Просмотр содержимого документа
«Лекция в музее изобразительных искусств на тему: "Городецкая роспись"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Лекция в музее МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей»
по декоративно-прикладному творчеству
«Городецкая роспись»
(для детей 8 -12 лет)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
руководитель музея
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2022 г
Методическая разработка урока по декоративно-прикладному творчеству «Городецкая роспись»
Тема урока: «Городецкая роспись»
Цель:
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития городецкой росписи.
Задачи:
- воспитание любвик народному искусству;
- развитие наглядно-образного мышления;
- воспитание художественного вкуса;
- расширение кругозора в процессе изучения данного вида прикладного творчества.
Оборудование для педагога:
- репродукции;
- презентация;
- таблицы поэтапного выполнения работы;
- схемы узоров.
План занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Проверка готовности к уроку.
Необходимо подготовить рабочее место и принадлежности к занятию.
III. Изучение и объяснение нового материала.
IV. Подведение итогов.
Ход урока
Есть на Волге город древний
Под названьем Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец!
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца, Нижегородской губернии. Яркая, лаконичная городецкая роспись украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Расписное донце прялки
Фото 1
Шкатулка, украшенная Городецкой росписью
Фото 2
Игрушка
Фото 3
Разделочная доска
Фото 4
Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу. Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы.
Фото 5
Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Фото 6
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы.
Фото 7
Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц.
Фото 8
Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Фото 9
Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Фото 10
Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Фото 11
Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
Городецкая роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого искусства.
Среди самых распространенных сюжетов росписи - гуляния, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и перья причудливых птиц.
На протяжении всей истории промысла народные мастера создавали оригинальную живописную систему, находили неповторимые образы и разрабатывали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.
Виды композиций Городецкой росписи
Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.
Цветочная роспись
Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
Фото 12
В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях.
Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки.
Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»
Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.
В изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны и ассиметричны.
Цветочной композиция с изображением птиц
Фото 13
Сюжетная роспись
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Фото 14
Элементы росписи
Фото 15 Фото 16
Фото 17
Фото 18
Фото 19
Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи
Демонстрируется выполнение розана и купавки.
Замалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.
У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.
Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие.