kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеурочного занятия по МХК «Великая Отечественная война в картинах русских художников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по МХК по теме " Великая Отечественная война в картинах русских художников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по МХК «Великая Отечественная война в картинах русских художников»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутская область, г. Усть-Илимск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 11»




Конспект

внеурочного занятия (защита творческих проектов)

по Мировой художественной культуре

учителя МХК МАОУ «СОШ№11» Добровольской Марины Александровны от 27.04.18г. в 11 «А» классе по теме: «Великая Отечественная война в картинах русских художников»

Содержание и цель работы:

Тема занятия является продолжением серии уроков по знакомству с русскими художниками и их работами. При подготовке к занятию учащиеся готовят рассказы - презентации о художниках и их работах, стихи о войне, группы учащихся представляют итоги своих творческих проектов «театрализацию картин», используют электронные презентации, видеоматериал, раздаточный материал (буклеты), музыкальный звукоряд.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Форма занятия: виртуальная экскурсия, итоги творческих проектов.

Технологии: ИКТ; Проектная технология.

Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД: 

– задание «Презентация картины»,

Приёмы, направленные на формирование личностных УУД:

– подведение к осознанию ценности культурного наследия,

– нравственная оценка образов картин,

– определение уровня своей внутренней культуры,

Приёмы, направленные на формирование коммуникативных УУД:

– восприятие произведений искусства,

– трактовка образов,

– диалог с учителем,

– диалог с учащимися,

– итог творческой проектной деятельности, умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Приёмы, направленные на формирование регулятивных УУД:

– постановка целей,

– планирование,  

– рефлексия.

 Дидактический материал:

1. Видеоролики «Начало войны», «Парад Победы».

2.Аудио-записи «Священная война», «Катюша», «В Землянке», «День Победы».

3. Презентация на тему: «Великая Отечественная война в картинах художников».

4. Раздаточный дидактический материал: буклеты на тему: «Великая Отечественная война в картинах русских художников».

Цель: Познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, посвящёнными Великой Отечественной войне.  Воспитание патриотизма, глубокой благодарности воинам, победившим фашизм, формирование чувства гордости за свою страну, чувство уважения к истории России.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников, композиторов, поэтов военной тематики, расширить представления о работе художников в Великую Отечественную войну.

Развивающие:  развивать кругозор, память, творческое воображение, мышление, актёрское мастерство.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Оборудование: мультимедийный комплекс.

Зрительный ряд: презентация на тему «Великая Отечественная война в картинах русских художников».

Музыкальный ряд: «Война Священная», «Катюша», «В Землянке», «Шаймуратов генерал», «Алеша», «День Победы».

Литературный ряд: «Мать партизана», А. Сурков; «Василий Теркин», А. Твардовский; «Жди меня», К. Симонов.


На экране видеоролик «Начало войны. Голос Левитана»


/ Звучит «Война священная», на экране плакат «Родина – мать зовет»/

Учитель: Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, - требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине. «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники - плакатисты. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация плаката «Родина - мать зовет»), звук фонограммы «Священная война».

Учитель: Рожденные войной темы были различны. Неодинаковыми путями шли художники и к их воплощению. Острая ненависть ко всему, что мешает его счастью, что враждебно светлой и радостной жизни на мирной земле. Кровопролитные бои за Родину днем и ночью вели наши солдаты, это отразил Ф. Юсупенко в картине «Ночной бой». П. Кривоногов передал историческое сражение в своей панораме «На Курской дуге».

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация учащимися картины Ф. Юсупенко в картине «Ночной бой», звучит песня «Катюша»)

Учитель: Почти семь лет С. Герасимов работал над картиной «Мать партизана». Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские орды встречали мужественное сопротивление советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды народных мстителей - партизан. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов.

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация картины «Мать партизана» стихотворение А. Суркова)

1 чтец:

Под вечер в гестапо ее привели,

Прикладами били сначала.

Стояла она чернее земли,

Как каменная, молчала.

когда ей руки стали ломать

на исходе бессонной ночи,

плюнула партизанская мать

Немцу в бесстыжие очи.

-Труд твой напрасный. Меня не убьешь-

Россия будет жива. Россия тысячу лет жила,

Множила племя свое.

Сила твоя, лядящий, мала,

Чтобы убить ее…

Учитель: Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художников. Oт рук фашистских извергов погибали мирные советские люди старики, женщины, дети... Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Враг шел по родной земле, приближался к Москве. Художник А. Пластов чувствовал потребность рассказать о зверстве фашистов, об их бессмысленной жестокости, об убийстве ни в чем не повинных детей и стариков. Так родился замысел картины «Фашист пролетел».

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация картины «Фашист пролетел»)

Боевой дух наших воинов, человеческие качества не утерянные в жестоких боях, народные шутки и частушки поднимающие настроение на привале отразил Ю. Непринцев в картине «Отдых после боя». Тот же образ народного героя весельчака, балагура мы узнаем в поэме Александра Твардовского «Василий Теркин».

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация учащимися картины «Отдых после боя»)

2 чтец:

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделен

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

Учитель: 50 дней и ночей происходила оборона Севастополя. Немецкое командование сосредоточило под Севастополем отборную 11 немецкую армию генерала Манштейна. 2 июня 1942 года началась артиллерийская и авиационная подготовка штурма города. Ежедневно вражеская авиация совершала до 1000 боевых вылетов. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление. Однако их силы с каждым днём заметно таяли, не хватало снарядов и патронов. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались пока у защитников не иссякли патроны. Художник Александр Александрович Дейнека в 1942 году вернулся с фронта. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему завоевать его любимый город, написал картину «Оборона Севастополя».

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация учащимися картины «Оборона Севастополя»)

Учитель: Женщины на войне... Какими словами можно выразить их каждодневный подвиг в грозные дни войны? Нежные и мужественные, хрупкие и бесстрашные они не жалея себя сражались за Родину. Этой теме посвящены картины М.И.Самсонова «Сестрицы», «Подвиг Валерии Гончаровой». Н. Я. Бут «Боевые подруги»

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация учащимися картины Н. Я. Бут «Боевые подруги»)

1 чтец:

Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены.

Может, нет адресата,

И писавшего нет…

Так кого же он ищет треугольный конверт.

2чтец:

Мы на зорьке проснулись на ранненькой,

Тишина, что в ушах уж звенит,

Письмецо я пишу тебе маменька,

Скоро бой, скоро бой предстоит.

Бой такой, что мурашки по коже,

Бой такой, что руки дрожат,

Но бояться нам мама негоже,

Надо Родину свою защищать.

3 чтец:

За меня ты мама не бойся

За меня помолись в тишине

Бой пройдёт, и второй и третий,

Стану я такой же, как все.

Я без страха пойду в атаку

Посмотрю я смерти в глаза

И поверь, ты поверь мне, мама

Не заплачу я никогда.

4 чтец:

Буду немца бить беспощадно,

Буду бить их с криком «Ура!»

И, быть может, вернусь я с орденом,

Ты обнимешь крепко меня.

Ты оденешь красивое платье,

Я одену форму свою,

Мы пройдём по селу с тобой, мама,

Соберём гостей ко столу.

5 чтец:

Вы так на фронт попасть спешили!

С весёлой песней шли толпой.

Не выбирали или – или

И не вернулись все домой.

Я свой конверт не закрываю,

Ищу слова для главных сток.

И белым голубем по маю

На небеса летит листок…

Мелькают имена и даты,

И снова слёзы на глазах….

Двадцатилетние девчата

Не возвратилися назад.

Учитель: Особая тема произведений о Великой отечественной войне, о тех, кто ждал, провожал и встречал солдат с фронта. Картины нам расскажут и о тех, кто ковал победу далеко за линией фронта.

(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация учащимися картины А.Лутфуллин «Ожидание», стихотворение К. Симонова « Жди меня»)

1 чтец:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

2 чтец:

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Учитель: Мужество и героизм наших бойцов вдохновили многих художников на создание незабываемых образов. Например, подвиг бойцов ценою своей жизни отражающих значительно превосходящие силы противника воспели в свои работах В. Кохаль «На безымянной высоте», И.Колупаев. «Знамя победы», А.Широков «За родину», П.Кривоногов «Комиссар крепости».


(Группа учащихся демонстрирует итоги творческой проектной деятельности, разыгрывая сцены по типу «оживших картин». Презентация учащимися картин В.Кохаля «На безымянной высоте», на фоне слов звучит песня «На безымянной высоте»)

Учитель: Наш народ сделал невозможное, чтобы выстоять и победить. Война унесла 27 миллионов жизней. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет…

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского народа. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны 1941-1945г. Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была наголову разгромлена, нацизм – побеждён. Советский Союз внёс в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Всё дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Несмотря на то, что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 г. – праздник радости со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны.


(Презентация памятника «Могила неизвестного солдата» В.А Климова,

Д. И.Бурдина, Ю.Р.Рабаева (фотография))


1 чтец:

Помните! Через века, через года, помните!

О тех, кто уже не придет никогда, помните!

В горле сдержите стон, горькие стоны!

Памяти павших, будьте достойны!

Вечно достойны!


(Презентация учащимися картины «Парад победы» М. Самсонова;

звучит песня «День победы».


Учитель: Ребята, в завершении нашей встречи, я прошу вас поделиться своим мнением, ответив на следующие вопросы:

-Что нового вы открыли для себя на занятии?

- Что вам больше всего запомнилось на занятии?

- Какие выводы вы для себя сделали?

- Какие эмоции вы испытали, знакомясь с произведениями о войне?

- Какие впечатления у вас от этого занятия?

- О чём бы вам хотелось узнать в будущем?


Учитель: Мы должны знать свою историю, потому что нам есть чем гордиться. Знать – значит читать книги, изучать прошлое, интересоваться воспоминаниями очевидцев. А получив необходимую информацию – думать. У вашего поколения есть последняя возможность пообщаться с живыми очевидцами тех лет. Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, познакомившись с картинами художников, которые рассказывали о тех страшных событиях на своих полотнах, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить, сможете не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройдете мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи.


На экране видеоролик «Парад победы».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Добровольская Марина Александровна

Дата: 18.02.2019

Номер свидетельства: 500306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства