Конспект урока по информатике
Тема: «Многотабличные базы данных. Связывание таблиц»
Цель урока: Сформировать понятие – «многотабличная база данных» и обеспечить усвоение основных этапов установки связи между таблицами.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с многотабличными базами данных, необходимостью их создания, технологией хранения и обработки информации в многотабличных базах данных;
Развивающие:
создать условия для развития познавательных способностей, способностей самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;
Продолжить формирование умений: решать задачи; высказывать умозаключения; делать логические заключения на основе имеющихся знаний;
Продолжить развитие: логического мышления; памяти и внимания; самостоятельности в суждениях и работе; развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение вести дискуссию.
Продолжить воспитывать у ребят: уважение друг к другу; умение слушать ответ товарища.
Продолжить формировать у учащихся: аккуратность при работе с записями в тетради; умение работать в коллективе.
Тип урока:Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Объяснение новой темы (18 мин.)
Закрепление нового материала (17 мин.)
Подведение итогов. Выставление оценок (4 мин.)
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие учащихся. Определение готовности учащихся к уроку.
Актуализация опорных знаний
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и отвечают на вопросы учителя:
Вопросы:
Что собой представляет база данных?
Для чего предназначены базы данных?
Какие существуют варианты классификации БД?
Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
Что такое запись в реляционной БД?
Что такое поле в реляционной БД?
Какие бывают типы полей?
Что такое главный ключ записи?
На прошлых уроках вы учились работать с базой данных, состоящей из одной таблицы. Сегодня вы научитесь создавать информационно-логическую модель базы данных, состоящую из нескольких таблиц. Запишите тему урока.
Объяснение новой темы
Учитель: Достаточно часто встречается ситуация, когда хранить всю базу данных в одной таблице неудобно и нерационально. Посмотрите на таблицу «Комплектующие компьютера и поставщики» и скажите, что с вашей точки зрения нерационально и неудобно.
Ответы учащихся:
Таблица может содержать слишком большое количество полей, что неудобно пользователю.
Различные записи при этом во многих полях дублируют друг друга, что увеличивает информационный объем БД и замедляет процесс ее обработки.
Учитель: Давайте проанализируем данную таблицу.
Вопросы:
Сколько объектов описано в таблице? (комплектующие компьютера, поставщики)
Какими свойствами (атрибутами) обладает первый объект? («Наименование», «Описание»)
Какие свойства имеет второй объект? («Название фирмы», «Адрес», «Цена»)
Какой вывод можно сделать, исходя из выше сказанного? (исходную таблицу можно разделить на две: «Комплектующие» и «Поставщики»)
Учитель формулирует тему и цели урока или просит учащихся попытаться сделать это самим (смотря по обстановке на уроке).
Учитель: База данных, состоящая из нескольких таблиц, называется многотабличной.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, чем отличается совокупность баз данных от многотабличной БД? (Совокупность БД – это базы данных, хранящиеся в разных файлах и под разными именами. Многотабличная БД включает в одну БД (файл под одним именем) несколько таблиц).
Учитель: Вернемся к нашему примеру, и сделаем нашу БД многотабличной. Мы делим на две таблицы, как ранее уже говорили.
Комплектующие
| Наименование | Описание |
| Системный блок | Intel Core 2 Quad |
| Монитор | 19” |
| Клавиатура | 104 кл. |
| Мышь | Беспроводная |
Поставщики
| Название фирмы | Адрес |
| Фирма 1 | Адрес 1 |
| Фирма 2 | Адрес 2 |
Учитель: Одно поле в таблицах я оставил пустым, что мы должны с вами записать в них?
Ответы учащихся: Каждая из вновь созданных таблиц должна иметь как минимум одно поле, значения в котором будут различаться для всех записей данной таблицы. Ключевое (Первичный ключ) поле.
Учитель: В таблице «Комплектующие» введем поле «Код комплектующих», а в таблице «Поставщики» – «Код поставщика». Получим многотабличную БД.
Учитель: Что мы не учли при составлении двух таблиц? Что нами было пропущено? (Цена). Мы ее составим чуть позже.
Учитель: После создания различных таблиц, необходимо обеспечить целостность базы данных. Для этого надо связать таблицы между собой.
Связи могут быть нескольких типов:
связь «один-к-одному» - каждой записи в одной таблице соответствует только одна запись из другой таблицы;
связь «один-ко-многим» - каждой записи в одной (главной) таблице могут соответствовать несколько записей в другой (подчиненной) таблице;
связь «многие-ко-многим» - одной записи в первой таблице могут соответствовать несколько записей во второй таблице и, наоборот.
Сейчас перед вами представлено три варианта с таблицам определите, какая связь между таблицами в каждом варианте.
Как Вы думаете, в нашем случае какая связь могла бы реализоваться между таблицами «Поставщики» и «Наименование»
Таблицы "Комплектующие" и "Поставщики" можно связать в отношении «многие-ко-многим» путем создания двух связей «один-ко-многим» по отношению к таблице "Цена", которую мы сейчас и составим. Посмотрим внимательно на исходную таблицу. От чего зависит цена? (Наименования и Названия фирмы)
Из каких полей будет состоять таблица Цена?
Учитель: Как создать связи в MS Access, нам предстоит рассмотреть далее.
Чтобы приступить к созданию связей, выберем пункт меню Работа с базами данных — схема данных. В открытом окне Добавить таблицы следует выполнить двойные щелчки по названиям таблиц, которые участвуют в связи, а затем закрыть его.
Связанные таблицы представляют собой единую базу данных, в которой можно создавать новые таблицы, а также запросы и отчеты.
Закрепление нового материала
Сейчас я попрошу вас сесть за компьютеры и выполнить практическую работу по созданию многотабличных БД и связей между ними. Работы лежат около компьютеров.
5. Подведение итогов. Выставление оценок
Учитель: Прежде чем закончить урок, давайте еще раз вернемся к нашей теме урока, чтобы выяснить насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал.
Почему в некоторых случаях целесообразно использовать многотабличные БД, а не однотабличные?
Какие виды связей возможны между таблицами в многотабличных БД? Их характеристики.
Домашнее задание: п. 3.4.
4