Просмотр содержимого документа
«Маньшина Наталья Евгеньевна»
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа - интернат для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена
на заседании МО
Протокол №_____
от «___»_______20__г.
Согласована
зам.директора по УВР
_________О.К. Петрова
«___»__________20__г.
Утверждаю
Директор школы-интерната
_________Л.М. Малихова
Приказ от «___»____20_г. №_____
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Искусство»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
11А, 11 Б классов
на 2019-2020 учебный год
Принята
Протокол педагогического совета
от «____»_________20__г.№
Разработана
Маньшиной М.Е.,
Педагогом-библиотекарем
первой категории.
Курск, 2020
Пояснительная записка
Цели и задачи изучения учебного предмета:
Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы дает возможность реализовать следующие задачи:
- развиватьэмоционально-эстетическое восприятие действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитыватькультуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формированиеустойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретениезнаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладениеумениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также формирование умений и навыков художественного самообразования.
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089, с изменениями на 7 июня 2017 года);
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования Курской школы-интерната I и II вида (принята на заседании педагогического совета Курской школы-интерната I и II вида 28.08.2014, протокол №1)
Учебный план ОКОУ «Курская школа-интернат» на 2020 – 2021 уч.г. (принят на заседании педагогического совета ОКОУ «Курская школа-интернат», приказ №1 от 27.08. 2020г.);
Положение о разработке рабочих программ ОКОУ «Курская школа-интернат» от 22.05.2020г.);
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года N 26 (Зарегистрировано Минюстом России 14 августа 2015 г. Регистрационный N 38528).
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8 класс (авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И Кашекова, издательство. «Просвещение», 2007 г.)
Краткая характеристика контингента обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальные психофизические возможности обучающихся класса.
Адаптированная рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11А, 11Б классов и специфики классного коллектива.
В 11 А классе 8 обучающихся (7 мальчиков и 1 девочка).
Двое обучающихся класса (Жильцов А. и Чаплыгин Д.)– это дети с низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения. Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу. Обучающийся Панюков Д. имеет слабый словарный запас, не уверен в себе, мнителен, боится ошибиться. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям.
Основная группа воспитанников (Бобылев А.,Зиновьев А, Маньшин Д., Суслов А., Панкова А.) проявляет интерес к речевому общению. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений, навыков, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающихся учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.
В 11 Б классе 7 обучающихся (6 мальчиков и 1 девочка).
Двое обучающихся класса (Клещев С. и Бастрыкин Г.) имплантированные. Все остальные слабослышащие 2,3,4 степени.
Шимарев Георгий – обучающийся c низким словарным запасом и поведенческими нарушениями, с трудом понимает обращенную речь, испытывает трудности в усвоении предметов гуманитарного цикла, часто конфликтует со сверстниками, требует постоянного внимания к себе.
Озерова Лилия – воспитанница школы-интерната – это ребенок с низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения. Она отличается крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу.
Обучающийся Горофонов Владислав имеет слабый словарный запас, отличается высокой медлительностью, невысокой работоспособностью, слабой памятью.
Клещев Степан – старательный, любознательный, в силу своей слабой памяти испытывает трудности в изучении гуманитарных предметов.
В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям.
Половинко Павел, Бастрыкин Григорий, Челноков Данила проявляют большой интерес к изучению предметов, на уроках активны, любознательны.
С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля.
Основные направления коррекционной работы
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавание;
развитие пространственных представлении и ориентировки;
развитие слухового внимания и памяти.
Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации;
формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
Развитие речи, владение техникой речи.
Словарно-орфографическая работа:
уточнение и обогащение словаря
введение и закрепление терминологии по предмету «Искусство».
Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью, умение говорить фразовой речью.
Умения готовить краткие сообщения по дополнительной литературе и выступать с ними перед одноклассниками.
Комментирование выполняемых действий
Объяснение, доказательство ответа, рассуждения при выполнении задания.
Речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Совершенствование движений и сенсорного развития.
развитие мелкой моторики кисти.
Развитие различных видов мышления;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование.
В данной программе изменено количество часов, отводимых на изучение тех или иных музыкальных и художественных произведений, заменены некоторые музыкальные и художественные произведения для в силу того, что программа разрабатывалась для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методической основы программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования. Программа содержит примерный перечень художественного и музыкального материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни музыки и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Программа 11 Б (слабослышащие учащиеся) содержит больше музыкальных произведений, а программа 11 А (глухие учащиеся) – художественных.
В 10 А классе программа рассчитана на 35 часов, 1 раз в неделю.
В 10 Б классе программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В системе основного общего образования «Искусство» - предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Содержание курса «Искусство» включает развитие творческой, активной, ответственной личности, способной самостоятельно применять изученные навыки на практике.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своём творчестве.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма - урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала используются такие формы организации учебной работы: экскурсия, беседа, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: практикум, консультация, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.
Технологии обучения.
Данная программа предполагает использование инновационных технологий обучения: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке.
Используются методы обучения детей: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, исследования, проблемного изложения.
Виды и формы контроля
Виды контроля:вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.Формы контроля:наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Учебно-тематический план
10 А класс
Искусство в жизни современного человека.
3
1.
Искусство вокруг нас.
1
2.
Художественный образ – стиль – язык.
1
3.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1
Искусство открывает новые грани мира.
7
4.
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
1
5.
Зримая музыка.
1
6.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
7.
Портрет в искусстве России.
Как начиналась галерея.
2
8.
9.
Портрет композитора в литературе и кино.
1
Искусство как универсальный способ общения.
7
11.
Мир в зеркале искусства.
1
12-13.
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
2
14.
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
15.
Художественные послания предков. Разговор с современником.
Есть ли у красоты свои законы. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
2
23-24.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
2
25.
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
26.
Как соотноситься красота и польза.
1
27.
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1
Прекрасное пробуждает доброе.
9
28-30
Преобразующая сила искусства.
2
31
Красота природы родной земли в живописи.
1
32
Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии.
1
33
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».
1
34.
Весенняя сказка «Снегурочка».
2
1
35.
Обобщающий урок.
1
Всего:
35
2
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
В результате освоения программы учащиеся должны:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Предметными результатамизанятий по программе «Искусство» являются:
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
Учащиеся научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатамиизучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Литература и средства обучения
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
конспектирование,
- составление тезисов, библиографический поиск,
- работа со справочником),
- владение способами самоконтроля,
- осуществления взаимоконтроля, самооценки,
2-
3.
2
12.11 21.11
Урок комплексного применения
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения, как происходит передача сообщений в искусстве?
Художественные произведения В.Борисов–Мусатов, М.Врубель.
Музыкальные произведения А.Хачатуряна.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Построение модели (алгоритма) деятельности.
- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях
4
1
19.11
Урок комплексного применения
Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
Художественные произведения М.Чюрлёниса., рисунки А.Матиса, В.Ван Гога.
Музыкальные произведения Д.Шостаковича.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
- работа со справочником),
- владение способами самоконтроля,
- осуществления взаимоконтроля, самооценки
5
1
26.12
Комбинирован.
Художественные послания предков. Разговор с современником.
Художественные произведения В.Серова.
Скульптуры: Ника Саофракийская, О.Родена.
Музыкальные произведения А.Скрябина.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств
6
1
03.12
Урок комплексного применения
Символы в жизни и искусстве.
Архитектура: Успенский собор Московского Кремля.
Музыкальные произведения Шнитке.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности
7
1
10.12
Урок комплексного применения
Музыкально-поэтическая символика огня.
Графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси.
Музыка А.Скрябина.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Построение модели (алгоритма) деятельности.
8
1
17.12
Урок-закрепление.
Закрепление четверти.
Произведения четверти
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Осознание учебной задачи. - Постановка цели. - Выбор рационального и оптимального пути их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности.
9
1
24.12
Урок комплексного применения
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
Произведения художников И Вишнякова,В Серова.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
2.
3.
2
21.01 28.01
Урок комплексного применения
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
Икона Владимирской Богоматери.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Музыка Э.Грига.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Осознание учебной задачи. - Постановка цели. - Выбор рационального и оптимального пути их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. их достижения.
4.
5.
2
04.02 11.02
Урок комплексного применения
Есть ли у красоты свои законы?
Скульптурные и живописные композиции: «Весна» О.Родена, «Весна» С.Боттичелли.
Музыка Ф.Шопена.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств
6.
7.
2
18.02 25.02
Комбинирован.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту?
Художественные произведения И.Левитана, А.Куинджи.
Музыка И.Штрауса, Ж.Бизе.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
8.
1
04.03
Урок комплексного применения
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
Живопись Ф.Васильева, У.Тернер.
Музыка В.Гавриллина, М.Равеля.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
9
2
11.03 18.03
Урок комплексного применения
Как соотносится красота и польза? Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Осознание учебной задачи. - Постановка цели. - Выбор рационального и оптимального пути их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. их достижения.
№
Кол-во часов
Тип урока
Разделы и темы урока
Музыкальный репертуар
Знания, умения, навыки.
1.
2.
3.
4.
4
01.04 08.04 15.04 22.04
Урок комплексного применения
Прекрасное пробуждает доброе.
Преобразующая сила искусства.
В.Моцарт «Реквием».
Художественные произведения Малевича, Леонардо да Винчи.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
5.
6.
3
29.04 06.05
13.05
Урок комплексного применения
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка»
Музыка Римского – Корсакова.
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
7.
8.
2
20.05 27.05
Урок-закрепление.
Закрепление четверти.
Обобщение года
Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства.
- Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности
10Б класс
Воздействующая сила искусства.
9
1 - 3.
Искусство и власть.
3
4 - 5.
Какими средствами воздействует искусство?
2
6 - 7.
Храмовый синтез искусств.
2
8 - 9.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
2
Искусство предвосхищает будущее.
7
10 –11.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
2
12.
Предсказание в искусстве.
1
13 - 14.
Художественное мышление в авангарде науки.
2
15 - 16.
Художник и ученый.
2
1
Дар созидания. Практическая функция.
11
17.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
18.
Архитектура исторического города.
1
19.
Архитектура современного города.
1
20.
Специфика изображений в полиграфии.
1
21.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
22.
Декоративно-прикладное искусство.
1
23.
Музыка в быту.
1
24.
Массовые, общедоступные искусства.
1
25 - 26.
Изобразительная природа кино. Музыка в кино.
2
27.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
1
Искусство и открытие мира для себя.
8
28- 29.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
2
30.
Литературные страницы.
1
31- 35.
Исследовательский проект «Пушкин – наше все»
5
1
Всего:
35
2
4
Содержание программы
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки и др.)
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военнуютему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка.
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Календарно-тематическое планирование 10 Бкласс
Кол-во часов,
дата
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Вид контроля, самостоятельной работы
1-3
06.09 13.09 20.09
Вечные темы и в русском искусстве великие исторические события.
Тема:«Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок - диспут.
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.Вечные темы и в русском искусстве великие исторические события. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).
Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.
Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.
Высказывать свое отношение к различным художественным образам.
Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.
Пользоваться справочной литературой.
Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением
- Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы.
-Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
4-5
27.09 04.10
Какими средствами воздействует искусство?Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.
Комбинированный
урок.
Урок-беседа.
Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.
Композиция. Форма. Ритм. Фактура.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.
Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».
Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.
Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.
- Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). - Организация режима работы.
- Организация самостоятельнои работы определение порядка и способа умственной деятельности.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе
6-7
11.10 18.10
Храмовый синтез искусств.
Синтез искусств в архитектуре
.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок - беседа.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.
Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.
Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.
Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.
Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.
Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.
- осознание учебной задачи,
- постановка целей, осуществления
- планирование деятельности на уроке и способов дома,
- организация рабочего мест,
- рациональное размещение учебных деятельности, средств,
-рациональное использование учебного времени,
- осознание учебной задачи,
- постановка целей, осуществления
- планирование деятельности на уроке и способов дома,
- организация рабочего мест,
- рациональное размещение учебных деятельности, средств,
-рациональное использование учебного времени,
8-9
25.10 08.11
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля
Урок обобщения и систематизации знаний.
Традиционный урок.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.
Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.
Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.
Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
1-2
15.11 22.11
Дар предвосхищения.
Какие знания дает искусство? Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.
Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.
Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.
Размышлять о соотношении науки и искусства.
Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.
-слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
- составление тезисов, библиографический поиск,
- работа со справочником),
- владение способами самоконтроля,
- осуществления взаимоконтроля, самооценки,
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями.
3
29.11
Предсказание в искусстве..
Урок обобщения и систематизации знаний.
Традиционный урок.
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.
Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории
искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к
провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Выявлять жизненные ассоциации музыки.
Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.
Размышлять о соотношении науки и искусства.
Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
4-5
06.12 13.12
Художественное мышление в авангарде науки.
Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.
Предсказания научных открытий.
Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.
Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.
Приводить примеры научного значения художественного знания.
Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».
6-7
20.12 27.12
Художник и ученый.
Урок контрольная.
Урок - зачёт.
Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.
Пользоваться справочной литературой
Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.
1
17.01
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Традиционный урок.
Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.
Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.
Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).
Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.
Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.
-слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
- составление тезисов, библиографический поиск,
- работа со справочником),
- владение способами самоконтроля,
- осуществления взаимоконтроля, самооценки,
- Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения
- Работа со справочниками, словарями.
3
31.01
Архитектура современного города.
Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.
Изучать облик своего города ( района, деревни, поселка) и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.
Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудий труда.
4
07.02
Специфика изображений в полиграфии.
Урок изучения нового материала.
Традиционный урок.
Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.
Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.
Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя).
Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.
Разрабатывать идею фрагмента макета ( в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.
5
14.02
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Урок изучения нового материала.
Традиционный урок.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.
Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.
Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.
7
28.02
Музыка в быту.
Комбинированный
урок.
Урок-беседа.
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов
компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.
Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.
Подготавливать программу вечера песни.
Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки. Придумывать элементы костюмов, отражающих эпоху. Подбирать музыкальные записи.
-слушать, запоминать,
- владеть приемами рационального запоминания,
- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,
- составление тезисов, библиографический поиск,
- работа со справочником),
- владение способами самоконтроля,
- осуществления взаимоконтроля, самооценки,
8
06.03
Массовые, общедоступные искусства.
Комбинированный
урок.
Традиционный.
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.
Фотография. Кино. Телевидение.
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.
Знать принципы работы фотоаппарата.
Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.
Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.
Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.
9-10
13.03 20.03
Изобразительная природа кино. Музыка в кино.
Комбинированный
урок.
Урок- собеседования.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).
Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.
Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.
11
27.03
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
Урокзакрепления.
Традиционный урок.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.
Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.
Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.
Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.
1-2
10.04 17.04
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.
Комбинированный
урок.
Традиционный урок.
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.
Современный человек живет в сложном и
загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в
результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.
Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь
затем воплощаются в предметы и события.
Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.
Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.
Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.
- Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.
Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.
Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
4-9
08.05 15.05 22.05 29.05
Исследовательский проект
«Пушкин – наше все»Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты,
Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.
Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина
Урок-контрольная.
Защита проекта.
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.
Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..
• Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,
образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).
Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.• «
• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.
• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.
•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.
• Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е
произведений.
• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.
• Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем
А. С. Пушкина.
• Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.
• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.
- Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности;
- Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
- Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
- Осознание учебной задачи. - Постановка цели. - Выбор рационального и оптимального пути их достижения. - Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. - Построение модели (алгоритма) деятельности.
- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Литература и средства обучениия
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала»
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2019,
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Литература и средства обучения
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала»
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2019г.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»