Танцевально-ритмические игры вызывают интерес к занятиям и развивают умение трудиться. Также они в доступной форме разносторонне воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и нервную системы воспитанников. Мастер-класс предназначен для младшей группы первого года обучения (5-6 лет)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Игровая хореография»»
Мастер – класс «Игровая хореография»
Детская игра- средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты. Роль игры поистине огромна.
Помимо основных функций:
1. развивающей,
2. обучающей,
3. воспитывающей
в любой игре может быть реализован комплекс функций:
8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей),
9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения).
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить»в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Реализуя основные задачи, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества обучения на занятиях хореографии: они нивелируют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности обучения.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению:
1. формирует мотивационную и эмоционально-волевую готовность, так как каждая игровая ситуация общения обучающегося со взрослыми или с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, учится регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, учится одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества;
2. формирует интеллектуальную готовностьчерез игры, направленные на развитие психических процессов.
Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе.
Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Далее игровые технологии, как игровые моменты проникают во все виды жизнедеятельности воспитанника:
- образовательная деятельность и игра;
- творческая деятельность и игра;
- повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.
Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития детей, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы воспитанников на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.
Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению воспитанником навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в творчестве, во всей жизнедеятельности.
С помощью подвижных игр воспитанники овладевают новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.
В основу обучения детей младшего возраста необходимо положить игровое начало. Необходимо сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом или продолжением.
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры развивают умение трудится, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому нам, педагогам очень важно внимательно относиться к подбору репертуара для воспитанников младшего возраста, постоянно его обновлять, вносить определенные коррективы учитывая время и особенности обучаемых детей.
В настоящее время существует много ритмо-пластических направлений и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнений. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую , дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям воспитанников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей воспитанника.
Особенности методики обучения. В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в танцевально-игровую гимнастику, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, танцам можно условно можно разделить на три этапа:
Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется создания предворительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнение. Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В танцевально-игровой гимнастике показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для воспитанников младших групп, где восприятие движений в большей степени связанно со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками. Далее соединить эти движения вместе и только после продолжить дальнейшее обучение упражнению.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить воспитанников срочной информацией его выполнения. К таким приемам в танцевально-игровой гимнастике можно отнести: выполнение упражнений перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, отражающих ритмическую характеристику упражнения, или специально подобранной музыки), музыкальный размер, которые способствуют лучшему выполнению упражнений. Успех на этапе углубленного разучивания упражнения зависит и от активности воспитанников. Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. В этом случае воспитанники создают двигательные представления изучаемого движения сначала под музыку, а затем и без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий. Только тогда, когда выполнение изучаемого упражнения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этот этап формирования основ двигательного навыка закончен.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, с переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом – соревновательный и игровой.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.
В танцевально-игровой гимнастике, с ее внешней простотой движений и яркой образностью упражнений под музыку, иногда трудно применить по этапность обучения.
Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению.
Процесс игры повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду.
Мы с воспитанниками покажем Вам четыре комплекса ритмической гимнастики:
Первый комплекс танцевально-игровой гимнастики называется «Петушок».
Цель этого комплекса является развитие чувства ритма и двигательных способностей воспитанников.
Задачей комплекса является научить свободно, красиво и координированно выполнять движения под музыку, содействовать развитию чувства ритма, развивать мышечную силу, формировать правильную осанку. Воспитательной задачей комплекса является развитие настойчивости, трудолюбия..
1. Учим стих:
Петушок – петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?
2. Прохлопать ритм под музыку с речитативом.
3. Протопать ритм под музыку с речитативом.
4. Разучиваем движение рук с махами и хлопками по бедрам (подражая махам крыльев).
5. Разучиваем движения ног. Тройной притоп с паузой (во время паузы вытянутый носок рабочей ноги поднят к колену опорной ноги).
6. Соединяем в комплексе движения рук и ног.
Второй комплекс танцевально-игровой гимнастики называется «Прачка».
Этот комплекс используется для развития чувства ритма и обучения элементам эстрадного танца в стиле «диско».
1. «Стирка белья».
Исходное положение пятки вместе, носки врозь, руки согнуты в октях. Попеременно приседая на каждой ноге, руки выпрямляясь, вытягиваются вперед, имитирую стирку.
2. «Полоскание белья».
Исходное положение пятки вместе, носки врозь, руки согнуты в локтях и отведены в сторону. Попеременно приседая на каждой ноге, руками выполняются махи в сторону.
3. «Отжимание белья».
Исходное положение пятки вместе, носки врозь, руки согнуты и в кулаках, вытянуты вперед. Пружинистые приставные шаги в сторону, руками имитируем выжимание белья.
4. «Встряхивание белья».
Исходное положение пятки вместе, носки врозь, переносим вес тела на правую ногу, левая - на носке, вытянута в сторону. Поднимаем свободные руки вверх и опускаем вниз, имитируя встряхивание белья.
5. «Вешаем белье».
Исходное положение пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты перед собой, пружинистые приставные шаги в сторону, кисти рук сжимаются и разжимаются.
Третий комплекс «Мышонок» используется для развития чувства ритма, актерского мастерства, улучшения координации и ориентации в пространстве, ознакомления с эстрадными движениями в стиле «рэп».
1. «Мышонок спит».
Исходное положение первая свободная позиция, ладошки сомкнуты под левой щечкой, имитируя сон, пружиним ноги под ритм.
2. «Потягивание».
Исходное положение первая свободная позиция, руки по бокам, правую руку поднимаем верх, одновременно делаем пружинный шаг в сторону, встаем в исходное положение.
3. «Слушаем кота».
Исходное положение первая свободная позиция. Правую руку поднимаем к уху, переносим вес тела на правую ногу, пружинимся на правой ноге, левая – на вытянутом носке, в стороне. Переносим вес тела на правую ногу, «слушаем» левым ухом.
4. «Идем на кухню».
Веселыми подскоками и делаем круг и возвращаемся на исходное место (2 раза).
5. «Открываем холодильник и едим колбасу».
Исходное положение первая свободная позиция, пружинка ногами, руки поочередно подносятся ко рту и опускаются вниз.
6. «Гладим живот».
Исходное положение первая свободная позиция, переносим вес на правую ногу, левой рукой имитируем поглаживание живота, переносим вес тела на левую ногу, то же самое делаем правой рукой, далее – двумя руками.
7. «Побежали домой».
Веселыми подскоками и делаем круг и возвращаемся на исходное место (2 раза).
8. «Ложимся спать».
Четвертый комплекс «Танец пяти движений».
Задачей комплекса «Танец пяти движений» является пробуждение в воспитанниках умения импровизации, самовыражения, дает возможность применить на практике уже полученные знания, умения и навыки. Так же этот комплекс можно использовать для снятия физического и эмоционального напряжения, т.к. он является полностью импровизационным.
Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.
1. «Течение воды».
Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. Выполняются в течение одной минуты.
2. «Переход через чащу».
Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. Выполняются в течение одной минуты.
3. «Сломанная кукла».
Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). Выполняются в течение одной минуты.
4. « Полет бабочек ».
Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. Выполняются в течение одной минуты.
5. «Покой».
Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, «слушая свое тело». Выполняются в течение одной минуты.
Замечание: после окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
Самоанализ мастер – класса «Игровая хореография».
Я выбрала тему «Игровая хореография», потому что танцы-игры вызывают интерес к занятиям и развивают умение трудится. Танцевально-ритмические игры в доступной форме разносторонне воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и нервную системы воспитанников.
Мастер – класс проводится с воспитанниками младшей группы первого года обучения (5-6 лет).
Уровень развития танцевальных данных воспитанников соответствует их возрастным особенностям.
Тема мастер – класса «В танец через игру».
Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры развивают умение трудится, вызывают интерес к занятиям.
Принцип построения занятия: от простого к сложному.
Задачи, поставленные на занятии, достижение цели:
1. начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
2. второй этап углубленного разучивания упражнения. Развитие опорно-двигательного аппарата.
3. этап закрепления и совершенствования. Воспитание любви к танцевальному искусству.
В ходе занятия были использованы наглядный. Словесный, практический метод обучения, что в сочетании с игровым методом придает учебно-воспитательному процессу привлекательную и доступную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей воспитанников.
Использовалась групповая форма занятий.
Структура мастер-класса состояла из следующих танцевально-игровых комплексов:
1. Танцевально-игровой комплекс «Петушок».
Целью этого комплекса является развитие чувства ритма и двигательных способностей воспитанников
Задачи комплекса: научить свободно и координационно правильно выполнять движения под музыку, содействовать развитию чувства ритма, развивать мышечную силу. Формировать правильную осанку. Воспитательной задачей комплекса является воспитание любви к народному танцу.
2. Танцевально-игровой комплекс «Мышонок».
Используется для развития чувства ритма, развития актерского мастерства, ознакомление с движениями эстрадного танца в стиле «рэп».
3. Танцевально-игровой комплекс «Прачка».
Разучивается с целью развить танцевально-двигательные навыки, изучить элементы эстрадного танца в стиле «диско».
4. Танцевально-игровой комплекс «Танец пяти движений».
Целью этого комплекса является развитие мышления и воображения, развитие музыкально-ритмических и координационных навыков.
Задачи данного комплекса: развитие мышечной силы, умение правильно распознавать характер музыки и реагировать на изменение темпа и характера музыкальных произведений.
Правильно подобранные и организованные в процессе занятия танцы-игры вызывают интерес к занятиям, расширяют диапазон двигательной активности воспитанников, способствуют более разнообразному развитию, развивают умение трудиться. Труд возникает на почве игры, становится ее смыслом, и продолжением. Основную цель, поставленную на занятии, считаю достигнутой. По окончании мастер-класса педагоги дают оценку увиденному, анализируют деятельность педагога, умения и навыки детей, их манеру и технику исполнения.
Вывод. Подводя итоги мастер –класса, можно сказать, что добиться хороших результатов при обучении хореографии можно только при условии активного сотрудничества педагога с воспитанниками, родителями, методистами и коллегами-профессионалами Последнее важно потому, что дает возможность педагогам обсудить свои проблемы и получить своевременную реальную помощь.