Просмотр содержимого документа
«Инсценировка по рассказу В. Шукшина «ВАНЯ, ТЫ КАК ЗДЕСЬ?» Автор Н.Н.Винокурова»
Инсценировка по рассказу В. Шукшина«ВАНЯ, ТЫ КАК ЗДЕСЬ?» Автор Н.Н.Винокурова
Лето. Городской парк. На скамейке сидит молодой деревенский парень. Он пьёт кефириз бутылки, заедает батоном. Мимо пробегаеткрасивая девушка с портфелем.Возвращается, останавливается возленего.
ДЕВУШКА. Молодой человек, простите, пожалуйста. Мы в этом городе находимся в киноэкспедиции…
ПРОНЬКА. Кино фотографируете?
ДЕВУШКА. Да. И нам для эпизода нужен человек. Вот такого… вашего типа.
ПРОНЬКА. А какой у меня тип?
ДЕВУШКА. Ну… простой… Понимаете, нам нужен простой сельский парень, который в первый раз приезжает в город. А у себя… в селе, да?..
ПРОНЬКА. Но.
ДЕВУШКА. У себя в селе где работаете?
ПРОНЬКА. Трактористом.
ДЕВУШКА. Нам нужно, чтоб вы по крайней мере неделю побыли здесь. Это нельзя?
ПРОНЬКА. Трудно. Сейчас самое такое время.
ДЕВУШКА. Понимаю. Жаль. Извините, пожалуйста (уходит, потом возвращается). А знаете, у вас есть сейчас минут двадцать времени?
ПРОНЬКА. Есть.
ДЕВУШКА. Я хочу показать вас режиссеру… для… как вам попроще: чтобы убедиться, в том ли мы направлении ищем? Вы не возражаете? Это рядом, в гостинице.
ПРОНЬКА. Пошли . (Уходят).
ПРОНЬКА. А этот тип зачем приезжает в город?
ДЕВУШКА. Ну, знаете, искать свою судьбу. Это, знаете, из тех, которые за длинным рублем гоняются.
ПРОНЬКА. Интересно. Между прочим, мне бы сейчас длинный рубль не помешал: домишко к осени хочу перебрать. Жениться надо, а в избе тесно. Пойдут ребятишки — повернуться негде будет. У вас всем хорошо платят?
ДЕВУШКА. Вы несколько рановато об этом. А вы могли б с неделю пожить здесь?
Номер в гостинице - кабинет режиссёра. Режиссер - худощавый мужчина, с живыми умными глазами пристально, быстро оглядываетПроньку, усаживает в кресло.Девушка что-то шепчетему наухо, убегает.
РЕЖИССЁР. Добре… Как вас зовут, я забыл?
ПРОНЬКА (встаёт). Прокопий.
РЕЖИССЁР. Сидите, сидите. Я тоже сяду (садитсянапротив, улыбается). Тракторист?
ПРОНЬКА. Ага.
РЕЖИССЁР. Любите кино?
ПРОНЬКА. Ничего. Редко, правда, бывать приходится, летом почесть все время в бригаде, а зимой на лесозаготовке.
РЕЖИССЁР. Так, так… Вот какое дело, Прокопий. Есть у нас в фильме эпизод: в город из деревни приезжает парень. Приезжает в поисках лучшей судьбы. Находит знакомых. А знакомство такое… шапочное: городская семья выезжала летом отдохнуть в деревню, жила в его доме. Это понятно?
ПРОНЬКА. Понятно.
РЕЖИССЁР. Отлично. Дальше: городская семья недовольна приездом парня — лишняя волокита, неудобства… и так далее. Парень неглупый, догадывается об этом и вообще начинает понимать, что городская судьба — дело нелегкое. Это его, так сказать, первые шаги. Ясно?
ПРОНЬКА. А как же так: сами жили — ничего, а как к ним приехали — не ндравится.
РЕЖИССЁР. Ну… бывает. Кстати, они не так уж и показывают, что недовольны его приездом. Тут все сложнее…
ПРОНЬКА. Понятно. Темнят.
РЕЖИССЁР. Темнят, да. Попробуем?.. Слова на ходу придумаем. А?
ПРОНЬКА. А как?
РЕЖИССЁР. Входите в дверь — перед вами буду не я, а те ваши городские знакомые, хозяин. Дальше — посмотрим. Ведите себя как Бог на душу положит. Помните только, что вы не Прокопий, Пронька, а тот самый деревенский парень. Назовем его — Иван. Давайте!
Пронька выходит из комнаты и входитснова.
ПРОНЬКА. Здравствуйте.
РЕЖИССЁР. Надо постучаться. Еще раз.
Пронька выходит и стучит в дверь.
РЕЖИССЁР. Да!
Пронька входит, останавливается у порога. Оба долгомолча глядят друг на друга.
ПРОНЬКА (заулыбавшись). Привет! (Подходит к режиссеру, обнимает, хлопаетего поспине.) Как житуха?
РЕЖИССЁР (освободившись). А чего ты радуешься?
ПРОНЬКА. Тебя увидел. Ты же тоже обрадовался.
РЕЖИССЁР. Да, но разве ты не чувствуешь, что я притворно обрадовался? Дошло?
ПРОНЬКА. А чего тебе притворяться-то? Я еще не сказал, что буду жить у вас. Может, я только на часок.
РЕЖИССЁР (задумавшись). Пожалуй. Давай еще раз. Я поторопился, верно.
Пронька опять выходит и стучится.
ПРОНЬКА (улыбаясь). Ну, как житуха?
РЕЖИССЁР. Да так себе… А ты что, по делам в город?
ПРОНЬКА. Нет, совсем.
РЕЖИССЁР. Как совсем?
ПРОНЬКА. Хочу артистом стать.
Режиссер хохочет.
ПРОНЬКА. Опять снова?
РЕЖИССЁР. Нет, продолжай. Только — серьезно. Не артистом, а… ну, в общем, работать на трикотажную фабрику. Так ты, значит, совсем в город?
ПРОНЬКА. Ага.
РЕЖИССЁР. Ну и как?
ПРОНЬКА. Что?
РЕЖИССЁР. А где жить будешь?
ПРОНЬКА. У тебя. Вы же у меня жили, теперь я у вас поживу.
РЕЖИССЁР (нервно ходит по номеру). Что-то не выходит у нас… Сразу быка за рога взяли, так не годится. Тоньше надо. Хитрее. Давай оба притворяться: я недоволен, что ты приехал, но как будто обрадован; ты заметил, что я недоволен, но не показываешь виду — тоже радуешься. Попробуем?
ПРОНЬКА. Попробуем. Мне глянется такая работа, честное слово. Если меня увидят в кино в нашей деревне, это будет огромный удар по клубу, его просто разнесут по бревнышку от удивления.
РЕЖИССЁР. М-да… Ну, давайте пробовать. А то как бы меня потом тоже не вынесли из одного дома. От удивления.
Пронька выходит в коридор, стучится, входит, здоровается. Всеэто проделываетуверенно, с удовольствием.
РЕЖИССЁР (восклицает). Ваня! Ты как здесь?!
ПРОНЬКА. А тебя зовут?
РЕЖИССЁР. Ну, допустим… Николай Петрович.
ПРОНЬКА (командует). Давай снова. Говори: «Ваня, ты как здесь?!»
РЕЖИССЁР. Ваня, ты как здесь?!
ПРОНЬКА(показывая). Нет, ты вот так хлопни себя руками и скажи: «Ваня, ты как здесь?!» Вот так.
РЕЖИССЁР(повторяет). Хорошо. Ваня, ты как здесь?!
ПРОНЬКА (сияя). Здорово, Петрович! Как житуха?
РЕЖИССЁР. Стоп! Я не вижу, что ты догадываешься о моем настоящем чувстве. Я же недоволен! Хотя… Ну хорошо. Пойдем дальше. Ты все-таки следи за мной внимательней. Ваня, ты как здесь?!
ПРОНЬКА (радостно). Хочу перебраться в город.
РЕЖИССЁР. Совсем?
ПРОНЬКА (радостно). Ага. Хочу попробовать на фабрику устроиться…
РЕЖИССЁР (с подозрением). А жить где будешь?
ПРОНЬКА (всё так же радостно). У тебя. Телевизор будем вместе смотреть.
РЕЖИССЁР. Да, но у меня тесновато, Иван…
ПРОНЬКА. Проживем! В тесноте — не в обиде.
РЕЖИССЁР (потеряв терпение). Но я же уже недоволен, Иван… то есть, Проня! Разве не видишь? Я уже мрачнее тучи, а ты все улыбаешься.
ПРОНЬКА. Ну и фиг с тобой, что ты недоволен. Ничего не случится, если я поживу у тебя с полмесяца. Устроюсь на работу, переберусь в общагу.
РЕЖИССЁР. Но тогда надо другой фильм делать! Понимаешь?
ПРОНЬКА. Давай другой делать. Вот я приезжаю, так?
РЕЖИССЁР (перебивая). Ты родом откуда?
ПРОНЬКА. Из Колунды.
РЕЖИССЁР. А хотел бы действительно в городе остаться?
ПРОНЬКА. Черт ее… (Помолчав). Не думал про это. Вообще-то нет. Мне у нас больше глянется. Не подхожу я к этому парню-то?
РЕЖИССЁР (деликатно). Как тебе сказать…У нас другой парень написан. Вот есть сценарий… (Хочет взять со стола сценарий, новдруг поворачивается.) А как бы ты сделал? Ну, вот приехал ты в город…
ПРОНЬКА. Да нет, если уж написано, то зачем же? Вы же не будете из-за меня переписывать.
РЕЖИССЁР. Ну а если бы?
ПРОНЬКА. Что?
РЕЖИССЁР. Приехал ты к знакомым…
ПРОНЬКА. Ну, приехал… «Здрасте!» — «Здрасте!» — «Вот и я пожаловал». — «Зачем?» — «Хочу на фабрику устроиться…»
РЕЖИССЁР. Ну?
ПРОНЬКА. Все.
РЕЖИССЁР. А они недовольны, что тебе придется некоторое время у них жить.
ПРОНЬКА. А что тут такого, я никак не пойму? Ну, пожил бы пару недель…
РЕЖИССЁР. Нет, вот они такие люди, что недовольны. Прямо не говорят, а недовольны, видно. Как туг быть?
ПРОНЬКА. Я бы спросил: «Вам што, не глянется, што я пока поживу у вас?»
РЕЖИССЁР. А они: «Да нет, Иван, что ты! Пожалуйста, располагайся!» А сами недовольны, ты это прекрасно понимаешь. Как быть?
ПРОНЬКА(кивнув на сценарий). Не знаю. А как там написано?
РЕЖИССЁР. Да тут… иначе. Ну а притвориться бы ты смог? Ну-ка давай попробуем? Они плохие люди, черт с ними, но тебе действительно негде жить. Не ехать же обратно в деревню. Давай с самого начала. Помни только…(Звонит телефон, берёт трубку.) Ну… ну… Да почему?! Я же говорил!.. Я показывал, какие! А, черт!.. Сейчас спущусь. Иду. Проня, подожди пять минут. Там у нас путаница вышла…
ПРОНЬКА. Не слушаются?
РЕЖИССЁР (смеётся). Да нет, ничего… Я скоро (выходит).
ДЕВУШКА ( вбегая). Ну, как у вас?
ПРОНЬКА. Никак.
ДЕВУШКА. Что?
ПРОНЬКА. Не выходит. Там другой написан.
ДЕВУШКА. Режиссер просил подождать?
ПРОНЬКА. Ага.
ДЕВУШКА. Значит, подождите. (Роется в стопке сценариев, берётодин). Может, вам сценарий пока дать почитать? Почитайте пока. Вот тут закладочка — ваш эпизод (убегает).
Пронька, немного посидев, кладётсценарий на стол, берёт толстый цветнойкарандаш и на чистом листке бумаги что-то крупно пишет, уходит. Возвращается режиссёр.
РЕЖИССЁР. Ну-с, Прокопий, продолжим…(оглядывается, видит листок,читает вслух). « Не выйдет у нас. Лагутин Прокопий.» (устало садится за стол, некоторое время сидит неподвижно, потом хватает сценарий, начинает там что-то чиркать и выдирать листы, смеётся, кричит). Нюрочка, Нюра! (Звонит по телефону.) Нюра найди мне машину до Колунды. До Ко-лун-ды. Что там? Эх, Нюра! Люди там, люди – настоящие! Машину мне!