kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс "Особый ребёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс "Особый ребёнок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс "Особый ребёнок"»

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель-НИИ дефектологии) с учётом особенностей обучающейся.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.

2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)

3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).

4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.

5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.


Цель: развитие и воспитание уч-ся, коррекция её познавательной деятельности.

Задачи:

  1. способствовать развитию правильного восприятия формы и цвета предметов;

  2. оказывать положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности;

  3. развивать аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.


Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  1. ориентироваться в задании;

  2. правильно планировать ход работы;

  3. контролировать свою работу;

  4. оценивать качество выполненной работы.


В процессе ИЗО осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, пространственной

ориентировки, воображения, речи, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Учебный материал в программе распределён с учётом психофизических и возрастных особенностей УО ребёнка.


Общая характеристика предмета

Рисование — один из предметов программы обучения умеренно умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные занятия.

Подготовительные занятия

Дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения на выделение формы, величины и цвета предметов.

Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.

Большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами).

Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

Много внимания следует уделить обучению раскрашиванию. Для детей характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходят за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов, важно научить детей различать основные цвета находить в классе (группе) предметы заданного цвета.

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоров в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем вначале необходимо учить детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем - из растительных форм.

В младших классах при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на темы

В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать. где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном. Дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты Красного календаря, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности. Рекомендуется прослушивания классической и медитативной музыки при непосредственном выполнении работы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

Декоративное рисование

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике ,круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами ( по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура) и красками. Продолжить знакомить детей с народным декоративным искусством (хохломская , жостовская, городецкая росписи), народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская), керамическими изделиями и скульптурой малых форм . Учить детей получать оттенки цветов путем смешивания красок .

Примерные задания

Рисование узора из геометрических элементов в полосе (украшение тетради).

Рисование узора в прямоугольнике (платок, скатерть).

Рисование в полосе узора из растительных элементов( лист дуба с желудями).

Рисование узора в круге, используя осевые линии.

Оформление узора для праздничной открытки, книги.

Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства( салфетка , полотенце , головной платок, косынка).

Рисование с натуры

Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов ; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка; правильно подбирать цвета ; закреплять понятия о величине предметов (высокий, низкий,).

Примерные задания

Рисование различных видов транспорта.

Рисование елочных украшений.

Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников.

Рисование животных.

Рисование предметов симметричной формы.

Рисование игрушек .

Рисование цветов.

Рисование предметов из элементов строительного материала.

Рисование на темы

Совершенствовать у учащихся умения отражать в рисунке свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета. Учить передавать в рисунке несложные движения человека и животных , различные сюжеты : труд людей , события, сюжеты из сказок, песен.

Примерные задания

Рисование на темы : «Наши четвероногие друзья», «Новогодний праздник», «Магазин», «Профессия», «Моя игрушка».

Тематическое рисование : «День защитника Отечества», «Подарок маме»(открытка).

Иллюстрирование сказок (по выбору учителя).


IX класс (34 ч.)

Декоративное рисование. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; совершенствование умений и навыков пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов. Продолжение знакомства с народными промыслами, простейшие элементы росписи (филимоновская, дымковская игрушки).

Рисование с натуры. Закрепление умений и навыков анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой; установление последовательности выполнения рисунка; передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами; ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Беседа о натюрморте. Экскурсии на художественные выставки.

Примерные задания.

Рисование несложных натюрмортов (ваза с фруктами, ваза с цветами, с посудой). Рисование с натуры предметов комбинированной формы (настольная лампа, столярные инструменты и др.).

Рисование на тему. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга, работать акварельными и гуашевыми красками.

Рисование на темы: «Праздничный город», «Новый год», «Снег пушистый», «Весна пришла». Иллюстрирование отрывков из произведений , изучаемых на уроках чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане


Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю (68 часов в год).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол. час


Коррекционные задачи

УУД

I

Беседы по ИЗО

10

Видеть красоту природы.

Понимать правила выполнения узора.

Развитие восприятия наблюдаемых объектов.

 

 II

1. Рисование контуров. 2.Штриховка рисунков. 3.Дорисовка предмета.

 20

Развивать основные мыслительные операции, наблюдательность.

Развитие мелкой моторики рук.

Практическая деятельность

III

Рисование с натуры

8

Развивать эмоциональное отношение к объектам изображения.

Развитие умения соединять в одном сюжетном рисунке нескольких изображений нужных размеров.

Работа по этапам и по плану.

 

1. Натюрморт. 2.Пейзаж.


Распределять рисунок на листе (правила композиции)

Развитие умения изобразить предметы, загороженные другими предметами.

 

IV

Декоративное рисование

20

 

 

 

 

1.Узоры для посуды. 2.Народное творчество. 3.Украшение узором предметов круглой, квадратной, прямоугольной форм.

 

Понимать правила выполнения узора.

Развитие мыслительной деятельности, способности анализировать.

дозированная помощь учителя

V

Рисование на темы

10

Составлять рисунок по теме.

Развитие логических связей.

 



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол. час

Дата

Самостоятельная. подготовка. Кол. час

Коррекционные задачи


Первая четверть






Тема: Декоративное рисование





1-2

Рисование в полосе узора из растительных элементов (лист дуба с желудями).

2

3-4.09

Закончить рисунок(1ч)

Развитие зрительной памяти.


Развитие наглядно – действенного мышления.


Развитие слухового внимания.


Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительной памяти.


Развитие наглядно – действенного мышления.


Развитие слухового внимания.


Развитие слухового внимания.


3-4

Рисование узора из геометрических элементов в полосе (украшение тетради).

2

10-11.09

Закончить рисунок(1ч)

5-6

Рисование узора в прямоугольнике (платок).

2

17-18.09

Закончить рисунок(1ч)

7-8

Рисование узора в прямоугольнике (скатерть).

2

24-25.09

Закончить рисунок(1ч)

9-10

Рисование узора в круге.

2

1-2.10

Закончить рисунок(1ч)

11-12

Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (салфетка).

2

8-9.10

Закончить рисунок(1ч)

13-14

Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (полотенце).

2

15-16.10

Закончить рисунок(1ч)

15-16

Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (головной убор).

2

22-23.10

Закончить рисунок(1ч)

17-18

Рисование узора по мотивам народного декоративно- прикладного искусства (косынка).

2

29-30.10

Закончить рисунок(1ч)


Вторая четверть





Тема: Рисование с натуры




19-20

Рисование различных видов транспорта.

2

12-13.11

Закончить рисунок(1ч)

11-22

Рисование различных видов транспорта.

2

19-20.11

Закончить рисунок(1ч)

23-24

Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников.

2

26-27.11

Закончить рисунок(1ч)

25-26

Рисование листьев и ягод различных деревьев и кустарников.

2

03-4.12

Закончить рисунок(1ч)

27-28

Рисование ёлочных украшений.

2

10-11.12

Закончить рисунок(1ч)

29-30

Рисование ёлочных украшений

2

17-18.12

Закончить рисунок(1ч)

31-32

Рисование на тему: » Новогодний праздник»

2

24-25.12

Закончить рисунок(1ч)


Третья четверть





Рисование на тему:




33-34

Рисование животных.

2

14-15.01

Закончить рисунок(1ч)

35-36

Рисование животных.

2

21-22.01

Закончить рисунок(1ч)

37-38

Рисование на тему: «Наши четвероногие друзья»

2

28-29.01

Закончить рисунок(1ч)

39-40

Рисование на тему: «Наши четвероногие друзья»

2

4-5.02

Закончить рисунок(1ч)

Развитие зрительной памяти.


Развитие наглядно – действенного мышления.


Развитие слухового внимания.


Развитие фонематического восприятия.

Развитие зрительной памяти.


Развитие слухового внимания.


41-42

Рисование предметов симметричной формы.

2

11-12.02

Закончить рисунок(1ч)

43-44

Рисование на тему» День Защитников Отечества»

2

18-19.02

Закончить рисунок(1ч)

45-46

Рисование на тему» День Защитников Отечества»

2

25-26.02

Закончить рисунок(1ч)

47-48

Рисование на тему: « Магазин»

2

4-5.03

Закончить рисунок(1ч)

49-50

Рисование на тему: « Магазин»

2

11-12.03

Закончить рисунок(1ч)

51-52

Рисование на тему: « Подарок маме» (открытка)

2

18-19.03

Закончить рисунок(1ч)


Четвёртая четверть





Рисование на тему:




53-54

Рисование предметов из строительного материала.

2

1-2.04

Закончить рисунок(1ч)

55-56

Рисование цветов.

2

8-9.04

Закончить рисунок(1ч)

57-58

Рисование цветов.

2

15-16.04

Закончить рисунок(1ч)

59-60

Рисование на тему: «Профессия».

2

22-23.04

Закончить рисунок(1ч)

61-62

Рисование на тему: «Профессия».

2

29-30.04

Закончить рисунок(1ч)

63-64

Рисование на тему: «Моя игрушка»

2

6-7.05

Закончить рисунок(1ч)

65-66

Иллюстрирование русских народных сказок.

2

13-14.05

Закончить рисунок(1ч)

67-68

Иллюстрирование русских народных сказок.

2

20-21.05

Закончить рисунок(1ч)


Итого

68


34



Список литературы, ЭОР, ЦОР для уроков:

1. И. А. Грошенков « Уроки рисования в I- VI классах вспомогательной школы» Москва « Просвещение» 1975 г.

2. А. Ю. Бушкова « Поурочные разработки по изобразительному искусству Москва « ВАКО» 2009 г.

Информационно-коммуникативные средства
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)
2. Электронные библиотеки по искусству
3.Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 1. Методическое пособие с электронным приложением   – М.: Издательство « Планета», 2011
4. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением   – М.: Издательство « Планета», 2011

Интернет-ресурсы

1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (  Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru
2.Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www.school2100.ru
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// school-collection.edu.ru
4.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
6.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
7.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www/km.ru/ed

Технические средства обучения
1.Компьютер
2.CD-проигрыватель

Учебно-практическое оборудование

1.Краски акварельные.
2.Бумага А-4. Бумага цветная.
3.Фломастеры.
4.Мелки восковые.
5.Кисти беличьи, кисти из щетины.
6.Емкости для воды.
17.Пластилин.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:


Привить интерес к обучению.

Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.

Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.

Развивать зрительное восприятие.


Коммуникативные результаты:


Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.


Предметные результаты:


Учащиеся могут научиться:

-рисовать узоры из геометрических фигур и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии;

-получать оттенки цветов путём смешивания красок;

-передавать в рисунке форму хорошо известных предметов;

-соблюдать последовательность выполнения рисунка;

-правильно подбирать цвета;

-отражать в рисунке свои отражения;

-правильно передавать величину предметов;

-соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга;

-передавать в рисунке несложные движения человека и животных, различные сюжеты.

Учащиеся могут узнать:

-геометрические фигуры;

-народно-декоративное искусство;

-народные игрушки;

-керамические изделия и скульптуры малых форм;

-последовательность выполнения рисунка;

-величины предметов;

-пространственные отношения предметов относительно друг друга.


Требования к оцениванию.


Оценивание обучающихся осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка, согласно основных требований к знаниям и умениям обучающихся.


Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по предметам:

1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.

2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.

3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс "Особый ребёнок"

Автор: Ирина Викторовна Пасько

Дата: 17.03.2020

Номер свидетельства: 543082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства