Обычно когда речь заходит о вычислительных машинах, системах и устройствах, все почему-то вспоминают о больших ЭВМ, которым недавно перевалило за полвека, и персональных компьютерах, которым только-только стукнуло 25 лет. Однако на самом деле история их значительно более давняя. Не всегда на уроках информатики есть возможность осветить какие-то интересные факты из «жизни компьютеров», если они не относятся к теме урока. Поэтому тема семинара не случайна “Из истории информатики”. На уроке ребята знакомятся с такими фактами, о которых еще не слышали или слышали “краем уха”. На семинаре рассмотрены следующие темы:
Ручной этап вычислений.
Механические вычисления.
Электричество и электроника.
Поколения ЭВМ.
Компьютеры 5 поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Постановка целей урока (Вступительное слово учителя)
3 мин
2. Теоретическая основа урока: доклады учащихся. Обсуждение тем выступлений. Ответы на вопросы.
33 мин
3. Подведение итогов урока
2 мин
4. Рефлексия
2 мин
ХОД УРОКА
I этап. Целеполагание
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Урок в форме семинара. Итогами этого урока должны стать ваши новые (в прямом смысле этого слова) знания, которые вы сегодня получите из выступлений своих одноклассников. Задача каждого из вас не просто сидеть и слушать или выступить с докладом, а в том, чтобы уйти с этого урока с новыми знаниями и ощущениями того, что вы идете в ногу со временем.
Обычно когда речь заходит о вычислительных машинах, системах и устройствах, все почему-то вспоминают о больших ЭВМ, которым недавно перевалило за полвека, и персональных компьютерах, которым только-только стукнуло 25 лет. Однако на самом деле история их значительно более давняя. Не всегда на уроках информатики есть возможность осветить какие-то интересные факты из «жизни компьютеров», если они не относятся к теме урока. Поэтому тема семинара не случайна “Из истории информатики”. Сегодня мы познакомимся с такими фактами, о которых вы еще не слышали или слышали “краем уха”. Итак, на семинаре мы рассмотрим следующие темы (с помощью проектора темы показаны на экране):
Ручной этап вычислений.
Механические вычисления.
Электричество и электроника.
Поколения ЭВМ.
Компьютеры 5 поколения.
– Каждому слушателю семинара мы вместе с ребятами приготовили карточки с вопросами. Ваша задача не просто слушать, а найти в тексте выступления ответы на вопросы.
Как называлось простейшее приспособления для ручного счёта созданное 5 тысяч лет назад?
Когда был создан первый арифмометр?
Кого называют первой в истории женщиной - программистом?
Когда была создана первая в мире ЭВМ ENIAC?
Когда фирма Intel создала первый в мире микропроцессор?
Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени?
Как вы думаете компьютеры пятого поколения – это миф или реальность? Обоснуйте свой ответ.
– Если что-то непонятно, задавайте вопросы после выступления. Можете также вносить и уточнения в доклады, если вам что-то известно по данной теме. В конце урока мы проведем небольшое обсуждение услышанного и увиденного, поделимся впечатлениями. Не забывайте о том, что мы с вами на каждом уроке пытаемся повысить не только свой уровень знаний, но и свой культурный уровень через изучение информационной культуры: культура создания презентаций, культура выступления, культура задавания вопроса. Мы всегда должны стараться быть друг с другом вежливыми, тактичными и внимательными.
II этап. Теоретическая основа урока
Заслушиваем выступления ребят с поддержкой презентации. На каждую тему приготовлены и розданы карточки с вопросами слушателям семинара. Учащиеся в сообщениях докладчиков находят ответ на вопрос по карточке, и после прослушанного сообщения происходит обсуждение данного вопроса.
III этап. Подведение итогов
– Вы прослушали и увидели сегодня маленькую частицу интересного из истории развития ЭВМ, что уже давно прошло, но почему-то осталось нетронутым или практически забытым. Давайте ответим на ряд вопросов:
– Что вам больше всего понравилось на уроке? Почему?
– Где-то в дальнейшем вы сможете использовать эти знания?
– Как вы считаете, нужны ли такие уроки? Почему?
– Итак. Давайте поблагодарим участников нашего сегодняшнего семинара, тех, кто нас сегодня просвещал. А также его активных слушателей. Надеюсь, что воодушевленные их примером в следующий раз просвещать всех будете уже вы.
Выставление оценок. (Отметить наиболее активных учеников.)
IV этап. Рефлексия
– Посмотрите, пожалуйста, здесь перед выходом расположены острова: Грусти, Радости, Удовлетворения, Воодушевления, Неопределенности. У меня на столе лежат флажки. Пожалуйста, каждый из вас возьмите и прикрепите свой флаг на тот остров, который больше всего соответствует вашим ощущениям на уроке.
(После сделать небольшой обзор по выбранным островам).
– Спасибо за урок, до свидания.
Список литературы:
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II .-Р. н/д.: Издательство “Учитель”, 2005 г.
Компьютерра. Журнал, 2006 г, № 27.
www.compEbook.ru
www.ixbt.com/
www.onegaonline.ru.htm
www.offtop.ru/castles/
http://mobbit.info/
Я познаю мир: Компьютеры и Интернет: Энциклопедия/ С.Н. Зигуненко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М. ООО “Фирма «Издательство АСТ»”; 1999
С.П. Пулькин. Вычислительная математика. Пособие для учащихся 9 – 10 кл. по факультативному курсу. М., «Просвещение», 1974
Решетников В.Н., Сотников А.Н. Информатика – что это? -М.: Радио и связь, 1989.(Межизд. Серия «Научно-популярная библиотека школьника»).
Кибернетика. Становление информатики: Сб. статей. – М.: Наука, 1986