kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка» по тема: «Кодирование информации».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети знакомы с понятием «Информация», «Действия над информацией», «Кодирование, декодирование информации». На данном уроке, идёт отработка информационного процесса – декодирование информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка» по тема: «Кодирование информации».»


Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка»

по тема: «Кодирование информации».

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представления о кодах и кодировании; умение декодировать информацию при известных правилах кодирования;

метапредметные — умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; развитие внимания, памяти, нестандартного мышления; познавательного интереса;

личностные — понимание значения различных кодов в жизни человека; привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы, работы в группах; воспитание культуры умственного труда; интерес к изучению информатики и профориентация.

Решаемые учебные задачи:

1) обратить внимание учащихся на многообразие кодов;

2) формировать представление о способах кодирования информации;

3) поупражняться в декодировании информации с помощью различных кодов.

Тип урока: применение предметных умений.

Целевое назначение: применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности.


Особенности изложения содержания темы урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности настроя учащихся на работу.

- Ребята, я хотела дверь закрыть и увидела письмо адресованное ученикам 5 «А» класса от профессора Всезнайуиного. Вы знаете такого? Прочитаем?

- Вы не можете прочитать, что же делать? (с помощью зеркала)


  1. Постановка учебной проблемы.

Цель: подведение учащихся к формированию темы и постановке задач урока; составление плана работы на уроке.

«Приветствую вас, ученики 5 «А» класса, я узнал, что недавно на уроках информатики вы изучили тему «Кодирование информации» и отправил вам рассказ о том в каких профессиях полученные вами знания можно применить.

Но какой-то тайный агент перехватил моё послание, разделил его на 6 частей и закодировал.

Надеюсь на то, что это письмо вы прочитаете и сможете декодировать мой рассказ по частям. Подсказки ищите в презентации к игре.

Желаю удачи, профессор Всезнайкин

- Да, ребята, у нас сегодня не простой урок, а урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка», а на экране вы будете видеть презентацию к игре, вот и наши герои профессор Всезнайкин и тайный агент.

- Как вы думаете, какая же цель нашей игры?

(Цель игры: разгадать послания профессора Всезнайкиного и вписать их в шаблон письма.)

- А когда найдём послания что будем с ними делать? (Декодировать)

- Когда декодируем, что узнаем? (Получим информацию о этих профессиях)

(Задачи:

выполнять различные интересные задания –

декодировать сообщения;

получить информацию о профессиях.)


  1. Актуализация знаний.

Цель: осознание каждым обучающимся степени имеющихся знаний.

- Давайте вспомним, что такое код (Код – это система условных знаков для представления информации.)

- Что такое кодирование (Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.)

- Какие вы знаете способы кодирования. (Графический, числовой, символьный)

- Поясните. (Графический – с помощью рисунков или знаков, числовой – с помощью чисел, символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст)

- Что такое декодирование. (Декодирование – это действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.)

- Как и в любой игре в игре «Разгадай-ка, узнай-ка» есть правила.

Правила игры:

  1. Разгадал – молчи, молча руку подними.

  2. Нужна помощь – не молчи, также руку подними.

  3. А когда пойдёшь к ПК, не толкай друзей в бока. И не бегай, не кричи, третье правило игры.

  4. На физ. минутку нужно встать, но одноклассников нельзя толкать. Себе местечко подыщи и упражненья повтори.

- Готовы выполнять все правила игры? (Да)

  1. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков - решение учебных задач повышенной трудности и практических задач.

Цель: развитие умения находить ответы на проблемные вопросы самостоятельно.

- Тогда вперёд. Ой, ребята, а это что такое?

- Так это и есть закодированная часть Всезнайкиного рассказа которую вам надо декодировать.

- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Графический)

- Вам поможет таблица соответствий.

(Разгадывают в парах)

- Что у вас получилось? (кодировщик – тот, кто занимается кодированием информации)

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.

- Приготовьтесь записать услышанные звуки азбуки Морзе. (Листочки, ручки) Остальную часть получите на карточках.

- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Графический)

- Вам поможет таблица соответствий в тетрадях на странице 66.

(Разгадывают в парах)

- Что у вас получилось? (шифровальщик - работник по шифровке информации)

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.

-Приготовьтесь зарисовывать положение флажков. (Листочки, ручки) Остальную часть получите на карточках.

- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Графический)

- Вам поможет таблица соответствий в тетрадях на странице 67.

(Разгадывают индивидуально)

- Что у вас получилось? (криптограф - специалист в области криптографии).

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.

- А что такое криптография вы узнаете, если декодируете следующее сообщение

«Приктвгрсфия (тсйнвкиаь) – нсупс и иапуаатов кередсчи аввбщений о тспвм оиде, чтвбы их нельзя былв крвчитсть без акецисльнвгв плючс.»

- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Символьный)

- Значит вам нужен ключ. А вот и он. а-с, о-в, к-п. Кто сможет применить ключ (показать как декодировать). Предлагаю декодировать по частям.

(Разгадывают индивидуально каждый свою часть, каждая парта по строке)

- Что у вас получилось? (Криптогра́фия (тайнопись) — наука и искусство передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без специального ключа.)

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.

- А вот и следующий шифр.

- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Символьный)

- Шифр который он использовал – шифр Цезаря. Предлагаю разделить задание 1 ряд декодирует 1-ю и 2-ю строку, а 2 ряд 3-ю и 4-ю.

(Разгадывают индивидуально каждый свою часть)

- Что у вас получилось? (программист - специалист по составлению программ для компьютеров)

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.

- Ребята, а это что такое?

1, 5, 14, 10, 15, 10, 19, 20, 18, 1, 20, 16, 18

19, 6, 20, 6, 11 — 19, 16, 20, 18, 21, 5, 15, 10, 12,

16, 20, 3, 6, 25, 1, 32, 27, 10, 11

9, 1

18, 1, 2, 16, 20, 21

12, 16, 14, 17, 30, 32, 20, 6, 18, 15, 16, 11

19, 6, 20, 10

17, 18, 6, 5, 17, 18, 10, 33, 20, 10, 33.

(Зашифрованное сообщение)

- Какой способ кодирования применил тайный агент? (Числовой)

- Декодируем по рядам? 1 ряд – 1, 2 строку; 2 ряд – 3, 4, 5 строку; 3 ряд – 6, 7, 8 строку. Даю вам подсказку.

(Разгадывают индивидуально каждый свою часть)

- Что у вас получилось? (администратор сетей — сотрудник, отвечающий за работу компьютерной сети предприятия.)

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.


  1. Физ. минутка.

Цель: динамическая пауза.

- Вы устали, пора на физ. минутку.


  1. Практическая работа за ПК.

Цель: развитие умения находить ответы на проблемные вопросы самостоятельно за компьютером.

- Пока вы делали физ. минутку, я увидела за компьютерами, какие-то сообщения.

- Что за способ кодирования в них применён? (Числовой)

- Как вы думаете, на кокой код это похоже (на компьютерные коды). Давайте я вам напомню, как его декодировать. (Показать на словах «специалист по». Ctrl + Shift + u (на экране u), ВВЕДИ КОД, Enter).

- Запомнили, тогда прошу за ПК. Декодируйте сообщения.

(Разгадывают индивидуально каждый свою часть)

- Что у вас получилось? Начнём с моего фрагмента, специалист по (защите сетей - изобретает и совершенствует системы, обеспечивающие сохранность информации разных уровней: от коммерческой до военной тайны.)

- Ребята это сравнительно молодая профессия успевшая стать на сегодняшний день одной из самых востребованных. Прошу вернуться за парты и вписать последний фрагмент в шаблон письма.

- Впишите полученную информацию в шаблон письма.


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

- Что вы видите на экране?

«Позвольте представиться, я – профессор Всезнайкин.

В этом письме, ребята, хочу вам рассказать о профессиях, в которых необходимо кодировать и декодировать информацию.

Кодировщик – тот, кто занимается кодированием информации. Шифровальщик - работник по шифровке информации. Криптограф - специалист в области криптографии. Криптогра́фия (тайнопись) — наука и искусство передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без специального ключа. Программист - специалист по составлению программ для компьютеров. Администратор сетей — сотрудник, отвечающий за работу компьютерной сети предприятия. Специалист по защите сетей - изобретает и совершенствует системы, обеспечивающие сохранность информации разных уровней: от коммерческой до военной тайны. Сравнительно молодая профессия успевшая стать на сегодняшний день одной из самых востребованных.»

(Письмо профессора)

- Достигли вы цели игры? (Да)

- Справились ли с задачами? (Да) А какие были задачи урока? (Выполнять различные интересные задания, декодировать сообщения, получить информацию о профессиях.)

(Итоги самооценки)

- И в каких же профессиях люди занимаются кодированием и декодированием информации?

(Кодировщик

Шифровальщик

Криптограф

Программист

Администратор сетей 

Специалист по защите сетей)

- Осталось закодировать настроение. Возьмите мелки и нарисуйте на доске смайлик, который соответствует вашему настроению. (Дети рисуют смайлики).

- Урок закончен, спасибо за игру.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок – игра «Разгадай-ка, узнай-ка» по тема: «Кодирование информации».

Автор: Борисенко Ирина Владимировна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377188


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства