III этап. Изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с оператором целочисленного деления и деления по модулю. Слайд 10 1) Операция целочисленного деления обозначается словом - div. Данная операция возвращает целую часть числа, а дробную отбрасывает.
Рассмотрим примеры: Вещественное (обычное) деление | Целочисленное деление | 11/5=2.2 | 11 div 5=2 | 15/5=3.0 | 15 div 5=3 | 2/3=0.666666… | 2 div 3=0 | 25/10=2.5 | 25 div 10=2 | 37/10=3,7 | 37 div 10=3 | 12/10=1,2 | 12 div 10=1 | Характерная особенность операции Div: при делении числа N на 10 она всегда отбрасывает последнюю цифру числа N.
2) Рассмотрим другую операцию: деление по модулю или получение остатка от целочисленного деления. Она обозначается словом - mod. Слайд 11. Данная операция производит целочисленное деление, отбрасывает целую часть этого деления и возвращает остаток от данного деления. Слайд 12. Выполним задание, применив технологию RallyCoach (работа в парах) – приложение 1. На выполнение данной работы вам отводиться 2 минуты – слайд 13. Проверим выполненное задание - слайд 14. Вещественное (обычное) деление | Целочисленное деление | Деление по модулю | 11/5=2.2 | 11 div 5=2 | 11 mod 5=1 | 15/5=3.0 | 15 div 5=3 | 15 mod 5=0 | 9/4=2,25 | 9 div 4=2 | 9 mod 4=1 | 7/3=2.333333… | 7 div 3=2 | 7 mod 3=1 | 17/3=5,6666 | 17 div 3=5 | 17 mod 3=2 | 25/10=2.5 | 25 div 10=2 | 25 mod 10=5 | 12/10=1,2 | 12 div 10=1 | 12 mod 10=2 | 37/10=3,7 | 37 div 10=3 | 37 mod 10=7 | 48/10=4,8 | 48 div 10=4 | 48 mod 10=8 | Характерная особенность операции Mod: при делении числа N на 10 она всегда оставляет последнюю цифру числа N. За успешную работу поблагодарим друг друга, сказав соседу по плечу «Спасибо за сотрудничество!» - слайд 15. Запомните!!! Операции Div и Mod работают только с целыми числами! IV этап. Первичное закрепление новой темы. Цель: Первичная проверка усвоения теоретического материала. Слайд 16. Выполним структуру Fan-N-Pick (веер) – приложение 2. Слайд 17 – на эту работу вам отводиться 5 минут Задания: Определите значение целочисленной переменной с после выполнения следующего фрагмента программы. a:=11; b:=a mod 4; a:=a+24; c:=a div b; Определите значение выражения x после выполнения фрагмента программы. x:=7; z:=3*x+1; y:=z mod 4; x:=z div y; Определите значение выражения e после выполнения фрагмента программы. b:=18; a:=(b+8) mod 7; e:=b div a; Определите значение выражения a после выполнения фрагмента программы. a:=15; b:=(a+4) mod 3; c:=a-b; a:=c div a; А теперь проверим результаты. Встанут те участники команды, которые находили значение переменной С. Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождение летом. Встанут те участники команды, которые находили значение переменной Х. Я прошу пройти к доске участника, кто выше. Встанут те участники команды, которые находили значение переменной E. Я прошу пройти к доске участника, кто проснулся сегодня раньше. Встанут те участники команды, которые находили значение переменной А. Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождения ближе всего к празднику Новый год. Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Поблагодарим друг друга за работу – поаплодируем – слайд 18. V этап. Формирование умений и навыков. Слайд 19. Задача: Дано натуральное двузначное число а. Найти сумму и произведение цифр данного числа, а также вывести новое число, в котором цифры числа а «поменялись» местами. Исходные данные: a – двузначное число Искомый результат: S-сумма, P-произведение, n – число, в котором цифры «поменялись» местами. Промежуточные величины: а1 – первая цифра двузначного числа, а2 – вторая цифра двузначного числа. Вопрос к учащимся: Какого типа будут все переменные в задаче? Почему? - Как поменять местами цифры в двузначном числе? Хорошо. Какими способами мы можем записать решение данной задачи? Слайд 20. Каждый стол будет выполнять один из способов записи. Я даю вам время подумать и записать свое решение (1 минута). Выполняем. Начиная с участника под номером один, вы начинаете высказывать свои мнения, обсуждаете и выполняете командную работу на альбомном листе – 3 минуты – слайд 21. Прошу участников под номером четыре с каждого стола записать решение на доске. Задача остальных – внимательно посмотреть запись других команд. |