Мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, группы продленого дня. В работе раскрывается история возникновения деревянных ложек как музыкального инструмента, описан способ игры на трех ложках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приемы игры на трех ложках"»
Мастер-класс «Приемы игры на трех ложках»
1. Оргмомент.
Здравствуйте, гости дорогие!
Давно уж я вас дожидаю, без вас речей не начинаю.
И сегодня мы с вами встретились чтобы…, а впрочем, догадайтесь сами:
«Сначала ими щи хлебают, потом на них играют?» Что это?
Или другая загадка: «Они расписные по свету славятся, играть начнешь, и всем нравится?». Отгадали?
Ну конечно – ложки.
И сегодня я проведу для вас мастер-класс по игре на ложках «Искусство игры на деревянных ложках».
И речь мы поведем с вами об истории возникновения деревянных ложек как народного музыкального инструмента, познакомимся со способами и приемами игры на них, а также у вас будет возможность попробовать себя в роли исполнителей на этом самобытном народном инструменте.
2. История возникновения ложек.
Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее называться народными музыкальными инструментами. Кто и когда впервые додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек.
Когда же это произошло? А произошло это в далеком 15 веке.
Знаете ли вы, кто были первые исполнители на ложках?
(Ответ – скоморохи).
Правильно, это были скоморохи, бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали и развлекали простых людей. В сведениях, сохранившихся до наших дней, говорится, что первые ложки, на которых играли, были с бубенцами или колокольчиками. К 18 веку ложки уже широко употреблялись в народной музыке. Игрой на ложках сопровождались песни и пляски. Сойдя со стола и оказавшихся в руках мастеровых людей, они приобрели новую значимость, хлестко отстукивая зажигательные ритмы, сверкая радужной росписью в замысловатых движениях рук исполнителей. Специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт – различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте.
Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?
(Ответ - в игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки.)
Верно, обычноᡃ в игре одного исполнителяᡃ используют две, три илиᡃ четыре ложки среднего размера.ᡃ Освоение игрыᡃ на ложках требует большогоᡃ труда и терпения.
Играть сегодня мы будем на трех ложках, потому что этот способ очень интересный и разнообразный по игровым приемам.
3. Способ игры на трех ложках.
Первая ложка вкладывается в ладошку, углублением вниз, ручка ложки располагается между большим и указательным пальцами левой руки. Вторая ложка кладется между указательным и средним пальцем, углублением вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы сгибаются и вкладываются в углубление ложки, а мизинец с обратной, округлой стороны крепко прижимает ложку к трем этим пальцам.
Играть при такой постановке можно как сидя, так и стоя.
Основные игровые приемы – удар, дробь, тремоло.
4. Практическая работа.
Теперь давайте возьмем ложки в руки и попробуем сыграть уже известные нам приемы игры на ложках.
(Педагог исполняет приемы игры, участники мастер – класса под аккомпанемент баяна за ним повторяют.)
5.Подведение итогов.
Я благодарю всех за участие в мастер – классе. До свидания.