Практически каждая представительница прекрасного пола рано или поздно сталкивается с проблемой того, как разнообразить свой повседневный быт. Палочкой-выручалочкой в выполнении столь непростой задачи выступает канзаши. Канзаши – это оригинальные украшения для волос, пришедшие к нам от миниатюрных японок. История украшения уходит в прошлое японской моды примерно на четыре века назад. Именно в то время японки отдавали предпочтение сложным прическам, сооружая их с помощью эффектно оформленных шпилек и гребней. Это и были первые канзаши. Конечно, техника канзаши со временем несколько изменилась. В наши дни многие делают работы своими руками из доступных материалов, и даже современная японская техника канзаши допускает выполнение этих замечательных украшений из обычной пластмассы и ткани. В современное время канзаши – это и заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты, а так же различные предметы интерьера. Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития творческих способностей учащихся на основе внеурочной деятельности, рекомендую использовать технику канзаши. Канзашиспособствует гармоничному развитию школьников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям, развивают художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, учащиеся испытывают радостное изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Учащиеся становятся участниками увлекательного процесса, создание полезных и красивых изделий. Это способствует формированию эстетического вкуса, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Программа рассчитана на обучающихся 5 -9классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программы рассчитана на один год.
Цели программы:
Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
Создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребенку, как в области материальной культуры, так и в социуме.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
1. Обучающие задачи:
приобретение общих представлений о материалах и проектной работе;
усвоение элементарных знаний в области материаловедения, технологии обработки материалов;
изготовление поделок и сувениров из различного материала;
правильное использование цветовой гаммы;
формирование у учащихся способности к планированию.
2. Воспитывающие задачи:
выработка адекватной самооценки;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать);
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
3. Развивающие задачи:
развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством, и их популяризацией.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
В результате обучения в кружке учащиеся должны
Знать:
правила безопасности при ручных работах;
принципы выполнения изделий лентами;
еехнологию изготовления канзаши;
правила организации рабочего места Правила безопасной работы с огнем;
виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок;
начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала ).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Вводное занятие (4 часа)
Вводное занятие. История появления канзаши. Техника безопасности при работе с разными инструментами. Знакомство с работой объединения, его программой и задачами. Знакомство с материалами и инструментами.
Нарезка заготовок из тканей и лент для изготовления цветов. Крепление цветов и бантов к аксессуарам.
2. Изготовление бантов из атласной ленты (4 часа)
Изготовление банта из ленты.Изготовление «американского» банта из ленты.
Изготовление цветов и изделий из них (20 часов).
Знакомство с различными видами лепестков (круглые, острые) и технологией их изготовления.Подбор лент по цветовой композиции для изготовления различных цветков из лент. Изготовление аксессуаров для волос из цветов канзаши.
8. Творческий отчет. Защита творческих работ (4 часа).
Подведение итогов. Защита творческих работ учащихся. Выставка-ярмарка готовых изделий.
Тематическое планирование
Кружковой работы «Волшебная ленточка»
(наименование курса)
Учебный год: _____2022-2023______________________
Классы:_______10-11______________________
Учебно-тематический план занятий.
№
Дата
Тема занятий
Всего часов
Цели занятия
Основные виды УУД
План.
Факт.
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ труда и личной гигиены. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе.
1
Формировать нравственные качества, трудолюбие, аккуратность в работе.
Личностные
Будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные
Научатся:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные
Смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные
Научатся:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
2
История канзаши. Знакомство с изделиями канзаши.
1
Познакомить уч-ся с историей появления нового вида искусства, Дать понятие о профессиях людей творческой деятельности;
3
Изготовление заготовок из атласных лент.
1
Ознакомить учащихся с принципами работы в технике канзаши.
4
Способы крепления изделий к аксессуарам.
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
5-6
Изготовление банта из ленты.
2
Формировать навыки самостоятельной работы, гибкость мышления, пространственное представление, воспитание трудолюбия и усидчивости
7-8
Изготовление «американского» банта из ленты.
2
Формировать навыки самостоятельной работы, гибкость мышления, пространственное представление, воспитание трудолюбия и усидчивости
9
Изготовление острых лепестков из атласных лент.
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
10
Сборка цветов с острыми лепестками.
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
11
Изготовление круглых лепестков из атласных лент.
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
12
Сборка цветов с круглыми лепестками.
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
13
Изготовление двойных лепестков разными способами.
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
14
Сборка цветов с круглыми лепестками.
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
15
Изготовление плоского цветка.
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
16
Сборка плоского цветка.
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
17
Изготовление лепестков для цветка «Земляничка».
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
18
Сборка цветка «Земляничка»
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
19
Изготовление лепестков для цветка «Хризантема».
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
20
Сборка цветка «Хризантема»
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
21
Изготовление лепестков для цветка «Лилия».
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
22
Сборка цветка «Лилия»
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним;
23
Изготовление бабочек - канзаши.
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
24
Оформление аксессуаров бабочками-канзаши.
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним.
25
Изготовление лепестков для цветка «Роза».
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
26
Сборка цветка «Роза»
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним.
27
Изготовление лепестков для цветка «Астра».
1
Формировать умения художественного конструирования, изобретательства у учащихся
28
Сборка цветка «Астра»
1
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним.
29-30
Изготовление броши к Дню победы.
2
Побуждать учащихся к разработке собственных творческих композиций, проектов, выбирать материал и способ работы с ним; воспитывать патриотизм среди учащихся.
31-32
Творческий проект.
2
Развитие творческих способностей, самостоятельности, умения достигать поставленных целей.
33-34
Защите творческих проектов.
2
Обобщение, подведение итогов работы, выставка творческих работ учащихся