В 2014 году я защитила магистерскую диссертацию на тему «Методика использования WEB-квестов для формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности, далее ИКТ-компетентность, учащихся средней школы». Для доказательства методики было разработано несколько WEB-квестов, которые использовались для исследования. Один из WEB-квестов хочу предложить всем желающим. Это квест «Путешествие в Питер» https://sites.google.com/site/piter29fm/home.
Под ИКТ–компетентностьюподразумевается уверенное владение учащимися навыками компьютерной грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Авторы, сопоставляя педагогическую практику и специальные исследования, отмечают, что процесс успешного решения информационных задач включает семь основных этапов, каждый из которых содержит два шага.
1. Определение.
1.1. Определить информационную проблему.
1.2. Идентифицировать необходимую информацию.
2. Управление.
2.1. Выявить все возможные источники.
2.2. Выбрать наилучшие из них.
3. Доступ.
3.1. Найти соответствующий источник (теоретически или практически).
3.2. Найти нужную информацию внутри источников.
4. Интеграция.
4.1. Организовать материал, полученный из различных источников.
4.2. Представить информацию должным образом.
5. Оценка.
5.1. Оценить качество продукта.
5.2. Оценить эффективность работы.
6. Создание.
6.1. Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации.
6.2. Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы.
7. Передача.
7.1. Извлечь нужную информацию.
7.2. Передать информацию [1].
Перечисленные этапы решения информационных задач могут быть решены без помощи технических средств, но использование компьютера способно стимулировать и ускорить формирование ИКТ-компетентности.
Эффективность формирования ИКТ-компетентности при решении информационных задач зависит еще и от того, насколько полно охватываются этапы решения информационных задач.
В переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть, интернет. Соответственно, WEB-квест = интернет-поиск.
В зависимости от времени, требуемого для выполнения WEB-квеста, различают:
Краткосрочные WEB-квесты. Для их выполнения достаточно от одного до трех уроков.
Долгосрочные WEB-квесты потребуют на выполнение от одной недели до одного месяца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«WEB-квест "Путешествие в Питер"»
WEB-квест «Путешествие в Питер»
В 2014 году я защитила магистерскую диссертацию на тему «Методика использования WEB-квестов для формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности, далее ИКТ-компетентность, учащихся средней школы». Для доказательства методики было разработано несколько WEB-квестов, которые использовались для исследования. Один из WEB-квестов хочу предложить всем желающим. Это квест «Путешествие в Питер» https://sites.google.com/site/piter29fm/home.
Под ИКТ–компетентностьюподразумевается уверенное владение учащимися навыками компьютерной грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Авторы, сопоставляя педагогическую практику и специальные исследования, отмечают, что процесс успешного решения информационных задач включает семь основных этапов, каждый из которых содержит два шага.
1. Определение.
1.1. Определить информационную проблему.
1.2. Идентифицировать необходимую информацию.
2. Управление.
2.1. Выявить все возможные источники.
2.2. Выбрать наилучшие из них.
3. Доступ.
3.1. Найти соответствующий источник (теоретически или практически).
3.2. Найти нужную информацию внутри источников.
4. Интеграция.
4.1. Организовать материал, полученный из различных источников.
4.2. Представить информацию должным образом.
5. Оценка.
5.1. Оценить качество продукта.
5.2. Оценить эффективность работы.
6. Создание.
6.1. Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации.
6.2. Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы.
7. Передача.
7.1. Извлечь нужную информацию.
7.2. Передать информацию [1].
Перечисленные этапы решения информационных задач могут быть решены без помощи технических средств, но использование компьютера способно стимулировать и ускорить формирование ИКТ-компетентности.
Эффективность формирования ИКТ-компетентности при решении информационных задач зависит еще и от того, насколько полно охватываются этапы решения информационных задач.
В переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть, интернет. Соответственно, WEB-квест = интернет-поиск.
В зависимости от времени, требуемого для выполнения WEB-квеста, различают:
Краткосрочные WEB-квесты. Для их выполнения достаточно от одного до трех уроков.
Долгосрочные WEB-квесты потребуют на выполнение от одной недели до одного месяца.
WEB-квест состоит из шести основных разделов.
Введение.
Введение содержит краткое описание проекта, которое посвящает учащихся в суть сценария с возможным распределением ролей.
Цель введения – сделать деятельность учащихся по возможности интересной, сформировать у учащихся мотивацию на выполнение работы. Целью введения является погружение в проблемную ситуацию.
Единицей мышления является не задача, а проблема. Специалист, врач, например, сталкивается с противоречиями, попадая в проблемную ситуацию, при постановке диагноза и лечении каждого больного, просто потому, что не бывает двух одинаковых больных. Здесь не поможет «припоминание» известного алгоритма, необходимо клиническое мышление. А оно, как и мышление, вообще, порождается, как показано во многих психологических исследованиях, в проблемной ситуации.
Задача.
Задача содержит формулировку проблемной ситуации и описание формы представления конечного результата. Сначала учитель - разработчик WEB-квеста - находит ресурсы для конкретной темы в Интернете, а затем придумывает задание для учащихся, которое включает информацию из различных источников. Задание должно быть выполнимым и интересным.
Задача – самый трудный этап создания WEB-квеста. Тема работы должна быть понятной, доступной, интересной, познавательной, актуальной, должна побуждать учащихся на достижение результатов. Можно предложить учащимся опубликовать результаты своих исследований на WEB-сайте, представить работу на сайте учреждения или создать мультимедийную презентацию по теме исследования.
Порядок работы.
Это описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания, описание инструкций по работе с новыми программами. В этом разделе можно указать временные рамки работы над отдельными частями задания и требования к содержанию и формату промежуточных итогов.
Ресурсы.
Этот раздел содержит список ресурсов, которые учащиеся могут использовать при выполнении поставленной задачи.
Ресурсами могут быть видео, аудиокассеты, книги, плакаты, карты, инструкции, фотографии, скульптуры и т.п. В качестве ресурсов могут быть использованы виртуальные экскурсии, записи передач ТВ, лекций и многое другое. Наличие этого раздела подчеркивает важность не столько поиска информации в Интернете, сколько важность анализа предлагаемой учителем информации.
Оценка.
В разделе Оценка приводится описание критериев и параметров оценки выполнения WEB-квеста. Это описание может быть представлено в виде бланка-таблицы. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в WEB-квесте. Критерии должны быть конкретными, справедливыми и понятными исполнителю задания. На этом этапе учащиеся выполняют оценку и самооценку своей деятельности.
Заключение.
Заключение – краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный WEB-квест.
Для WEB-квестов выделены следующие типы:
пересказ — демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
анализ — поиск и систематизация информации;
компиляция — трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
оценка — обоснование определенной точки зрения по проблеме;
детектив, головоломка, таинственная история — выводы на основе противоречивых фактов;
убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
планирование и проектирование — разработка плана или проекта на основе заданных условий;
самопознание — любые аспекты исследования личности;
журналистское расследование — объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
творческое задание — создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
научное исследование — изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн-источников[4].
Результаты диагностического тестирования в испытуемых классах показали наименьший уровень ИКТ-компетентности по этапу «Создание информации».
Формированию этого параметра в наибольшей степени соответствуют три типа WEB-квестов. Выбор типа WEB-квеста «Проектирование с ограничением» обоснован знакомством с темой проекта — «Путешествие в Санкт-Петербург». Темы WEB-квестов должны быть понятны и интересны учащимся, должны мотивировать их деятельность. В своих «Беседах о русской культуре» известный литературовед Ю. М. Лотман отмечал, что путешествие является одной из форм образования. Это замечание позволило найти тему первого WEB-квеста «Путешествие в Санкт-Петербург». За время обучения в школе учащиеся часто совершают организованно путешествия и эта тема близка им.
Рассмотрим процесс формирования ИКТ-компетентности при выполнении проектов.
Информационно-коммуникационные компетенции формируются при получении опыта решения следующих информационных задач:
работа над проектом начинается с видения проблемы, что является движущей силой деятельности, ее мотивацией;
с определения информации, формулировки гипотезы, которую должен сделать учащийся, начинается работа каждого участника проекта; учащийся выбирает себе роль исходя из интересующей его информации;
задача управления информацией решается учащимся в процессе структурирования предлагаемой ему информации;
оценить информацию учащемуся потребуется исходя из поставленных перед ним ограничений, а именно: свой вывод учащийся должен будет согласовать с другими участниками проекта;
создание информации – необходимый этап работы над любым проектом, но в проекте «Путешествие в Санкт-Петербург» этот этап является ключевым, поскольку учащиеся должны составить план путешествия, согласовав между собой такие моменты, как место проживания, используемый вид транспорта, посещаемые места питания, театры, экскурсии и др.
передача информации на заключительном этапе работы является обязательной задачей при выполнении любого проекта;
доступ информации — главный этап при выполнении проекта «Корифеи информатики»[3].
Личностные компетенции учащиеся формируют в процессе решения информационных задач в группе и самостоятельно:
независимость принятия решения по выбору своей роли в выполняемом проекте;
критическое отношение при выборе источников информации;
дисциплинированность при выполнении сроков сдачи работы, которая в итоге должна быть общей для всей группы;
поддерживать внутреннюю мотивацию на протяжении выполнения всего проекта;
выдерживать определенную систематичность представления информации.
Когнитивные компетенции, формируемые при выполнении проекта:
точная интерпретация вопроса является важнейшим условием выполнения задания, поскольку все участники проекта выбор своей информации должны согласовать друг с другом;
исходя из определения информации и с учетом ее ограничений учащиеся формируют стратегию поиска;
структурирование, обобщение и сравнение информации необходимо для ее компактного и емкого представления;
грамотное цитирование и соблюдение авторских прав учитывается при оценивании вклада каждого участника проекта.
Формируемые регулятивные компетенции:
выполняя самостоятельно свое задание, учащийся поставлен перед необходимостью организации своей деятельности;
раздел сайта «Оценка» способствует организации самоконтроля учащихся, настойчивости в достижении поставленной цели;
поскольку проект должен представлять единое целое, то учащиеся вынуждены взаимодействовать в процессе работы.
В процессе работы над проектами учащиеся используют следующие информационно-коммуникационные технологии:
электронная почта;
сервисы WEB 2;
программы Power Point, PhotoShop или другой графический редактор;
поиск в Интернете.
После выполнения WEB-квеста один из классов школы совершил реальное путешествие в Санкт-Петербург.
Все свои путешествия я выполняю строго, придерживаясь подобного плана. И поверьте, они стоят гораздо дешевле, чем те, что предлагают в экскурсионных бюро.
Желаю успеха!
Источники информации.
Бурмакина, В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7) Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей Москва 2007 [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://ifap.ru/library/book360.pdf
Осадчук, О. Л. Использование Вев-квест технологии в самостоятельной работе студентов педагогического ВУЗа по дисциплинам профессионального цикла [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/99/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_2012_2_%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%87%D1%83%D0%BA.pdf
Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html