2.1 2.2 | Введение в тему занятий. Вводная беседа Сообщение темы и цели занятия | Эмоциональное стимулирование Вопросы учащимся Частично поисковый Фронтальный опрос | Ребята, а где же мы с вами живем? (Ответы детей) Что мы называем Севером? (ответы детей) Правильно! Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда и непредсказуемость погоды. Когда мы произносим слово «Север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля… Люди всегда любили природу и придумывали интересные сказки о животных. «Песец и Олень». Чтение ненецкой народной сказки: Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец. - Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он. - Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного. - А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец. - Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой. - А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец. - Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно. Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу. Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул. - Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост. - Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют. - А как вы, олени, грибы ищете? - Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему? - Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами. - Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох. - Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец. - Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень. - Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный. - Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его. Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать. - Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно. - Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат. - Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо. А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались. А как вы думаете, много ли обитателей живут на северной земле?(ответы детей) Давайте отгадаем загадки и узнаем, кто же нас окружает, кто живет рядом с нами. У него рога большие И ветвистые такие. Стройный, длинноногий зверь, Красавец — северный… (олень) В белой шубе, симпатичный, В снегах живёт опасный хищник; Не боишься, так ответь — Это северный (медведь). Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. ( Заяц). Серый, а не слон, Зубастый, а не крокодил, Гонится за зайцем, а не лиса (Волк). Что за хищник в Заполярье, С шелковистым ценным мехом, Летом плавает отлично, Не боится человека? А зимою осторожный, И ведёт ночную жизнь, В грудах снега норы строя, Лабиринтами кружит. Он, похожий на Лисицу, Лает издали на птицу… И охотник, и хитрец, Кто скажите мне? ... (Песец) - Молодцы! | Отгадать загадки Определить тему занятия | К: Участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. Высказывания Л: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | |