определение уровня знаний, умений и навыков, комплексного их применения;
закрепление и систематизация знаний, коррекция ЗУН;
формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды;
работать над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы.
Структура урока:
Вводное слово учителя (5 минут).
Игра (30 минут).
Подведение итогов урока (10 минут).
1. Вводное слово учителя
Сегодня урок – игра "Числовой калейдоскоп". В ней необходимо применить знания, умения и навыки по теме "Системы счисления", но этого мало, надо добавить находчивость и смекалку. Победит та команда, которая сумеет не только быстро решить задания, но так организует свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Это принесет ей большее количество баллов. Прослушайте правила игры.
2. Игра
Класс делится на команды по 3 человека в каждой. Выбираются капитаны. Назначаются судьи (2 человека), они заранее выполнили все задания, помогали учителю в подготовке игры. Используя мультимедийный видеопроектор, учитель ведёт игру, показывая презентацию (Приложение 1). Команды сидят за столами лицом к экрану видеопроектора. Судьи наблюдают за командами, оценивают конкурсы.
В игре несколько конкурсов:
"Рассуждалки";
"Переводилки";
"Считалки";
"Объяснялки";
"Обгонялки".
3. Подведение итогов урока
Учитель суммирует все баллы в таблице MS Excel, показывает таблицу на экране видеопроектора. Объявляет победителей. Они награждаются бурными аплодисментами. Далее разбирается весь ход игры. Учитель акцентирует внимание на удачных решениях. Судьи на доске разбирают задания, с которыми не справились команды. Учитель объявляет результаты игры и выставляет оценки всем участникам. У ребят из одной команды одинаковые оценки.
"5" – 34–28 баллов;
"4" – 27–24 балла;
"3" – 23–17 баллов;
"2" – ниже 17 баллов.
Ход игры
"Рассуждалки" (максимальное количество баллов за конкурс – 4 балла).
Задание 1.
Представьте в виде десятичного числа CDXLIV.
Задание 2.
Числа записаны в одной системе счисления. 1011; 38E3; 12C4; 999D.
Найдите систему с наименьшим основанием.
Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.
"Переводилки"(максимальное количество баллов за конкурс – 10 баллов).
111101100112 = Х8
B9216 = X2
87110 = X2
87110 = X8
87110 = X16
Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.
"Считалки" (максимальное количество баллов за конкурс – 8 баллов).
1001001012 – 111011102 = Х2
110111112 + 101101012 = Х2
111001 * 100011 = Х2
Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.
"Объяснялки" (максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов).
Запись числа 2B16в некоторой системе счисления выглядит так: 111N. Найдите основание системы счисления N.
Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.
"Обгонялки"(максимальное количество баллов за конкурс – 6 баллов).
Баллы получает только та команда, которая быстро и правильно выполнила задание. Капитан должен поднять руку, когда команда готова отвечать.
1. Решите уравнение
608 + x = 1207
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Ответ:
2. Решите уравнение
328 + x = 2145
Ответ запишите в шестеричной системе счисления.
Ответ:
3. Решите уравнение
1007 + x = 2305
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Ответ:
Судьи проверяют результаты и объявляют итоги конкурса.