kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия "Великий философ и добродушный шутник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка предназначена для внеупочных занятий духовно - нравственного направления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Великий философ и добродушный шутник"»

Тема: Великий философ и добродушный шутник

Цели: познакомить учащихся с творчеством великого немецкого композитора И.С.Баха; раскрыть понятие слов «шедевр», «фуга», «прелюдия»; прослушать фортепианное произведение И.С.Баха «Фуга ре диез минор» из цикла «Хорошо темперированный клавир»; исполнить песню «За рекою старый дом».

Музыкальное оформление: «Шутка» из сюиты №2 для струнных инструментов и флейты; фортепианное произведение И.С.Баха «Фуга ре диез минор» из цикла «Хорошо темперированный клавир»; песня «За рекою старый дом» И.С.Баха.

Ход занятия

  1. Отправляемся в Германию – на родину Иоганна Себастьяна Баха.

Творение гениального композитора И.С.Баха переносит нас в Германию в эпоху xviii века. Так уж сложилось, что талант композитора был оценен по достоинству только лишь после его смерти. На протяжении всей своей нелегкой жизни Баху приходилось терпеть унижения и нищету. Но, семья, любовь к музыке, занятия творчеством поддерживали в нем силы, помогали добиться большого мастерства в исполнительстве и достичь больших высот в композиторстве.

Почти после ста лет полного забвения музыка Баха зазвучала вновь, пробуждая в его потомках чувства восхищения и восторга.

- Что привлекает современных слушателей в музыке композитора восемнадцатого столетия?

- Может быть, мысли о жизни и смерти?

- Величие музыки?

- Полет фантазии?

- А быть может, добродушный юмор?

Ученый Альберт Эйнштейн, например, слышал в музыке Баха «гармонию Вселенной».

- Объясните смысл еще одного высказывания Эйнштейна, как вы понимаете его слова: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса»?

Творчество Бах, как и его личность, многогранно – композитор, педагог, клавесинист, органист, музыкальный экспериментатор и вместе с тем мастер музыкальных инструментов, в том числе органа и клавесина.

В творческом наследии Баха, в его произведениях, прослеживается несколько тем. Первая тема – проблема бытия человека в мире, осмысление нравственных целей. Вторая – тема Бога (жертвенность Христа и самодостаточность в человеке). Третья тема – сострадание и милосердие. И, наконец, четвертая тема – народное искусство: немецкие народные песни и танцы, протестантский хорал, бытовые зарисовки.

По словам известного музыковеда и музыкального критика Б.Асафьева, Бах – это своеобразная лаборатория, в которой формировались все жанры, кроме оперы и в каждом из них Бах был новатором.

Композитор по праву считается мастером полифонического письма. Художественный образ в полифонии формируется в процессе звучания. Самым важным для композитора является написание темы, в которой закодирован некий художественный образ с его эмоциональным состоянием и которая опирается на различные жанры, например: песню, танец, арию и т.д.

После себя композитор оставил огромное наследие: более 200 кантат, концерты, сонаты, сюиты, партиты для клавира, скрипки, виолончели, других инструментов, инвенции, фуги, прелюдии, токкаты, хоралы и многое другое.

Среди огромного разнообразия музыки Баха – серьезной, драматической, порой трагической – встречается немало шуточных произведений, полных веселья и юмора. Бах любил хорошую шутку, народный танец, и это ощущается во многих его сочинениях.

Учащиеся слушают в записи «Шутку» из сюиты №2 для струнных инструментов и флейты. В этой музыке переданы изящество и легкость, простота мысли и в то же время что – то необъяснимо серьезное, величественное и важное в этом маленьком шедевре?

- Какой музыкальный термин в переводе означает слово «шутка»: а) баркарола; б) ноктюрн; в) скерцо.

У Баха немало произведений, подобно «Шутке», написанных с доброй долей юмора, например, есть «Кофейная кантата», воспевающая душистый черный напиток; фуга – с темой, «подражающей кудахтанью простодушной курицы».

В музыке любили пошутить и другие композиторы, например Гайдн. Давайте вместе с вами заглянем в «Энциклопедический словарь юного музыканта», где можем найти подтверждение: «…Мощная воля к творчеству сочеталась у Гайдна с веселым нравом, серьезность и глубина - с юмором и любовью к остроумным неожиданностям. В его нелегкой, наполненной напряженным трудом жизни было и немало шутливых эпизодов, например, «сюрприз», преподнесенный лондонцам в виде громогласного аккорда посреди тихой музыки: чтобы не скучали во время медленной части симфонии».

Казалось бы, симфония и шутка – но только вещи несопоставимые, но только не для Гайдна, который, соблюдая все законы симфонического жанра, написал удивительную, полную веселья и юмора, музыку – симфонию с кукушкой.

Об этом эпизоде из жизни композитора рассказывает Н.Дилакторская в своей книге «Повесть о Гайдне».

«…Сидели музыканты, как всегда, полукругом. Парики напудрены.Камзолы сини. И, как только капельмейстер взмахнул рукой, зазвучала первая, не очень быстрая часть симфонии. Начали скрипки и виолончель, и вдруг на третьем такте затрещала трещотка. Гости переглянулись.

Трещотка? В симфонии?

Скрипки продолжали выводить веселую мелодию, и вдруг через два такта… закуковала кукушка. Несомненно, кукушка! Но она так ловко вставила свое «ку – ку» в мелодию скрипок, что все улыбнулись. Кукушка пять раз прокуковала, забавно перекликаясь со скрипками, и только успела она закончить, как загудела детская труба и защелкал соловей… А вслед им зазвенел смешной трелью металлический треугольник!

Скрипки невозмутимо продолжали свое, а вместе с ними – то поочередно, друг за другом, то все вместе – куковала кукушка, свистела глиняная свистулька – соловей, трещала трещетка, гудела труба, звенел треугольник и грохал барабан! Это было так непривычно и неожиданно и так весело, что развеселились все гости.

Музыканты начали менуэт – и опять труба, барабанчик и кукушка забавно перекликались с виолончелью и скрипками. И тот, кто был музыкантом, хорошо слышал, как замечательно точно вставляла труба свое «соль», а кукушка « соль – ми», - они ничуть не мешали чудесному менуэту, звучащему в комнате, и только раскрашивали его: кукушка – неожиданным кукованием, а труба как будто смешным приседанием – подпрыгиванием на одной ноте.

Началось трио, и гости ждали: как теперь будет куковать кукушка, - ведь трио шло в другой тональности. Но кукушка молчала, а стал заливаться соловей, и вместо трубы закрякал перепел, гнусаво повторяя то же приседание – припрыжку…

Но вот началась треть я, быстрая, часть – финал. Она была недлинная, и музыканты сыграли ее трижды подряд, все убыстряя темп. И на стремительном полете – танце скрипок так весело свистел соловей, так дружно и оглушительно вслед за ним на той же ноте трещала трещотка и звенел треугольник, так остроумно вставляла свое «ку-ку» кукушка, так искусно впрыгивала со своей нотой «соль» туба и гудел барабанчик, что громко смеялись все в зале.

Близорукая госпожа М. уронила свой чарепаховый веер. Господин в жилете с малиновыми пуговками весь трясся, как расплывшееся розовое желе. Веселая советница хохотала до слез, а полуглухая придворная дама, которая только что открыла голубую фарфоровую табакерку и уже взяла табак своими сморщенными пальцами, - так и осталась сидеть с поднесенной к носу рукой, приговаривая по- французски:

Шарман! Шарман! Очаровательно! Очаровательно!

- Это остроумно! – сказал крохотный итальянец, поправляя съехавшие от смеха круглые очки. – Так точно по звучанию подобрать детские игрушки и разукрасить их голосами веселую музыку. Ведь это всем знакомые игрушки, которые продаются на любой ярмарке и в любой лавчонке! Это весело, и, несомненно, маленькая симфония с кукушками прославится!»

2. Раскрываем понятие слов «шедевр», «фуга».

Для того чтобы понять смысл слова «шедевр», давайте с вами заглянем в словарь русского языка С.И.Ожегова. Итак, шедевр – это исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера.

Известно ли вам, что И.С.Бах любил шутить. Он с удовольствием сочинял забавные музыкальные шутки «кводлибеты» (слово означает «все, сто угодно»), что-то вроде старинного попурри, в котором серьезные мелодии можно было соединить с темой какой- либо веселой уличной песенки.

Немало интересных и малоизвестных фактов о жизни и творчестве немецкого композитора вы можете узнать для себя из книги Г.Скудиновой «Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе», а также из книг А.Милка, Т.Шебалиной «Занимательная Бахиана»

- Послушайте фортепианное произведение И.С.Баха «Фуга ре диез минор» из цикла «Хорошо темперированный клавир».

- Какие чувства и эмоции вызывает у вас музыка немецкого композитора?

Фуга (в переводе с латинского означает «бег», «бегство»)- многоголосное полифоническое произведение, в котором темы последовательно излагаются и развиваются в разных голосах. Каково же строение фуги? Она имеет три раздела. В первом разделе (экспозиции) тема проводится во всех голосах; во второй части темы свободно развиваются попеременно в разных голосах; в завершающем разделе вновь происходит возвращение к главной тональности.

У Баха в его сборниках «Хорошо темперированного клавира» фугу предваряет прелюдия импровизированного характера. Но фугу композитор писал и как самостоятельное произведение. Как высшая форма полифонической музыки фуга окончательно сформировалас ь в первой половине xix века в творчестве И.С.Баха и Г.Ф.Генделя.

Прелюдия (от латинского «играть вступление»)-небольшая пьеса импровизационного характера, которая служит вступлением к следующей пьесе того же настроения. В xix веке прелюдия становится самостоятельным произведением.

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием русского композитора девятнадцатого века А.Серова: «…что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль и проводит ее все глубже и глубже, вживается в нее и вместе с этой мыслью внедряется в тайники душ!..

…Понятно, что для такого гения, как Бах… самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем»

- Давайте вместе с вами обратимся к книге Н.Кончаловской «Дар бесценный»,посвященной жизни и творчеству великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова.

Несмотря на православие, он часто бывал в Петербургской католической церкви Святой Катерины на Невском. Его привлекал туда орган, исполнявшиеся во время мессы хоралы Баха. Каждое воскресенье приходил Суриков в костел слушать органную музыку, «помолиться» Баху. Эта музыка «потрясала его даже больше, чем хор митрополичьих певчих в Исаакиевском соборе…»

«…Старые католички с молитвенниками, перебирая четки, в торжественные минуты опускались на колени на скамеечки, поставленные к их ногам. Господа католики снимали свои цилиндры и, положив в них перчатки, ставили их, как короба, в пролетах между рядами.

Вихрастые, коротко подстриженные мальчишки-служки, путаясь в длинных черных сутанах, поверх которых надевались белые широкие блузы с кружевами, носили тяжелые свечи за патером, совершившим богослужение.

И вдруг вступал орган. Он рождал звуки где-то вверху, под стрельчатыми сводами. И тогда все земное переставало существовать. А там, вверху, в сводах, озаренных радужными лучами весеннего солнца, пробившегося сквозь витражи, гремели торжественные созвучия хорала, перемежаясь с легкими, быстрыми руладами в трубах верхнего регистра. Звуки, журча, ликуя, догоняли друг друга, чтобы снова литься в общий триумф голосов, в аккорд, который еще долго перекатывался в сводах, прежде чем затихнуть совсем, замереть и вернуть сидящих внизу к земному…»

Один из лучших в мире органов находится в Риге, в Домском соборе, где сейчас помещается концертный зал Рижской филармонии.

При жизни Бах прославился в основном как исполнитель на органе. Слава о чуде-органисте просочилась во все уголки немецкой земли. Ему посвящались стихи.

Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,

На звуки ее сбегались из леса звери.

Но искусство Баха по праву считают выше,

Потому что весь мир дивится ему.

Затем учащиеся слушают органную Фугу соль минор, Прелюдию ми минор И.С.Баха.

- Какие мысли приходят к вам во время прослушивания музыки?

3. Совершаем виртуальную экскурсию по Тюрингии- стране гор и звенящих ручьев.

А сейчас мы с вами отправимся на юг Германии, в Тюрингию- родину Баха. Нашим спутником и экскурсоводом будет журналист Г.Пожидаев, однажды уже побывавший в стране гор и звенящих ручьев. Свои впечатления он описывает в рассказе «Там, где рождалась музыка».

Давайте сейчас его послушаем.

«…Это была поездка, подарившая необычайное ощущение прикосновения к истокам великой музыки…

Бах! Сколько раз, слушая его музыку, я мысленно пытался представить себе этого человека, жившего около трехсот лет назад, всегда перед глазами возникал известный портрет композитора, изображавший мужчину в парике, строгого и намного как будто насупившегося.

Бах в переводе с немецкого означает «ручей, поток». Это очень соответствует его музыке, похожей на полноводные весенние горные ручьи. Но вокруг я не видел ничего, что напоминало бы стихию его музыки, - ровная, как стол, земля, безмятежно мирный пейзаж.

Однако примерно через час езды с местностью что-то произошло- она стала волноваться, появились холмы, складки, Горбы, дорога запетляла по уклонам, Горизонт сузился до нескольких километров; появились покрытые лесом горные массивы, на вершинах которых сторожевыми постами высились полуразрушенные каменные башни. Мы явно въезжали в горную страну. Вот показался внизу город Эйзенах, над которым высоко на горе красовался средневековый замок- дворец Вартбург.

Да, это родина Баха! Он мог родиться только здесь 21 марта 1685 года в семье городского и придворного музыканта Амброзиуса Баха раздался первый крик будущего гения. Он не был ни первым, ни последним музыкантом в семействе Бахов. Если быть точнее, то был 36 из 59 отмеченных в родословной книге Бахов на первую четверть xix века. Они несли по всей немецкой земле прекрасное искусство музыки. Одно время имя Баха стало даже нарицательным синонимом слова музыкант. Но только один из Бахов, Иоганн Себастьян, оказался наделенный даром, способным вобрать в себя все предшествующее в искусстве и сделать новый, грандиозный шаг в развитии культуры человечества.

Мы подъехали к Дому-музею Баха. Перед домом -памятник композитору. Сам Иоганн Себастьян родился не в этом старинном здании, но люди постарались, чтобы вся обстановка, мебель, утварь, даже колыбелька были из той самой эпохи, в которую он жил. И самое главное – здесь ожили музыкальные звуки того времени. В музее собрана редчайшая коллекция старинных инструментов, на которых мог играть сам Бах, - домашний орган, клавикорд, чембало, лютня, виола де амур, виола де гамба, виола помпоза, сконструированная, как считают, по замыслу Баха, и многое другое.

Вас охватывает невольное оцепенение, идущий из словно когда под пальцами работника музея начинает звучать сочинение Иоганна Себастьяна на клавикорде. Какой тихий – мелодичным шепотком – звук, словно идущий из глубины веков…»

4. Исполнение песни И.С.Баха «За рекою старый дом»

Перед исполнением песни Баха звучит музыка, учитель проводит релаксацию (Закрыли глаза, вдох неглубокий, еще раз поглубже, совсем глубоко.

Вы уже чувствуете гармонию во всем теле, вам хорошо и спокойно. Открыли глаза).

Учащиеся исполняют песню «За рекою старый дом»

5. Знакомимся с Бахом по воспоминаниям его современников – с малоизвестными и курьезными фатами из жизни великого музыканта.

Три золотых дуката.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект внеурочного занятия "Великий философ и добродушный шутник"

Автор: Любовь Владимировна Хачатурян

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства