Изучение предметной области «Искусство» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Изучение учебного предмета «Искусство (Музыка)» направлено на достижение следующих целей:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Данная рабочая образовательная программа по учебному предмету «Искусство (Музыка)» для 8-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-9 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
Данная программа предусматривает 34 часа в год/1 час в неделю в 8 классе и 17 часов в год/0,5 часа в неделю в 9 классе.
Введение региональных вопросов в рабочую программу 8-9 класса придаёт преподаванию учебного предмета «Искусство (Музыка)» значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные, социальные проблемы Кемеровской области. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Кузбасса, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения регионального компонента - этосоздание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. У обучающихся воспитывается чувство патриотизма и любви к родному краю, создается положительный образ территории своей малой Родины – Кемеровской области.
2. Содержание программы учебного предмета
8 класс
Основы музыкальной культуры
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.
Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал, мотет (О. Лассо, Д. Палестрина). Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.
Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы.
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества Э.Грига). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония И ДР. Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж. Бизе, Д. Верди, Д. Россини. Знакомство с образцами духовной музыки: реквием.
Музыка в формировании духовной культуры личности
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, взаимодополнение выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Коммуникативная, этическая, эстетическая и познавательно-просветительская направленность музыкального искусства, его возможности в духовном совершенствовании личности. Музыкальное искусство в преобразовании духовного мира человека, достижении комфортности его душевного состояния.
Опыт музыкально-творческой деятельности
Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Пение. Творческое самовыражение обучающегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта. Индустриально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Выбор сценических средств выразительности, поиск вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их воплощения
9 класс
Основы музыкальной культуры
Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века. Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки.
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов). Спиричуэл, блюз (Э. Фицджеральд. Симфоджаз (Дж. Гершвин).
Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени (И.О. Дунаевский, А.В. Александров).
Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, А.И. Галич); мюзикл(Л. Бернстайл), рок-опера (Э.Л. Уэббер); рок-н-ролл (Э. Пресли); британский бит ("Битлз"), Фолк-рол (Б. Дилан); хард-рок ("Лед зеппелин", "Дип пепл"); арт-рок «Пинк флойд»); регги (Б. Марли), хеви-металл ("Джуас Прист") и др .
Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, Д.Ф. Ойстрах, Е.А. Мравинский, Е.Ф. Светланов, А.В. Свешников и др.
Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Рубенштейн, Г. Фон Караян, А. Тосканини и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского.
Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), гранд-опера (Франция, Париж), конвент-гарден (Англия, Лондон), метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).
Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, московская гусударственная консерватория им. П.И. Чайковского, санкт-петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.
Выдающиеся музыкальные коллективы: русский народный академический хор им. М.Е. Пятницкого, русский народный академический оркестр им. Н.П. Осипова, государственный академический оркестр ленинградской филармонии.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха), любви и ненависти ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза , П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева); войны и мира (творчество Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского); личности и общества (Л. Ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Опыт музыкально-творческой деятельности
Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностное образное восприятие и оценка изучаемых образцов музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки.
Пение. Творческое самовыражение обучающегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.
Музыка современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музыцировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети интернет
2.Календарно-тематическое планирование
8 класс
Календарные сроки
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Основы музыкальной культуры
18
11
7
Сентябрь
1-2
Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.
1
1
3-4
Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал, мотет (О. Лассо, Д. Палестрина).
1
1
Сентябрь- Октябрь
5-6
Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.
2
7-8
Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Становление музыкальной культуры в Кузбассе.
1
1
Тест
9
Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы. Произведения Баха в кемеровской филармонии
1
Ноябрь
10-11
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы
1
1
Викторина
12
Отличительные черты творчества Э.Грига. Произведения Э.Грига в кемеровской филармонии
1
Письменный опрос
13-14
Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка. Камерная инструментальная музыка в филармонии Кузбасса
1
1
Декабрь-Январь
15-16
Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века
2
17-18
Знакомство с образцами духовной музыки: реквием. Реквием В.А.Моцарта Исполняет Губернаторский камерный хор
1
1
Кроссворд
Раздел 2. Музыка в формировании духовной культуры личности
16
11
5
Февраль
19-21
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусствах. Становление музыкальной культуры в Кузбассе.
2
1
22-23
Родство художественных образов разных искусств.
1
1
Сам.работа
Март
24
Общность тем, взаимодополнение выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).
1
25-26
Государственная символика Кемеровской области. «Рабочая мелодия Кузбасса»
1
1
Тест
Март- Апрель
27-28
Музыка в театре и кино. Музыка в театрах Кемерово
2
29
Музыкальное искусство в Кузбассе
1
30-31
Музыкальное искусство в преобразовании духовного мира человека, достижении комфортности его душевного состояния.
1
1
Муз.викторина
Май
32
Музыка в храмах Кемеровской области
1
33-34
Коммуникативная, этическая, эстетическая и познавательно-просветительская направленность музыкального искусства, его возможности в духовном совершенствовании личности.
1
1
Тест
Итого:
34
22
12
Календарно-тематическое планирование
9класс
Календарные сроки
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Январь
1
Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века.
1
2
Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия.
1
Январь-Февраль
3-4
Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм)
1
1
5
Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки.
1
Февраль-Март
6-7
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности и зарубежных композиторов
1
1
8-9
Джаз. Спиричуэл, блюз. Джазовое искусство в Кузбассе
1
1
10
Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени. Песни Кузбасских композиторов
1
Апрель
11
Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования. Филармония Кузбасса
1
12
Многообразие современной популярной музыки.
1
13
Выдающиеся музыкальные коллективы. Коллективы филармонии Кузбасса
1
14
Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские и зарубежные исполнители
1
Май
15
Всемирно известные театры оперы и балета. Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва
1
16
Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов
1
17
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
1
Итого:
17
8
9
4. Перечень ключевых слов
Авторская песня
Арт-рок
Блюз
Британский бит
Вилланелла
Григорианский хорал
Импрессионизм
Консерватория
Мадригал
Месса
Метрополитен-опера
Мотет
Мюзикл
Неоклассицизм
Неофольклоризм
Прелюдия
Регги
Реквием
Рок-н-ролл
Рок-опера
Симфоджаз
Спиричуэл
Филармония
Фолк-рок
Фуга
Хард-рок
Хеви-металл
Экспрессионизм
5. Список литературы для учителя
1. Алиев, Ю.Б. , Безбородова, Л.А.Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях:Учеб.пособие для студ.муз.фак.педвузов[Текст]: - М.: Издательский центр “Академия”,2002.- 416 с.
2. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст]:методическое пособие для учителей / Н. Гришанович.-Минск :Юнипресс, 2006.
3. Гульянц Е.И. Детям о музыке[Текст]: -М.: «Аквариум», 1996.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.[Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст]/Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. [Текст] – М.: Вентана-Граф, 2008.