сугроб с высоты».

(Фото 6)

(Фото 5)

«Жили были дед и баба...»            (Фото 7)

«Жили были дед и баба...»

(Фото 7)

В 1997 году, когда многие художники в резко обнищавшей стране остались без средств к существованию, 42-летний Баранов написал картину «Бабушка с тюрей», на которой пожилая женщина в платке, сидящая на фоне поля, ела простейшее крестьянское кушанье: кусочки хлеба, размоченные в молоке.  Неожиданно эта работа ушла, что называется, влёт: её приобрёл американский коллекционер, которому пришлась по душе самобытная живопись. Леонид Баранов создал ещё одну картину в аналогичной манере и понял, что наконец-то нащупал ту самую тему, которая действительно была очень ему близка и одновременно находила отклик у окружающих.

В 1997 году, когда многие художники в резко обнищавшей стране остались без средств к существованию, 42-летний Баранов написал картину «Бабушка с тюрей», на которой пожилая женщина в платке, сидящая на фоне поля, ела простейшее крестьянское кушанье: кусочки хлеба, размоченные в молоке. Неожиданно эта работа ушла, что называется, влёт: её приобрёл американский коллекционер, которому пришлась по душе самобытная живопись. Леонид Баранов создал ещё одну картину в аналогичной манере и понял, что наконец-то нащупал ту самую тему, которая действительно была очень ему близка и одновременно находила отклик у окружающих.

Иван Есаулков «Бабушка с тюрей»   Бабушка задумчивая в клетчатом платке  У картофельного поля отдыхает.  Держит ложку с тюрею она в своей руке,  Из глубокой миски сухари хлебает.   Развела на тюрю их горячим молоком  И столовой ложкой тюрю зачерпнула,  И сидит, задумавшись за стареньким столом,  И нисколько из той ложки не хлебнула.   Взгляд у этой бабушки и кроткий, и святой.  Коллекционерам сразу приглянулась  Старенькая видом отрешённым, простотой,  Полотно купили быстро, не торгуясь...   Так художник «Бабушку...» на улице продал,  И задорого, и быстро получилось.  Он тогда прохожих «за копейки» рисовал,  И семья у Леонида развалилась.   Вот и вынес это полотно однажды в сквер,  И вокруг него кругами заходили.  Понимал, что это чудо, коллекционер,  И картину ту немедленно купили.   Он с тех пор свои картины быстро продавал:  Только вынес – и мгновенно разобрали.  Целых двести долларов за холст тогда он брал,  И ему купить новинки обещали.             (Фото 8)

Иван Есаулков

«Бабушка с тюрей»

Бабушка задумчивая в клетчатом платке У картофельного поля отдыхает. Держит ложку с тюрею она в своей руке, Из глубокой миски сухари хлебает. Развела на тюрю их горячим молоком И столовой ложкой тюрю зачерпнула, И сидит, задумавшись за стареньким столом, И нисколько из той ложки не хлебнула. Взгляд у этой бабушки и кроткий, и святой. Коллекционерам сразу приглянулась Старенькая видом отрешённым, простотой, Полотно купили быстро, не торгуясь... Так художник «Бабушку...» на улице продал, И задорого, и быстро получилось. Он тогда прохожих «за копейки» рисовал, И семья у Леонида развалилась. Вот и вынес это полотно однажды в сквер, И вокруг него кругами заходили. Понимал, что это чудо, коллекционер, И картину ту немедленно купили. Он с тех пор свои картины быстро продавал: Только вынес – и мгновенно разобрали. Целых двести долларов за холст тогда он брал, И ему купить новинки обещали.

(Фото 8)

"Помидорки зреют"

(Фото 9)

Ему даже не пришлось ничего специально выдумывать: в основу его работ легли подсмотренные когда-то давно моменты неспешной и размеренной сельской жизни. А бабушка Маруся, которой он был обязан своим счастливым детством, стала его музой.

Ему даже не пришлось ничего специально выдумывать: в основу его работ легли подсмотренные когда-то давно моменты неспешной и размеренной сельской жизни. А бабушка Маруся, которой он был обязан своим счастливым детством, стала его музой.

«Не стоит без работящего мужика и праведника ни деревня, ни город, ни государство».  (Фото 10)

«Не стоит без работящего мужика и праведника ни деревня, ни город, ни государство».

(Фото 10)

"В стогу"

(Фото 11)

(Фото 12)

(Фото 12)

«Неизбежная, увы, для каждого тема старения обычно болезненна и страшит, - говорит арт-директор галереи «ПоЛе» Вера Лебедева. - Герои же картин Лёни Баранова всем нам пример - По их лицам видно, что они достойно прожили свои годы, сохранив при этом живой интерес к жизни, её новостям и радостям и, главное, друг к другу. И нам не страшно. Наоборот, любопытно, что там дальше-то будет? Работы из этой серии на моих глазах неоднократно покупались как подарок на свадьбу молодым парам. Потому они - утверждение и наглядное доказательство того, что это возможно: прожить вместе долго и счастливо, как в сказке, и вместе перейти в новое качество, в полное принятие и понимание друг друга. Живописная манера Леонида Баранова, классическая и при этом лёгкая, без догматизма, полна любовно прописанных деталей, передаёт нам, зрителям, уверенность автора в ценности простых бытовых вещей и ситуаций. И ещё очень полезно напоминать себе, что каждый получает в старости то лицо, которое заслуживает. Так будем же прекрасны, как «барановские» старички и старушки!»

Персонажи Леонида Баранова очень узнаваемы. Увидев единожды, их больше не спутаешь ни с какими другими. Они одновременно похожи на всех стариков и старушек сразу и в то же время только на самих себя. У них нет реальных прототипов, это собирательные образы. А вот деревня Счастье, куда художник поселил стариков, это отражение деревни Бобылёво. Того места, где он провёл самые безмятежные детские годы.

"У тебя зима, у меня лето"

(Фото 13)

"А "буратин" я и в детстве ещё недолюбливал"

(Фото 14)

"Царь". Вместо короны у деда на голове подстаканник.

(Фото 15)

«А летом на веранде хорошо и в картишки перекинуться. Интересно, кто из стариков пытается мухлевать?» (Фото 16)

«А летом на веранде хорошо и в картишки перекинуться. Интересно, кто из стариков пытается мухлевать?»

(Фото 16)

"Летим!"

Безусловно, он идеализировал действительность, но именно это придало его полотнам особый шарм и неповторимость. Искусствоведы определили стиль его работ несколько парадоксально: «уральский сказочный реализм». Да, на его картинах изображена российская глубинка. Но в то же время «Лёнькина деревня», как однажды Баранов окрестил цикл своих работ, в какой-то мере является тем утерянным раем, по которому невольно тоскует каждый человек. Это мир, где совсем нет злобы и зависти, где люди относятся друг к другу с пониманием, уважением и теплотой, где поддержка и коллективизм – не пустые слова, а супруги в любви и верности доживают до глубоких седин и сохраняют в глазах озорной юношеский огонёк.

(Фото 17)

Одна из моих любимых Лёниных картин — «Прыжок под зонтиком» (тоже из серии «Сельский экстрим»). Забравшись на крышу дровяного сарая по приставленной лестнице, двое старичков-экстремалов приготовились к синхронному прыжку, раскрыв над собой дождевые зонты. А как искренне в другой картине — «Доска» — переживает дородный дед в короткой, не по росту, телогрейке, когда бабка, раскинув руки в стороны, как распятый Иисус, взлетает над самодельной качелью-доской: «Ох, не расшиблась бы старуха. Чё ж я делать-то без неё стану?».  Да и зависшая в воздухе бабка не меньше напугана неожиданным кульбитом: «Ох, расшибусь. Вот старый хрыч! Есть еще порох в пороховницах». «Доска

Одна из моих любимых Лёниных картин — «Прыжок под зонтиком» (тоже из серии «Сельский экстрим»). Забравшись на крышу дровяного сарая по приставленной лестнице, двое старичков-экстремалов приготовились к синхронному прыжку, раскрыв над собой дождевые зонты. А как искренне в другой картине — «Доска» — переживает дородный дед в короткой, не по росту, телогрейке, когда бабка, раскинув руки в стороны, как распятый Иисус, взлетает над самодельной качелью-доской: «Ох, не расшиблась бы старуха. Чё ж я делать-то без неё стану?».  Да и зависшая в воздухе бабка не меньше напугана неожиданным кульбитом: «Ох, расшибусь. Вот старый хрыч! Есть еще порох в пороховницах».

«Доска"

(Фото 18)

Несмотря на успех и узнаваемость своих картин, Леонид Баранов состояния не нажил, в медиа-пространстве не раскрутился, в Москву за сладкой жизнью не переехал. Он живёт в Екатеринбурге, который перестал быть Свердловском сразу после распада Советского Союза. Знающие художника люди разводят руками: эх, к его бы таланту добавить предпринимательскую жилку! Но сам Леонид Баранов относится к этому философски, считая, что в жизни стремление преуспеть отнюдь не самое главное.

Несмотря на успех и узнаваемость своих картин, Леонид Баранов состояния не нажил, в медиа-пространстве не раскрутился, в Москву за сладкой жизнью не переехал. Он живёт в Екатеринбурге, который перестал быть Свердловском сразу после распада Советского Союза. Знающие художника люди разводят руками: эх, к его бы таланту добавить предпринимательскую жилку! Но сам Леонид Баранов относится к этому философски, считая, что в жизни стремление преуспеть отнюдь не самое главное.

Интернет ресурсы: https://dzen.ru/a/ZLC6KVX_VSviVsIo https://leonidbaranov.com/ https://cameralabs.org/10290-derevenskie-starichki-v-dushevnykh-kartinakh-uralskogo-khudozhnika -leonida-baranova https://www.pravmir.ru/zhili-byli-ded-da-baba/ https://stihi.ru/2023/03/10/1546 https://www.gorodskievesti.ru/2014/08/27/lyonkina-derevnya-pod-nazvaniem-schaste/ (Фото 1) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9835822/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c4150adc8743dbd8b544/scale_1200 (Фото 2) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4340862/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c0bd9eb11c4c9a71b686/scale_2400 (Фото 3) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9860299/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c66ede0c3b1ae9982cd4/scale_1200 (Фото 4) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10312763/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c4deb1312c5183484266/scale_1200 (Фото 5) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9830831/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0cca5d764b4588c75dbc7/scale_1200 (Фото 6) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9865229/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c3b125e22b7809a0366b/scale_1200 (Фото 7) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10315851/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c037549edd6e4382fb33/scale_1200 (Фото 8) https://stihi.ru/pics/2023/03/10/1546.jpg (Фото 9) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9827869/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0bf3e2b3e4e202f7988fb/scale_2400 (Фото 10) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10384921/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c2d355ff552be25c942e/scale_1200 (Фото 11) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10074064/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0bce526bb6a4f8d160ad9/scale_2400 (Фото 12) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9827869/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c26a26ea07547f39d508/scale_1200 (Фото 13) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10191615/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0bf899eb11c4c9a70dfd3/scale_2400 (Фото 14) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9859611/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0be1bce7e6232bea21496/scale_1200 (Фото 15) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10315851/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0bd055f052d0cffe52848/scale_1200 (Фото 16) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9830831/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0bfd35f052d0cffe711db/scale_1200 (Фото 17) https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/9852052/pub_64b0ba2955ff552be256c228_64b0c74c54abe050d8250807/scale_1200 (Фото 18) https://img.gorodskievesti.ru/wp-content/uploads/2014/08/Doska.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Павельева Елена Федоровна

Дата: 20.04.2025

Номер свидетельства: 668649


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства