Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Русский танец - частица души и сердца"»
Сценарный план
Внеклассного мероприятия
«Русский танец – частица русской души и сердца»
Время проведения: Место проведения:
11.02.2019 г. в 16.30 МБУ ДО ДШИ №8
Начало: в 16.30
На экране заставка «Русский танец»
Ведущая:
- Русский танец – частица русской души и сердца.
- Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.
- Русский танец - это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме, передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии.
Видео №1 (Государственный ансамбль танца и пляски «Кубанская казачья вольница» - от начала до 3.30 мин.)
/Сразу как закончилось видео. История возникновения Русского народного танца/
Ведущая продолжает:
- Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю.
- Условия жизни всегда были нелёгкими и много сил приходилось проявлять в ежедневном, напряжённом труде.
- Но наступали праздники, и здесь душа русского человека открывалась нараспашку.
- Удивительно праздничные наряды, грандиозные по своей многолюдности и величавости хороводы, мелодичные песни, зажигательные танцы – всё это было уникально и ни на кого не похоже: ведь создавалось это в течение многих тысячелетий.
- Ещё в дохристианский период, в V-VII веках, на характер танца, налагались языческие религиозные представления.
- Обожествляя Солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах.
- На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятию, из множества могучих существ – богов и духов.
Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь.
- Принятие христианства способствует развитию культуры; возводятся храмы, развивается письменность.
- В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.
- Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди, лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок – появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «игрец», «ломака», «сопельник», «дудочник». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов.
- Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании русского народного танца. Впервые слово «скоморох» появляется в летописи «Повесть временных лет» 1068 год.
- Фреска южной башни киевского Софийского собора воспроизводит сцены представления скоморохов (1113 год). По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски.
- Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнения.
- «Не учи плясать скомороха» - говорили в народе.
- Однако в средние века усиливающееся влияние православной церкви негативно сказывается на народном искусстве, видя в народных песнях и танцах пережитки язычества.
- Это привело к тому, что в XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов.
- Но даже эти указы царя не могли уже искоренить творческий гений русского народа, так ярко и публично «растиражированного» скоморошеским движением. - И уже к концу этого столетия на Руси складываются основные песенные жанры и формируется русская народная хореография.
- Теперь поговорим о богатстве и многообразии русского народного танца.
- Есть несколько форм русского танца. /Формы русского танца/
Пляска
Тип: Сольная
Парная
Групповая
Групповая парная
Массовая
Массовая парная
Перепляс
Хоровод
Тип: Сюжетный
Бессюжетный
Кадриль
Лансье (разновидность кадрили)
Кадрильная пляска
Видео № 2 («Топотуха» в исполнении ансамбля «Берёзка» - от 2.50 мин до 6.13)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
- Пляски не возникали ниоткуда. Они отражали восприятие человеком мира.
- Так появлялись пляски, в которых отражались характерные черты животных, птиц, рыб.
- Пляски, в которых показывалась какая-то черта человека – положительная или отрицательная.
- Пляски, в которых отражалась природа – деревья, реки, озёра. Пляски, в которых отражались трудовые процессы. Пляски, в которых отражались магические символы: (круг – солнце, полумесяц – луна, восьмёрка – вечное движение, ворота) и т.д.
Видео № 3 («Прялица» в исполнении ансамбля «Берёзка» - 2.40мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
- Первые слова о русских народных плясках появились в 907 г., когда Вещий Олег отмечал в Киеве победу над греками.
- На том торжестве для гостей выступало шестнадцать танцоров, которые были наряжены в медведей и 4 медведя, которые были наряжены в танцоров.
- По окончании обеда в соответствии с повелением Олега медведей должны были отпустить на все 4 стороны, а тех, кто танцевал – казнить.
- Как было определено позднее, последовательный князь посчитал, что танцоры – послы Северян, которые ему задолжали сотни шкур куницы.
Видео №3 («Сибирская сюита»в исполнении ансамбля «Берёзка» пляски с медведями - с 7.16 до 12.02 мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
- Особый ряд занимают воинские пляски, такие как воинские пляски запорожских, донских, кубанских, уральских казаков, которое до сих пор сохраняют дух, силу, отвагу, лихость – качества, воспитанные за многие столетия в борьбе за жизнь.
- Интересна история присядки.
- Эта пляска была распространена по всей Руси.
- Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:
1. Как способ боя.
2. Как боевой танец.
- Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей.
- История названия этого танца в присядку. /О Петре Присядке/
В 1113 году жил каменщик Петро Присядка. Он вытачивал изделия, находясь на корточках. Каждый день под вечер после работы он шел на Крещатик и, выпив вина с калачом, начинал подскакивать, тем самым делая разминку для затекших на целый день ног.
Владимир Мономах, проезжал в вечернее время со свитой по улицам Киева. Ему сразу бросился в глаза странный танец. Мономах показал митрополиту Никифору танцующего парня. Спустя пару дней Петро исполнял пляску для самого Мономаха ежедневно – на завтрак, на обед и на ужин.
- Плясать, как Присядка, либо Под-Присядку уже совсем скоро стало модным в городе.
- Полные скоморохи начинали худеть и учились плясать «В Присядку», изучая и иные элементы русского танца, изламывая собственные ноги о неровные тротуары.
Видео №4 /Танец казаков в исполнении ансамбля танца Сибири им. Годенко/
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает:
- Хоровод
- Первым русским танцем считается хоровод - танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила.
- Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.
- Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.
- Игрища были приурочены к календарным языческим праздникам:
Семик – праздник, связанный с весенними земледельческими работами – посевом;
Обжинки, спожинки – с окончанием жатвы, сбор урожая;
Осенины – проводы лета и встреча осени;
Коляда – зимний праздник;
Радуница, русалии – зимне- летние праздники в память об умерших или поминовение умерших;
Ярилин день – праздник солнца – Ярилы;
Видео №5 (Хоровод «Берёзка» - 5.52 мин)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает: / Кадриль/
- XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи.
- Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства.
- Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы:
французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др.
- И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы.
- Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, лансье и другие.
- Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.
Видео № 6 («Старинная городская кадриль» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – сначала до 6.20 мин)
- Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором
десятилетии XX века.
- Это период начала мощного развития русского народного
творчества всех его видов и жанров.
- Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства.
- Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы.
- Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме. И сейчас Россия, одна из немногих стран мира, в которой по сей день продолжает существовать государственная система профессиональной подготовки преподавателей танца.
- На сегодняшний день существует немало коллективов народно – сценического танца, которыми страна гордится:
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Александровича Моисеева;
Государственный академический русский народный хор имени
М. Пятницкого и его танцевальный коллектив Татьяны Алексеевны Устиновой;
Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Надежды Сергеевны Надеждиной;
Красноярский академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Семёновича Годенко.
- Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.
Почти в каждом крупном городе России есть свой хореографический профессиональный коллектив. Есть такой и в нашем городе с 2015 года.
Государственный Ульяновский ансамбль песни и танца «ВОЛГА», руководитель Владимир Андреевич Ионов
Видео №7 (Плясовая в исп. Ансамбля народного танца «Волга» - с 2.00 до 4.21 мин.)
/Сразу как закончилось видео/
Ведущая продолжает: /Манера исполнения/
- Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей.
- Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному.
- На Севере — величаво, степенно, горделиво.
- В Центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво.
- На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая.
- Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа:
поэтичность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения.
- Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам.
- Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
Видео №8 ( Хореографическая композиция «Лето» в исп. Ансамбля Игоря Моисеева – с 0.49 до конца)
Ведущая продолжает:
- На этом мы сегодня заканчиваем.
- И по сей день Русский танец продолжает развиваться.