kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по информатике в 9 классе "Операции над символьными данными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока- познакомить учащихся с операциями над символьными данными; углубить знания о языке Pascal; воспитание информационной культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике в 9 классе "Операции над символьными данными"»

Тема: Операции над символьными данными

Цели урока:

дидактическая:
– углубить знания о языке Pascal;

воспитательная:
– воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
– формирование чувства коллективизма;

развивающая:
– развитие внимания, рукописного письма и логического мышления.

Задачи:

Познакомить учащихся с операциями над символьными данными;

Закрепить полученные знания.

Обеспечение занятия: мультимедийная доска, компьютер с программой Turbo Pascal.

Тип урока: урок изучение нового материала, применение знаний и умений на практике.

Вид урока: комбинированный

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Объяснение целей урока

2.Опрос по домашнему заданию:

Какие виды алгоритмов вы знаете? Какие типы данных вы знаете на языке Turbo Pascal?

3.Изучение нового материала

Сегодня мы научимся составлять алгоритмы для нового типа данных – это символьные данные или на алгоритмическом языке они называются литерные.

Величины, значения которых являются тексты, называются литерными. В алгоритмах принято текст заключать в кавычки. Над литерными величинами можно производить некоторые операции:

  1. Операция соединения (склеивания).

Она обозначается знаком «+» и соединяет два текста в один.

Например: «про»+ «грамма»= «программа»

«12» + «13»=1213

Результат соединения текстов зависит от их порядка:

«13» + «12»=1312

  1. Определение длины текста.

Эта операция производится с помощью служебного слова длин. Длина текста определяет количество символом в нем.

Например: длин («программа»)=9

Текст, не содержащий ни одного символа, называется пустым текстом. Его длина равна 0: длин («») = 0.

  1. Операции вырезки.

С помощью этой операции можно вырезать из текста фрагмент. Будем считать, что символы в тексте пронумерованы слева направо.

Например:

123456789

Если А= «программа», то А [4, 5] = «грамм»

начало                        количество

вырезки          вырезаемых символов

 

где начало вырезки – номер первого символа вырезаемого фрагмента.

Комбинируя операции вырезки и соединения можно получать из одних текстов другие.

Для перевода алгоритма на язык Pascal понадобятся данные строкового типа.

Строка — последовательность символов кодовой таблицы ASCII.

Длина строки не должна превышать 255 символов. Переменная строкового типа описывается в разделе переменных следующим образом:

var a: string; b: string [25];

Значение, заключенное в квадратные скобки, определяет максимально допустимую длину строки — 25, по умолчанию она равна 255.

Для хранения строки в n символов необходимый объем памяти равен n + 1байта, т.к. в нулевом байте хранится длина строки.

К отдельным символам строки можно обратиться по номеру (индексу) данного символа в строке. Например, выражение а[3] обеспечит доступ к третьему по счету символу строки а; а[0] — обеспечивает доступ к нулевому байту, содержащему длину строки.

Для обработки строковых данных можно использовать специальные (встроенные) функции и процедуры Turbo Pascal:

 Функция

Назначение функции

concat (sl,s2…, sn)

Сцепление (соединение строк): concat (‘про’, ‘грамма’) = программа

length (s)

Определение длины строки: length (‘программа’) = 9

copy (s, n, k)

Вырезка из строки s, начиная с позиции n, k штук символов. Если а:= ‘программа’, то сору (а, 4, 5) = грамм

pos (s1, s)

Поиск подстроки s1 в строке s. Результат — номер позиции, с которой начинается подстрока s1 в строке s: pos(‘a’, ‘м а ма’) = 2

 Пример: Написать алгоритм, конструирующий из слов «ку», «шка», «юшон», «пила» фразу: «кукушка кукушонку купила капюшон» и определить ее длину.

program primer1;

const a:= ‘ку’; b:= ‘шка’; c:= ‘юшон’; d:= ‘пила’;

var

t: string [100];

1: integer;

begin

t:=a + a + b + ‘ ‘ + a + a + copy(c, 2, 3) + a + ‘ ‘ + a + d + ‘ ‘ + copy(b, 2, 2) + copy(d, 1, 1) + c;

l:=length(t);

writeln( ‘Строка t=’,t);

writeln( ‘Длина строки =’,1);

readln;

end.

4.Практическая работа

Самостоятельно на компьютерах составить программу по следующему заданию:

а) а:=’КАНАТОХОДЕЦ’;

b:= сору (а,3,2) + сору (а,7,3) + сору (а,1,2);

writeln (b);

б) t:=’КОМПЬЮТЕР’;

х:= copy (t,l,4) + ‘ос’ + copy (t,7,3);

writeln (х);

5.Домашнее задание:

Составить программу, которая из слова «ОПЕРАЦИЯ», выдаст на экран монитора слова «РАЦИЯ», «ОПЕРА» и «ОПЦИЯ».

6.Итог урока: Подведение итогов и выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по информатике в 9 классе "Операции над символьными данными"

Автор: Кирпичникова Галина Николаевна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок в 6 классе по информатике. Тема урока: «Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word » "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-v-6-klassie-po-informatikie-tiema-uroka-obshchiie-sviedieniia-o-tiekstovom-protsiessorie-microsoft-word"
    ["file_id"] => string(6) "148619"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419786665"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства