Урок 2.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
Планируемые образовательные результаты:
предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;
метапредметные – основы ИКТ-компетентности;
личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного
человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
Решаемые учебные задачи:
1) расширение представления школьников о сферах применения
компьютеров;
2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся
изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки
информации с помощью компьютеров;
3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах
компьютера и их функциях;
4) закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего
места при работе в компьютерном классе и дома;
5) закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
А)универсальный объект;
Б)компьютер;
В)аппаратное обеспечение:
1) процессор;
2) память;
3)оперативная память;
4)жесткий диск;
5) монитор;
6)клавиатура
Г)техника безопасности.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »;
2) презентация «Компьютер на службе у человека»;
3) презентация «Техника безопасности»;
4) плакат «Компьютер и информация»;
5) плакат «Техника безопасности»;
6) игра «Пары».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Компьютер. Его роль в жизни человека» (196591);
2) анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и
их назначение» (196605).
Особенности изложения содержания темы урока
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения
изученного материала:
1) экспресс-опрос по вопросам 1–2 к §1 с одновременной визуальной проверкой
выполнения заданий №1, №4 и №7 в РТ (ученики раскрывают рабочие тетради на
соответствующей странице, а учитель их бегло просматривает);
2) учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои варианты выполнения
заданий №4 и №7 в рабочей тетради;
3) экспресс-опрос по вопросам 4–6 к §1;
4) учитель предлагает совместно разгадать кроссворд (№10 в РТ). Можно
предварительно подготовить интерактивный кроссворд, например с помощью
инструмента (веб-сервиса) «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/crossword-ru/).
Подробную инструкцию по работе с этим инструментом можно найти по ссылке
http://yakushevskaya.webasyst.net/files/e521899c/ZmlsZT1PVFk9. Можно организовать
групповую работу школьников по разгадыванию интерактивной версии кроссворда;
5) небольшая дискуссия по вопросу 7 к §1;
6) при наличии времени – обсуждение №11 в РТ. Обязательно подчеркнуть, что
выполнение этого задания не было обязательным, оно выполнялось по желанию учеников.
Важно, чтобы каждый выполнивший дополнительное задание ученик был отмечен;
7) завершение проверки домашнего задания – заслушивание ответов к №1 в РТ.
На этапе изложения нового материала необходимо в процессе беседы с учениками
рассмотреть сферы применения компьютера – можно предложить школьникам
поочерѐдно комментировать «профессии» компьютера по презентации «Компьютер на
службе у человека»; можно организовать просмотр и обсуждение анимации «Компьютер.
Его роль в жизни человека». Главное – подвести ребят к пониманию того, что компьютер
является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие о науке
информатике.
При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать
имеющиеся знания школьников в этой области. Беседу с учениками следует
сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация
«Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»).
Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении заданий №15, №16, №17
(выполняется по группам), №19. №21 в РТ. После этого целесообразно провести аналогию
между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (№22 в РТ).
После этого повторяются правила техники безопасности и организации рабочего
места за компьютером.
Практическая часть занятия – работа с игрой «Пары», размещѐнной в электронном
приложении к учебнику.
Заметим, что достаточно объѐмный материал рекомендуемых к выполнению в классе
и дома заданий к этому уроку связан с тем, что данная тема может быть хорошо известна
ученикам (опыт работы с компьютерами в начальной школе и во внешкольной жизни).
Домашнее задание
§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.
16 учебника.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№9. Это задание помечено значком «Домашний проект или исследование». Хорошо,
если у школьников уже есть опыт работы, например, с текстовым процессором Word.
Возможно, в этом случае им будут знакомы пиктограммы команд «Сохранить» и
«Сохранить как».
Задания в рабочей тетради
№12. Слова-ответы:
х) компьютер;
ц) данные;
ч) информатика.
№13. Архитектор – Проектирование новых зданий и сооружений, создание чертежей
конструкций. Библиотекарь – Формирование каталогов; хранение книг, газет и журналов
в электронной форме; быстрый поиск и доступ к нужному материалу. Бухгалтер –
Быстрый расчѐт заработной платы, учѐт доходов и налогов, подготовка документации.
Врач – Обследование, диагностика, назначение лечения. Дизайнер – Создание
интерьеров, подбор фактуры и цвета отделочных материалов, расположение предметов.
Композитор – Создание, обработка, исполнение музыкальных композиций. Конструктор
– Проектирование и расчѐт характеристик новых механизмов и конструкций. Модельер –
Разработка новых моделей одежды и обуви, подготовка выкроек. Мультипликатор –
Создание движущихся изображений, спецэффектов. Переводчик – Выполнение перевода
отдельных слов, фраз и текстов с одного языка на другой. Почтальон – Доставка
сообщений адресату в любую точку планеты за считанные секунды. Учитель –
Демонстрация изучаемого материала в наглядной форме, проведение экспериментов,
проверка знаний. Художник – Создание новых изображений, изменение имеющихся
рисунков и фотографий.
№14. Предполагается работа с иллюстрацией на стр. 12 учебника.
№15. Информация – Сведения об интересующем вас предмете. Компьютер –
Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации.
Процессор – Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и
управления работой компьютера. Оперативная память – Информация в ней находится
только во время работы компьютера. Жѐсткий диск – Используется для длительного
хранения информации. Клавиатура – Устройство для ввода информации путѐм нажатия
клавиш. Монитор – Устройство визуального отображения информации. Мышь –
Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации. Принтер
– Устройство для печати информации на бумаге. Данные – Информация, представленная в
форме, пригодной для обработки компьютером. Аппаратное обеспечение – Совокупность
всех устройств компьютера.
№16. В устройствах ввода лишним является монитор; в устройствах вывода – сканер.
№17. «Лишние» устройства:
ш) акустические колонки;
щ) сканер;
ы) джойстик;
э) монитор.
№18. Стрелки «к компьютеру» обозначают устройства ввода информации; стрелки
«от компьютера» –устройства вывода информации; двунаправленные стрелки
обозначают устройства хранения информации –информация с них может считываться;
информация на них может записываться. Возможный вариант заполнения схемы:
№19. Соответствие (отношение) «устройство –вид информации»: клавиатура – числовая информация, текстовая информация; монитор –числовая информация,
текстовая информация, графическая, видеоинформация; принтер –числовая информация,
текстовая информация; графическая информация; микрофон –звуковая информация;
акустические колонки –звуковая информация; сканер –числовая информация, текстовая
информация; графическая информация; веб-камера –видеоинформация.
№20. Слова для вставки: «клавиатуре», «фотоаппарата», «принтер», «колонок»,
«мышью», «клавиатуры», «принтере».
№21. Телевизор –монитор; печатная машинка –клавиатура; магнитофон и патефон
–магнитные и оптические диски; телефон –подключение к каналам связи.
Компьютер.Устройства ввода, вывода и хранения информации
Стрелки «к компьютеру» обозначают устройства ввода информации; стрелки
«от компьютера» – устройства вывода информации; двунаправленные стрелки
обозначают устройства хранения информации – информация с них может считываться;
информация на них может записываться.
мышка
джойстик
сканер
микрофон
веб-камера
внешний диск
карта памяти
клавиатура
монитор
принтер
акустические колонки
мультимедийный проектор
№22. Органы чувств –приѐм (ввод) информации –устройства ввода информации
(клавиатура, сканер, микрофон и пр.). Мозг –хранение информации –устройства памяти
(оперативной, долговременной). Мозг –обработка информации –процессор. Органы
речи и опорно-двигательной системы – передача (вывод) информации – устройства
вывода информации (монитор, принтер, колонки и пр.).
№23. Ответы на кроссворд «Устройства компьютера»:
Клавиатура 2. Процессор 3. Монитор 4. Память 5. Мышь 6. Джойстик
7. Винчестер 8. Принтер
№24. Всего 4 компьютера.