Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Как в сказке, на картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Как в сказке, на картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»
Разработка занятия для педагогов школ искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Как в сказке, на картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск.
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: « Как в сказке. На картинах уральского художника Леонида Баранова старики обрели земной рай»
Подготовила: Педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Федоровна
Саранск 2025
(Фото 1)
«Я живу так, как хочу, - говорит он. - У меня есть время и деньги на друзей. У меня есть свобода. А это дорогого стоит. Слава Богу, что пока я сохраняю лёгкость стиля. Не хочу сидеть в своём логове и «махроветь». Если не жил богато и никогда не был шибко продуманным, значит так оно и должно быть!»
Героями картин уральского художника Леонида Баранова являются пожилые люди. Но они не вызывают жалости, как можно было бы предположить, зная наши российские реалии. Напротив, их жизнь не горька и одинока, как у многих ровесников в реальном мире, а наполнена светом и мудростью. Они не только радуются каждому новому дню и возможности встретить его с близким человеком, но и шалят, трогательно ухаживают друг за другом, устраивают праздники, занимаются хозяйством, встречают гостей. Кажется, что деревенька Счастье, где они живут, является убежищем для всех, кто устал от несправедливости и проблем. В этом изолированном от остального мира идиллическом уголке царят спокойствие и радость. А в одной из потемневших от времени и покосившихся избушек словно поселилась загадочная русская Душа – сострадательная, добрая, наивная и бесхитростная. Может быть, именно поэтому при взгляде на работы Баранова становится так тепло и хорошо на сердце.
Говоря о картинах этого художника, невольно вспоминаешь расхожее выражение о том, что каждый из нас родом из детства. Именно годы столкновения душевной невинности ребёнка с реальностью оказываются определяющими и накладывают на всю дальнейшую жизнь свой отпечаток. А уж счастливым и радостным будет этот след или злым и травмирующим, заранее не предскажешь, тут уж кому как повезёт.
Леонид Баранов
Художник Леонид Павлович Баранов. Родился в 1955 году в Каргапольском зерносовхозе Курганской области. Жил в Долматово, Краснотурьинске, Ноябрьске, Первоуральске сейчас живёт и работает в Екатеринбурге. В 1984 году закончил Свердловское художественное училище им. Шадра, живописно-педагогическое отделение...учителя Кисляковский В.В., Киселёв Ю.К., Маос Н.Н. Работал в школе искусств, Свердловской киностудии, в мастерских «Росмонументискусство». С 1987 года - свободный художник. Участник нескольких персональных выставок и множества коллективных.
Основная тема творчества: русская деревня и её люди.
Искусство художника Леонида Павловича Баранова родом из детства, из деревни Бобылево, где он жил до армии у бабушки Марии Егоровны. Все его картины посвящены нехитрой деревенской жизни и паре светлых, счастливых, светящихся добротой старичков. Глядя на безмятежно улыбающихся героев, зрители и сами светлеют и добреют.
«Жили были старик со старухой», - именно с этих слов начинаются многие русские народные сказки. Своими главными героями, кочующими из картины в картину, Леонид Баранов сделал пару седовласых стариков, которые прожили вместе всю жизнь и сроднились настолько, что даже внешне стали похожими. Как будто и душа у них одна на двоих. Так переплетаются корнями два близко посаженных дерева: если уничтожить одно, то и другое, скорее всего, засохнет следом.
"Чем дорожить? Гость пришёл и ушёл, а нам с бабкой жить".
(Фото 2)
«Деревенский футбол».
(Фото 3)
Леонид Баранов детство и отрочество провёл в маленькой деревне Бобылёво в Курганской области у своей замечательной бабушки Марии Егоровны, которая осталась в памяти внука невероятно доброй и любящей женщиной. Как всякая деревенская хозяйка, она часто вставала засветло, чтобы к тому моменту, когда проснутся домашние, на столе уже были парное молоко, свежеиспечённые блины с мёдом, пышные ватрушки или мягчайшие картофельные булочки-шаньги. Именно это ощущение беззаботности, тёплый свет домашнего очага и безмятежность босоногого детства позже придали такое очарование живописи Леонида Баранова.
"Семочки". Деревенская утеха и русская нирвана.
(Фото 4)
Леонид Баранов окончил старейшее на Урале художественное училище имени Ивана Шадра. После выпуска некоторое время работал преподавателем в городской школе искусств, пытался реализовать себя на Свердловский киностудии. Но в 1987 году, в самый разгар горбачёвской перестройки, решил уйти на вольные хлеба и стать свободным художником.
Чтобы обеспечить себе заработок, по полгода проводил на черноморских курортах, где занимался тем, что на набережных Ялты, Анапы и Геленджика рисовал праздных отдыхающих. За портреты и шаржи, на которых Леонид быстро набил руку, ему очень хорошо платили: в день он мог заработать и 100 рублей, что равнялось месячной зарплате учителя. Доход позволял без проблем дожить до нового сезона. Вот только искусством такой конвейер, разумеется, назвать было никак нельзя. А творческого человека перспектива навечно остаться ремесленником, который не способен сказать своего слова в живописи, обрадовать не могла.
«Совсем как молодости... Только морщин прибавилось».
«Прыгнуть с крыши, держа в руках зонтик... Как в детстве в сугроб с высоты».
(Фото 6)
(Фото 5)
«Жили были дед и баба...»
(Фото 7)
В 1997 году, когда многие художники в резко обнищавшей стране остались без средств к существованию, 42-летний Баранов написал картину «Бабушка с тюрей», на которой пожилая женщина в платке, сидящая на фоне поля, ела простейшее крестьянское кушанье: кусочки хлеба, размоченные в молоке. Неожиданно эта работа ушла, что называется, влёт: её приобрёл американский коллекционер, которому пришлась по душе самобытная живопись. Леонид Баранов создал ещё одну картину в аналогичной манере и понял, что наконец-то нащупал ту самую тему, которая действительно была очень ему близка и одновременно находила отклик у окружающих.
Иван Есаулков
«Бабушка с тюрей»
Бабушка задумчивая в клетчатом платке У картофельного поля отдыхает. Держит ложку с тюрею она в своей руке, Из глубокой миски сухари хлебает. Развела на тюрю их горячим молоком И столовой ложкой тюрю зачерпнула, И сидит, задумавшись за стареньким столом, И нисколько из той ложки не хлебнула. Взгляд у этой бабушки и кроткий, и святой. Коллекционерам сразу приглянулась Старенькая видом отрешённым, простотой, Полотно купили быстро, не торгуясь... Так художник «Бабушку...» на улице продал, И задорого, и быстро получилось. Он тогда прохожих «за копейки» рисовал, И семья у Леонида развалилась. Вот и вынес это полотно однажды в сквер, И вокруг него кругами заходили. Понимал, что это чудо, коллекционер, И картину ту немедленно купили. Он с тех пор свои картины быстро продавал: Только вынес – и мгновенно разобрали. Целых двести долларов за холст тогда он брал, И ему купить новинки обещали.
(Фото 8)
"Помидорки зреют"
(Фото 9)
Ему даже не пришлось ничего специально выдумывать: в основу его работ легли подсмотренные когда-то давно моменты неспешной и размеренной сельской жизни. А бабушка Маруся, которой он был обязан своим счастливым детством, стала его музой.
«Не стоит без работящего мужика и праведника ни деревня, ни город, ни государство».
(Фото 10)
"В стогу"
(Фото 11)
(Фото 12)
«Неизбежная, увы, для каждого тема старения обычно болезненна и страшит, - говорит арт-директор галереи «ПоЛе» Вера Лебедева. - Герои же картин Лёни Баранова всем нам пример - По их лицам видно, что они достойно прожили свои годы, сохранив при этом живой интерес к жизни, её новостям и радостям и, главное, друг к другу. И нам не страшно. Наоборот, любопытно, что там дальше-то будет? Работы из этой серии на моих глазах неоднократно покупались как подарок на свадьбу молодым парам. Потому они - утверждение и наглядное доказательство того, что это возможно: прожить вместе долго и счастливо, как в сказке, и вместе перейти в новое качество, в полное принятие и понимание друг друга. Живописная манера Леонида Баранова, классическая и при этом лёгкая, без догматизма, полна любовно прописанных деталей, передаёт нам, зрителям, уверенность автора в ценности простых бытовых вещей и ситуаций. И ещё очень полезно напоминать себе, что каждый получает в старости то лицо, которое заслуживает. Так будем же прекрасны, как «барановские» старички и старушки!»
Персонажи Леонида Баранова очень узнаваемы. Увидев единожды, их больше не спутаешь ни с какими другими. Они одновременно похожи на всех стариков и старушек сразу и в то же время только на самих себя. У них нет реальных прототипов, это собирательные образы. А вот деревня Счастье, куда художник поселил стариков, это отражение деревни Бобылёво. Того места, где он провёл самые безмятежные детские годы.
"У тебя зима, у меня лето"
(Фото 13)
"А "буратин" я и в детстве ещё недолюбливал"
(Фото 14)
"Царь". Вместо короны у деда на голове подстаканник.
(Фото 15)
«А летом на веранде хорошо и в картишки перекинуться. Интересно, кто из стариков пытается мухлевать?»
(Фото 16)
"Летим!"
Безусловно, он идеализировал действительность, но именно это придало его полотнам особый шарм и неповторимость. Искусствоведы определили стиль его работ несколько парадоксально: «уральский сказочный реализм». Да, на его картинах изображена российская глубинка. Но в то же время «Лёнькина деревня», как однажды Баранов окрестил цикл своих работ, в какой-то мере является тем утерянным раем, по которому невольно тоскует каждый человек. Это мир, где совсем нет злобы и зависти, где люди относятся друг к другу с пониманием, уважением и теплотой, где поддержка и коллективизм – не пустые слова, а супруги в любви и верности доживают до глубоких седин и сохраняют в глазах озорной юношеский огонёк.
(Фото 17)
Одна из моих любимых Лёниных картин — «Прыжок под зонтиком» (тоже из серии «Сельский экстрим»). Забравшись на крышу дровяного сарая по приставленной лестнице, двое старичков-экстремалов приготовились к синхронному прыжку, раскрыв над собой дождевые зонты. А как искренне в другой картине — «Доска» — переживает дородный дед в короткой, не по росту, телогрейке, когда бабка, раскинув руки в стороны, как распятый Иисус, взлетает над самодельной качелью-доской: «Ох, не расшиблась бы старуха. Чё ж я делать-то без неё стану?». Да и зависшая в воздухе бабка не меньше напугана неожиданным кульбитом: «Ох, расшибусь. Вот старый хрыч! Есть еще порох в пороховницах».
«Доска"
(Фото 18)
Несмотря на успех и узнаваемость своих картин, Леонид Баранов состояния не нажил, в медиа-пространстве не раскрутился, в Москву за сладкой жизнью не переехал. Он живёт в Екатеринбурге, который перестал быть Свердловском сразу после распада Советского Союза. Знающие художника люди разводят руками: эх, к его бы таланту добавить предпринимательскую жилку! Но сам Леонид Баранов относится к этому философски, считая, что в жизни стремление преуспеть отнюдь не самое главное.