Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пестриковская средняя общеобразовательная школа
Кашинского района Тверской области
Урок-практикум
Тема: «Электронные таблицы»
«Решение задач с использованием нескольких рабочих листов»
Разработала: Копылова Н.А.,
учитель информатики
2015 г.
«Электронные таблицы»
Тема урока: «Решение задач с использованием нескольких рабочих листов»
Цель урока:
Закрепить у учащихся навыки:
Объяснить правила работы с использованием нескольких листов одновременно, показать использование формул для расчётов.
Задачи урока:
Образовательные:
Практическое применение изученного материала.
Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
Развивающие:
Воспитательные:
Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный, урок-практикум
Форма проведения урока: беседа, индивидуальная работа.
Программное и техническое обеспечение урока:
мультимедийный проектор;
компьютерный класс;
программа MS EXCEL.
Дидактическое обеспечение урока:
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (Тестирование)
Актуализация опорных знаний.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
Изложение нового материала.
Решение задач практического характера.
Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационный момент. (слайд 2)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами практическое занятие, а хотела бы я начать урок со слов «С малой удачи начинается большой успех!» Давайте же друг другу пожелаем удачи.(1мин)
2. Проверка домашнего задания / Тестирование (5 мин). (приложение 1)
Тест по теме: “Электронная таблица”
А1.
Электронная таблица — это:
1)прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
2)прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
3)устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
4)системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.
А2.
Электронная таблица предназначена для:
1)визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
2)упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
3)обработки преимущественно числовых данных,
структурированных с помощью таблиц;
4)редактирования графических представлений
больших объемов информации.
А3.
Электронная таблица представляет собой:
1)совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов
2)совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
3)совокупность пронумерованных строк и столбцов;
4)совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
А4.
Строки электронной таблицы:
1) именуются пользователем произвольным образом;
2)обозначаются буквами русского алфавита;
3)обозначаются буквами латинского алфавита;
4)нумеруются.
А5.
В общем случае столбцы электронной таблицы:
1)обозначаются буквами латинского алфавита;
2)нумеруются;
3)обозначаются буквами русского алфавита;
4)именуются пользователем произвольным образом.
А6.
Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируется:
1)путем последовательного указания имени столбца
и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
2)адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
3)специальным кодовым словом;
4)именем, произвольно задаваемым пользователем.
А7.
Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:
1)в обычной математической записи;
2)специальным образом с использованием встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
3)по правилам, принятым исключительно для электронных таблиц;
4)по правилам, принятым исключительно для баз данных.
А8.
Среди приведенных отыщите формулу для электронной таблицы:
1) АЗВ8+12;
2) А1=АЗ*В8+12;
3) АЗ*В8+12;
4) =АЗ*В8+12.
А9.
Запись формулы в электронной таблице не может включать в себя:
1)знаки арифметических операций;
2)числовые выражения;
3)имена ячеек;
4)текст.
А10.
При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
1)преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
2)преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
3)не изменяются;
4)преобразуются в зависимости от длины формулы.
А11.
Диапазон — это:
1)совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
2)все ячейки одной строки;
3)все ячейки одного столбца;
4)множество допустимых значений.
А12.
При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:
1)преобразуются в зависимости от нового положения формулы.
2)не изменяются;
3)преобразуются вне зависимости от нового положения формулы.
4)преобразуются в зависимости от длины формулы.
А13.
Активная ячейка - это ячейка:
1)для записи команд;
2)содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
3)формула, в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
4)в которой выполняется ввод данных.
3. Актуализация опорных знаний.
Тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора Word и его возможностей.
Как вы считаете, где вам пригодятся знания, полученные при изучении электронных таблиц?
(мнения детей)
4. Сообщение темы, цели и задач урока.
Тема нашего урока «Электронные таблицы»
« Решение задач с использованием нескольких рабочих листов» (слайд 3)
Как вы считаете цель нашего урока? Чему вы должны сегодня научиться?
(мнения детей)
5. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе
(слайд 4)
Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — позвать учителя.
6. Решение задач практического характера.
Упражнение №1. Начисление зарплаты. (работа с учителем) (приложение 2)
| Мин. зар.пл. | 400 | | | | | | |
| Детские на 1 реб. | 150 | | | | | | |
№ | Фамилия, имя, отчество | Оклад | Профс. | Пенс. | Подох. | Зарплата | Число детей | Процент вклада |
1 | Иванов А.Ф. | 3000 | | | | | 1 | 12 |
2 | Алексеев Н.Г. | 2800 | | | | | 2 | 10 |
3 | Леонов Е.Н. | 1700 | | | | | 3 | 0 |
4 | Симонов К.Е. | 4200 | | | | | 0 | 15 |
5 | Котов Г.И. | 4900 | | | | | 2 | 0 |
6 | Шолохов Н.К. | 1600 | | | | | 0 | 0 |
7 | Толстой Н.В. | 2400 | | | | | 0 | 20 |
8 | ШаровЛ.Ш. | 3100 | | | | | 1 | 12 |
9 | Жаров П.Ю. | 2800 | | | | | 2 | 25 |
10 | Никифоров Р.О. | 3400 | | | | | 2 | 12 |
Профсоюзный налог = Оклад*1% Пенсионный налог = Оклад*1% Подоходный налог = (Оклад – Пенс.налог – Мин. зар.пл.)*12%
Зарплата = Оклад - Профс. - Пенс. - Подох.
(Учащиеся вместе с учителем выполняют расчёты в таблице, сохраняют таблицу на листе «Начисления»).
7. Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
Каждый ученик, выполняет задание (индивидуально) (слайд 5)
Упражнение №2 Выплата детских пособий.
|
Фамилия | Кол.детей | Детские | Роспись |
Иванов А.Ф. | | | |
Алексеев Н.Г. | | | |
Леонов Е.Н. | | | |
Симонов К.Е. | | | |
Котов Г.И. | | | |
Петров Н.Г. | | | |
Шолохов Н.К. | | | |
Толстой Н.В. | | | |
ШаровЛ.Ш. | | | |
Жаров П.Ю. | | | |
Никифоров Р.О. | | | |
Сохранить на листе «Детские»
Выполнить расчёты (количество детей взять из таблицы «Начисления»
Детские = Количество детей*Детские на 1 ребёнка
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
– Вам понравилась работа с электронной таблицей? В процессе сегодняшнего урока
Какую задачу вы ставили на уроке?
Удалось ли вам решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие вы получили результаты?
«Оцени себя на уроке»(слайд 6) (приложение 3)
- оцените вашу работу на уроке;
Домашнее задание (приложение 4)
- Спасибо вам за хорошую работу!