В данной работе представленна методическая разработка урока на тему "Устройство компьютера" с использование оценночного средства ментальная карта или кластер. В работе описанна суть данного оценочного средства. алгоритм работы и задание которое учащиеся должны выполнить. К работе прилагается таблица оценки учителем уровня компетенций полученных учащимися в ходе урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устройствот компьютера »
Методическая разработка учебного занятия с конструированием оценочных средств
Работу выполнила:
Иванчина И. И.
Тюмень 2014
План методической разработки
Предмет: Информатика и ИКТ
Тема: Устройство компьютера
Контингент учащихся: 8 класс
Дата проведения:
Время проведения, общая продолжительность: 2 четверть, 3 урока, 120 минут.
Место проведения: кабинет информатики МАОУ СОШ №44 города Тюмени.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор,лист бумаги формата А3 или А4, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или фломастеры.
Основная форма проведения занятия: лабораторно-практическая (изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов работы в виде кластера).
Методы и приемы обучения: объяснение, метод иллюстраций, работа с текстом, составление структурно-логических схем.
Цель учебного занятия:
образовательная - познакомить учащихся с устройством компьютера и назначением основных частей компьютера.
воспитательная - воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, развитие познавательных интересов к предмету.
развивающая - способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий, внимания, мышления, формирование творческого воображения, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, логическое и творческое мышления.
Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции:
Информационные компетенции. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.). Владение способами работы с информацией. Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Коммуникативные компетенции. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.
Общекультурные компетенции. Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника.
Компетенции личностного самосовершенствования. Создание комфортной здоровьесберегающей среды (умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.). Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы.
Учебно-познавательные компетенции . Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности. Умение оформить результаты своей деятельности.
Содержание занятия
Мотивирующий этап (методы и приемы, обеспечивающие мотивационную основу занятия и активизацию познавательной деятельности обучающихся):
Самостоятельная работа учащихся – один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся. При организации самостоятельной работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).При построении системы заданий ориентируюсь на самостоятельное выполнение их учащимися. Это формирует способности к принятию решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.
Творческая работа учащихся -творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень мотивации учащегося; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов
Основной этап
Основное оценочное средство:
Кластер (англ. cluster – гроздь, скопление) – разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные группы, или кластеры.
Внедрение в учебный процесс технологии кластеров вызвано не поиском оригинальных методов обучения и оценки, а необходимостью научить обучающихся ориентироваться в увеличивающемся потоке информации. На данном этапе важно не столько усвоить необходимый фиксированный объем знаний, сколько научиться обрабатывать большие объемы информации.
Технология работы с кластером предполагает:
выделение центрального понятия;
выделение связанных с центральным понятием смысловых единиц информации (текста);
графическое оформление смысловых единиц в определённом порядке в виде грозди.
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы. Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с "клиповым сознанием")
Работа с кластером - письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит. Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.
Соотношение индивидуальной и групповой форм обучения: 1 урок: 15 минут фронтовая форма работы, 20 минут - индивидуальная работа, 5 минут – подведение итогов урока. 2 урок: 5 минут – фронтовая форма работы, 25 минут – индивидуальная работа, 5 минут - подведение итогов урока, 3 урок –5 минут фронтовая форма работы, 25 минут – групповая работа (4 группы), 10 минут – подведение итогов.
Изучаемый материал: учебник для 8 класса «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д., параграф 2.2 «Устройство компьютера», страница 35 – 46: 2.2.Устройство компьютера стр.35 2.2.1.Процессор и системная плата стр.36 2.2.2.Устройства ввода информации стр.37 2.2.3.Устройства вывода информации стр.42 2.2.4.Оперативная память стр. 45 2.2.5. Долговременная память стр. 46
Формулировка задания: внимательно прочитать параграф 2 учебника для 8 класса «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д., тема «Устройство компьютера», страница 35 – 46. Затем индивидуально на основе прочитанной текста, построить структурно – логическую схему (кластер) по данной теме. По завершению работы разбиться на 4 группы (по количеству подтем: процессор и системная плата, устройства ввода информации, устройства вывода информации, оперативная и долговременная память) по 3-4 человека, обсудить и доработать полученные кластеры, подготовить рассказ по одному из кластеров о подтеме группы. Сдать кластеры на проверку.
Алгоритм работы или инструкция:
1) Ознакомиться с текстом параграф 2 учебника для 8 класса «Информатика и ИКТ», Угринович Н.Д., тема «Устройство компьютера», страница 35 – 46.;
2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями.
3) Посередине листа записать ключевое слово «Устройство компьютера, которое является главным для раскрытия темы, идеи;
4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.
6) Схема кластера должна быть аккуратной.
7) Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.
8) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.
9) Не может быть двух одинаковых схем - кластеров.
10) При работе над кластером необходимо использовать цветные карандаши или фломастеры.
11) Схема должна иметь графические объекты: рисунки, схемы, графики и т.п.
Форма отчетности обучающихся: интеллект карта – кластер
Оценка компетенций обучающихся. Заполнение карты оценки компетенций.
Карта оценки уровня сформированности компетенций обучающихся
с использованием кластеров
Результаты обучения (показатели оценки)
Уровни сформированности компетенций /
критерии оценки
Минимальный
Базовый
Повышенный
1.Качество освоения учебного материала (владение теоретическими знаниями и основными понятиями)
Слабо владеет теоретическим материалом
Используются теоретические знания и основные понятия
Активно используются теоретические знания и основные понятия предметной области,
2. Объем отраженного материала
Отражены отдельные аспекты темы
Выделена и отражена большая часть темы
Выделены и отражены все аспекты темы
3.Творческий подход к оформлению кластера
Работа выполнена посредственно, ряд требований по составлению и оформлению кластера не выполнен
Работа отражает индивидуальный подход к оформлению
Работа имеет оригинальное оформление и нестандартный подход
4. Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.
Деятельность организованна не эффективно, работы выполнена не полностью
Деятельность организованна не достаточно эффективно, работы выполнена с недоработками
Деятельность организованна эффективно, работа выполнена полностью и в срок
Рефлексия хода и результатов занятия.
Тема «Устройство компьютера» является одной из ключевых тем предмета информатика. Изучение этой темы направленно на получение учащимися знаний: об устройстве компьютера, основных узлах , основные элементы виды и характеристики периферийных устройств, принцип работы.
Использование кластера как оценочного средства при изучении данной темы дало мне возможность, организовать индивидуальную и творческую деятельность учащихся на уроке. Уйти от привычной им формы работы на уроке. Позволило раскрыть их творческий потенциал, предоставила им возможность самостоятельно планировать свою деятельность и рабочее время. Создание кластеров по теме показало, что большая часть учащихся с интересом строила кластер, внимательно и глубоко прорабатывая материал, предложенный по данной теме в учебнике. Кроме того некоторые учащиеся воспользовались дополнительными источниками информации.
Проведение занятия с использованием оценочного средства - кластер, дало повышенный интерес учащихся к теме и предмету в целом, хорошее усвоение теоретического материала, проявление творческих способностей учащихся.