Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка» по тема: «Кодирование информации».
Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка» по тема: «Кодирование информации».
Дети знакомы с понятием «Информация», «Действия над информацией», «Кодирование, декодирование информации». На данном уроке, идёт отработка информационного процесса – декодирование информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка» по тема: «Кодирование информации».»
Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка»
по тема: «Кодирование информации».
Планируемые образовательные результаты:
предметные — представления о кодах и кодировании; умение декодировать информацию при известных правилах кодирования;
метапредметные — умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; развитие внимания, памяти, нестандартного мышления; познавательного интереса;
личностные — понимание значения различных кодов в жизни человека; привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, работы в группах; воспитание культуры умственного труда; интерес к изучению информатики и профориентация.
Решаемые учебные задачи:
1) обратить внимание учащихся на многообразие кодов;
2) формировать представление о способах кодирования информации;
3) поупражняться в декодировании информации с помощью различных кодов.
Тип урока:применение предметных умений.
Целевое назначение: применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности.
Особенности изложения содержания темы урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: проверка готовности настроя учащихся на работу.
- Ребята, я хотела дверь закрыть и увидела письмо адресованное ученикам 5 «А» класса от профессора Всезнайуиного. Вы знаете такого? Прочитаем?
- Вы не можете прочитать, что же делать? (с помощью зеркала)
Постановка учебной проблемы.
Цель: подведение учащихся к формированию темы и постановке задач урока; составление плана работы на уроке.
«Приветствую вас, ученики 5 «А» класса, я узнал, что недавно на уроках информатики вы изучили тему «Кодирование информации» и отправил вам рассказ о том в каких профессиях полученные вами знания можно применить.
Но какой-то тайный агент перехватил моё послание, разделил его на 6 частей и закодировал.
Надеюсь на то, что это письмо вы прочитаете и сможете декодировать мой рассказ по частям. Подсказки ищите в презентации к игре.
Желаю удачи, профессор Всезнайкин.»
- Да, ребята, у нас сегодня не простой урок, а урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка», а на экране вы будете видеть презентацию к игре, вот и наши герои профессор Всезнайкин и тайный агент.
- Как вы думаете, какая же цель нашей игры?
(Цель игры: разгадать послания профессора Всезнайкиного и вписать их в шаблон письма.)
- А когда найдём послания что будем с ними делать? (Декодировать)
- Когда декодируем, что узнаем? (Получим информацию о этих профессиях)
(Задачи:
выполнять различные интересные задания –
декодировать сообщения;
получить информацию о профессиях.)
Актуализация знаний.
Цель: осознание каждым обучающимся степени имеющихся знаний.
- Давайте вспомним, что такое код (Код – это система условных знаков для представления информации.)
- Что такое кодирование (Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.)
- Какие вы знаете способы кодирования. (Графический, числовой, символьный)
- Поясните. (Графический – с помощью рисунков или знаков, числовой – с помощью чисел, символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст)
- Что такое декодирование. (Декодирование – это действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.)
- Как и в любой игре в игре «Разгадай-ка, узнай-ка» есть правила.
Правила игры:
Разгадал – молчи, молча руку подними.
Нужна помощь – не молчи, также руку подними.
А когда пойдёшь к ПК, не толкай друзей в бока. И не бегай, не кричи, третье правило игры.
На физ. минутку нужно встать, но одноклассников нельзя толкать. Себе местечко подыщи и упражненья повтори.
- Готовы выполнять все правила игры? (Да)
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков - решение учебных задач повышенной трудности и практических задач.
Цель: развитие умения находить ответы на проблемные вопросы самостоятельно.
- Тогда вперёд. Ой, ребята, а это что такое?
- Так это и есть закодированная часть Всезнайкиного рассказа которую вам надо декодировать.
- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Графический)
- Вам поможет таблица соответствий.
(Разгадывают в парах)
- Что у вас получилось? (кодировщик – тот, кто занимается кодированием информации)
- Впишите полученную информацию в шаблон письма.
- Приготовьтесь записать услышанные звуки азбуки Морзе. (Листочки, ручки) Остальную часть получите на карточках.
- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Графический)
- Вам поможет таблица соответствий в тетрадях на странице 66.
(Разгадывают в парах)
- Что у вас получилось? (шифровальщик - работник по шифровке информации)
- Впишите полученную информацию в шаблон письма.
-Приготовьтесь зарисовывать положение флажков. (Листочки, ручки) Остальную часть получите на карточках.
- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Графический)
- Вам поможет таблица соответствий в тетрадях на странице 67.
(Разгадывают индивидуально)
- Что у вас получилось? (криптограф - специалист в области криптографии).
- Впишите полученную информацию в шаблон письма.
- А что такое криптография вы узнаете, если декодируете следующее сообщение
«Приктвгрсфия (тсйнвкиаь) – нсупс и иапуаатов кередсчи аввбщений о тспвм оиде, чтвбы их нельзя былв крвчитсть без акецисльнвгв плючс.»
- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Символьный)
- Значит вам нужен ключ. А вот и он. а-с, о-в, к-п. Кто сможет применить ключ (показать как декодировать). Предлагаю декодировать по частям.
(Разгадывают индивидуально каждый свою часть, каждая парта по строке)
- Что у вас получилось? (Криптогра́фия (тайнопись) — наука и искусство передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без специального ключа.)
- Впишите полученную информацию в шаблон письма.
- А вот и следующий шифр.
- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Символьный)
- Шифр который он использовал – шифр Цезаря. Предлагаю разделить задание 1 ряд декодирует 1-ю и 2-ю строку, а 2 ряд 3-ю и 4-ю.
(Разгадывают индивидуально каждый свою часть)
- Что у вас получилось? (программист - специалист по составлению программ для компьютеров)
- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Числовой)
- Декодируем по рядам? 1 ряд – 1, 2 строку; 2 ряд – 3, 4, 5 строку; 3 ряд – 6, 7, 8 строку. Даю вам подсказку.
(Разгадывают индивидуально каждый свою часть)
- Что у вас получилось? (администратор сетей — сотрудник, отвечающий за работу компьютерной сети предприятия.)
- Впишите полученную информацию в шаблон письма.
Физ. минутка.
Цель: динамическая пауза.
- Вы устали, пора на физ. минутку.
Практическая работа за ПК.
Цель: развитие умения находить ответы на проблемные вопросы самостоятельно за компьютером.
- Пока вы делали физ. минутку, я увидела за компьютерами, какие-то сообщения.
- Что за способ кодирования в них применён? (Числовой)
- Как вы думаете, на кокой код это похоже (на компьютерные коды). Давайте я вам напомню, как его декодировать. (Показать на словах «специалист по». Ctrl + Shift + u (на экране u), ВВЕДИ КОД, Enter).
- Запомнили, тогда прошу за ПК. Декодируйте сообщения.
(Разгадывают индивидуально каждый свою часть)
- Что у вас получилось? Начнём с моего фрагмента, специалист по (защите сетей - изобретает и совершенствует системы, обеспечивающие сохранность информации разных уровней: от коммерческой до военной тайны.)
- Ребята это сравнительно молодая профессия успевшая стать на сегодняшний день одной из самых востребованных. Прошу вернуться за парты и вписать последний фрагмент в шаблон письма.
- Впишите полученную информацию в шаблон письма.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
- Что вы видите на экране?
«Позвольте представиться, я – профессор Всезнайкин.
В этом письме, ребята, хочу вам рассказать о профессиях, в которых необходимо кодировать и декодировать информацию.
Кодировщик – тот, кто занимается кодированием информации. Шифровальщик - работник по шифровке информации. Криптограф - специалист в области криптографии. Криптогра́фия (тайнопись) — наука и искусство передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без специального ключа. Программист - специалист по составлению программ для компьютеров. Администратор сетей — сотрудник, отвечающий за работу компьютерной сети предприятия. Специалист позащите сетей - изобретает и совершенствует системы, обеспечивающие сохранность информации разных уровней: от коммерческой до военной тайны. Сравнительно молодая профессия успевшая стать на сегодняшний день одной из самых востребованных.»
(Письмо профессора)
- Достигли вы цели игры? (Да)
- Справились ли с задачами? (Да) А какие были задачи урока? (Выполнять различные интересные задания, декодировать сообщения, получить информацию о профессиях.)
(Итоги самооценки)
- И в каких же профессиях люди занимаются кодированием и декодированием информации?
(Кодировщик
Шифровальщик
Криптограф
Программист
Администратор сетей
Специалист позащите сетей)
- Осталось закодировать настроение. Возьмите мелки и нарисуйте на доске смайлик, который соответствует вашему настроению. (Дети рисуют смайлики).