kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по декоративно-прикладной композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности и отличия мужского и женского русского народного  костюма

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по декоративно-прикладной композиции»

План-конспект открытого урока для учащихся 3 класса ДХШ по теме «Русский народный праздничный костюм».


Цели и задача урока:

Цель: Изучить и закрепить знания учащихся о красоте и функциональности русского костюма.

Задачи:

- Обучающая: Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма. Формировать интерес к истокам русской культуры.

Развивать навыки работы в декоративной композиции.

- Развивающая: Способствовать развитию творческой фантазии. Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление).

- Воспитательная: Развивать чувство гордости за свою национальную культуру. Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Оборудование и материалы для учащихся: Бумага, карандаш, краски, кисти, баночка для воды.

Оборудование и материалы для учителя: Фотографии русских женских праздничных костюмов; куклы в русских костюмах; дополнительная методическая литература; музыкальное сопровождение для проведения физминутки и при выполнении работ учащимися; предметы быта русской избы (прялка, самовар и т.д.)

План урока:

  1. Приветствие учащихся, сообщение темы урока. Беседа об истории русского народного праздничного костюма – 15 минут.

  2. Физминутка - 5 минут.

  3. Постановка художественной задачи – 5 минут.

  4. Практическое выполнение задания -15 минут

  5. Анализ и демонстрация выполненных работ – 5 минут.

Ход урока:

Учитель начинает урок: Ребята, Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничная и праздничная народная одежда, как и зачем украшали её?

Взгляните на эти наряды, их дивное многоцветие. Будто кто- то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Русский костюм необычайно красив и характерен, что его не спутаешь не с одним другим костюмом мира. Ведь в каждой округе в каждой губернии или деревне были свои костюмы, которые носили везде по разному, но так же везде одинаково любили и берегли его, передавая по наследству из поколения в поколения.

С первого взгляда – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Женская одежда средней полосы России состояла из рубахи, сарафана, епанечки или коротены, а в холодную пору и душегреи. Сарафан- женская одежа без рукавов на лямках. Наиболее распространённым был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани.

На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую, клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.. Передник был украшен шёлковыми узорными лентами, вышивкой, тканным узором. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом. По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник- верхняя наплечная одежда из шерстяной ткани, украшенный вышивкой.

И конечно, к праздничной одежде полагалось много украшений – ушные, шейные и нагрудные. Они очень разнообразные по форме, составу, размера (были из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц).

Ученица в русском костюме читает стихотворение:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала баба Настя:

Сарафан приносит счастье.

Костюм мужчины был менее затейлив. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин.

Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужские рубахи шили ее из белой, синей или красной ткани, и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком. Рисунок на рубахе располагался особым образом: нагрудные узоры – «передцы» - защищали сердце и легкие, наплечные – «вошвы» - охраняли руки, а наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.

Ученик читает четверостишье о русском мужском костюме:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шапку до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.


Учитель сообщает ученикам задание урока:

А теперь, перейдем к практической работе, цель которой, зарисовка русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Во время работы учащихся над эскизом, звучит русская народная музыка, что помогает ребятам более эмоционально настроиться на выполнение задания.

Итог урока:

По окончании выполнения работы учитель проводит демонстрацию и анализ эскизов выполненных ученикам и задаёт вопросы, чтобы закрепить полученные знания на уроке,

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Какой цвет особенно любили на Руси?

– Какими головными уборами украшали голову?

- Какие элементы костюма отнесём к северному русскому народному костюму? (Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

- Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник).

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе и строе народной праздничной одежды.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
План-конспект открытого урока по декоративно-прикладной композиции

Автор: Выходцева Оксана Николаевна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства