kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Русский танец - частица души и сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий для учащихся хореографических отделений ДШИ

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Русский танец - частица души и сердца"»

Сценарный план

Внеклассного мероприятия

«Русский танец – частица русской души и сердца»



Время проведения: Место проведения:

11.02.2019 г. в 16.30 МБУ ДО ДШИ №8



Начало: в 16.30

На экране заставка «Русский танец»


Ведущая:

- Русский танец – частица русской души и сердца.

- Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

- Русский танец - это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме, передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии.


  • Видео №1 (Государственный ансамбль танца и пляски «Кубанская казачья вольница» - от начала до 3.30 мин.)

/Сразу как закончилось видео. История возникновения Русского народного танца/


Ведущая продолжает:

- Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю.

- Условия жизни всегда были нелёгкими и много сил приходилось проявлять в ежедневном, напряжённом труде.

- Но наступали праздники, и здесь душа русского человека открывалась нараспашку.


- Удивительно праздничные наряды, грандиозные по своей многолюдности и величавости хороводы, мелодичные песни, зажигательные танцы – всё это было уникально и ни на кого не похоже: ведь создавалось это в течение многих тысячелетий.


- Ещё в дохристианский период, в V-VII веках, на характер танца, налагались языческие религиозные представления.


- Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах.

- На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятию, из множества могучих существ – богов и духов.

Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь.


- Принятие христианства способствует развитию культуры; возводятся храмы, развивается письменность.

- В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.

- Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «игрец», «ломака», «сопельник», «дудочник». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов.

- Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании русского народного танца. Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет» 1068 год.

- Фреска южной башни киевского Софийского собора воспроизводит сцены представления скоморохов (1113 год). По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски.

- Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнения.

- «Не учи плясать скомороха» - говорили в народе.

- Однако в средние века усиливающееся влияние православной церкви негативно сказывается на народном искусстве, видя в народных песнях и танцах пережитки язычества.

- Это привело к тому, что в XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов.

- Но даже эти указы царя не могли уже искоренить творческий гений русского народа, так ярко и публично «растиражированного» скоморошеским движением. - И уже к концу этого столетия на Руси складываются основные песенные жанры и формируется русская народная хореография.

- Теперь поговорим о богатстве и многообразии русского народного танца.

- Есть несколько форм русского танца. /Формы русского танца/

  1. Пляска

Тип: Сольная

Парная

Групповая

Групповая парная

Массовая

Массовая парная

  1. Перепляс

  2. Хоровод

Тип: Сюжетный

Бессюжетный

  1. Кадриль

  2. Лансье (разновидность кадрили)

  3. Кадрильная пляска

  • Видео № 2 («Топотуха» в исполнении ансамбля «Берёзка» - от 2.50 мин до 6.13 )

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

- Пляски не возникали ниоткуда. Они отражали восприятие человеком мира.

- Так появлялись пляски, в которых отражались характерные черты животных, птиц, рыб.

- Пляски, в которых показывалась какая-то черта человека – положительная или отрицательная.

- Пляски, в которых отражалась природа – деревья, реки, озёра. Пляски, в которых отражались трудовые процессы. Пляски, в которых отражались магические символы: (круг – солнце, полумесяц – луна, восьмёрка – вечное движение, ворота) и т.д.

  • Видео № 3 («Прялица» в исполнении ансамбля «Берёзка» - 2.40мин)

/Сразу как закончилось видео/


Ведущая продолжает:

- Первые слова о русских народных плясках появились в 907 г., когда Вещий Олег отмечал в Киеве победу над греками.

- На том торжестве для гостей выступало шестнадцать танцоров, которые были наряжены в медведей и 4 медведя, которые были наряжены в танцоров.

- По окончании обеда в соответствии с повелением Олега медведей должны были отпустить на все 4 стороны, а тех, кто танцевал – казнить.

- Как было определено позднее, последовательный князь посчитал, что танцоры – послы Северян, которые ему задолжали сотни шкур куницы.


  • Видео №3 («Сибирская сюита» в исполнении ансамбля «Берёзка» пляски с медведями - с 7.16 до 12.02 мин)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

- Особый ряд занимают воинские пляски, такие как воинские пляски запорожских, донских, кубанских, уральских казаков, которое до сих пор сохраняют дух, силу, отвагу, лихость – качества, воспитанные за многие столетия в борьбе за жизнь.

- Интересна история присядки.

- Эта пляска была распространена по всей Руси.  

 - Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

1. Как способ боя.

2. Как боевой танец.    

- Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей.

- История названия этого танца в присядку. /О Петре Присядке/

В 1113 году жил каменщик Петро Присядка. Он вытачивал изделия, находясь на корточках. Каждый день под вечер после работы он шел на Крещатик и, выпив вина с калачом, начинал подскакивать, тем самым делая разминку для затекших на целый день ног.

Владимир Мономах, проезжал в вечернее время со свитой по улицам Киева. Ему сразу бросился в глаза странный танец. Мономах показал митрополиту Никифору танцующего парня. Спустя пару дней Петро исполнял пляску для самого Мономаха ежедневно – на завтрак, на обед и на ужин.

- Плясать, как Присядка, либо Под-Присядку уже совсем скоро стало модным в городе.

- Полные скоморохи начинали худеть и учились плясать «В Присядку», изучая и иные элементы русского танца, изламывая собственные ноги о неровные тротуары.

  • Видео №4 /Танец казаков в исполнении ансамбля танца Сибири им. Годенко/

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает:

- Хоровод

- Первым русским танцем считается хоровод - танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила.

- Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.

- Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

- Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам:

Семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом;

Обжинки, спожинки – с окончанием жатвы, сбор урожая;

Осенины – проводы лета и встреча осени;

Коляда – зимний праздник;

Радуница, русалии – зимне- летние праздники в память об умерших или поминовение умерших;

Ярилин день – праздник солнца – Ярилы;

  • Видео №5 (Хоровод «Берёзка» - 5.52 мин)


/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает: / Кадриль/

- XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи.

- Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства.

- Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы:

французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др.

- И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы.

- Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, лансье и другие.

- Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.

  • Видео № 6 («Старинная городская кадриль» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – сначала до 6.20 мин)

/Сразу как закончилось видео/

Ведущая продолжает: / Народно – сценический танец /

- Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором

десятилетии XX века.

- Это период начала мощного развития русского народного

творчества всех его видов и жанров.

- Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства.

- Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы.

- Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме. И сейчас Россия, одна из немногих стран мира, в которой по сей день продолжает существовать государственная система профессиональной подготовки преподавателей танца.

- На сегодняшний день существует немало коллективов народно – сценического танца, которыми страна гордится:

  • Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Александровича Моисеева;

  • Государственный академический русский народный хор имени

М. Пятницкого и его танцевальный коллектив Татьяны Алексеевны Устиновой;


  • Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Надежды Сергеевны Надеждиной;

  • Красноярский академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Семёновича Годенко.


- Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.


Почти в каждом крупном городе России есть свой хореографический профессиональный коллектив. Есть такой и в нашем городе с 2015 года.

  • Государственный Ульяновский ансамбль песни и танца «ВОЛГА», руководитель Владимир Андреевич Ионов

  • Видео №7 (Плясовая в исп. Ансамбля народного танца «Волга» - с 2.00 до 4.21 мин.)

/Сразу как закончилось видео/



Ведущая продолжает: /Манера исполнения/

- Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей.

- Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному.

- На Севере — величаво, степенно, горделиво.

- В Центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво.

- На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая.

- Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в не­малой степени национальным характером народа:

поэтич­ность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения.

- Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам.

- Для женского танца характерны плавность, задушевность, женст­венность, благородство, несмотря на то, что иногда он испол­няется живо и задорно.


  • Видео №8 ( Хореографическая композиция «Лето» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – с 0.49 до конца)


Ведущая продолжает:

- На этом мы сегодня заканчиваем.

- И по сей день Русский танец продолжает развиваться.

- И завоёвывает сердца людей по всему миру.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Внеклассное мероприятие "Русский танец - частица души и сердца"

Автор: Юдина Любовь Ивановна

Дата: 23.05.2019

Номер свидетельства: 512034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие «Чем дальше в прошлое мы входим, тем больше новым дорожим» "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-chiem-dal-shie-v-proshloie-my-vkhodim-tiem-bol-shie-novym-dorozhim"
    ["file_id"] => string(6) "217466"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433353270"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Внеклассное мероприятие по истории 5 класс на тему "Наша Родина -Россия" "
    ["seo_title"] => string(77) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-istorii-5-klass-na-tiemu-nasha-rodina-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "133949"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416631689"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства