kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по информатике на тему: "Алфавитный подход к измерению информации. Путешествие в страну Алфавитов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке в игровой форме раскрывается тема: "Алфавитный подход к измерению информации". Путешествуя по станциям учащиеся знакомятся с компьютерным алфавитом, единицами измерения информации, решают задачи, выполняют практическую работу с калькулятором, тест в программе MyTest
 

Просмотр содержимого документа
«Бланк оценок2»

Фамилия, Имя _________________________________________

Класс_____________________

Путешествуя по станциям, собери баллы и бонусы*

Станция

Балл критерий выставления балла

Мой балл

«Ромашково»

1 балл


«Алфавитная»

1 балл


«Весовая»

1 балл (1 бонус*)


«Измерительная»

2 балла – нет ошибок, 1балл - 1 ошибка (1 бонус*)


«Вычислительная»

2 балла - «5», 1 балл - «4», 0 баллов – «3»


«Финишная»

1 балл


Подведи ИТОГ:

Итоговая оценка просуммируйте баллы 7-5 баллов – «5», 4 балла –«4», 3 балла – «3»




Фамилия, Имя _________________________________________

Класс_____________________

Путешествуя по станциям, собери баллы и бонусы*

Станция

Балл критерий выставления балла

Мой балл

«Ромашково»

1 балл


«Алфавитная»

1 балл


«Весовая»

1 балл (1 бонус*)


«Измерительная»

2 балла – нет ошибок, 1балл - 1 ошибка (1 бонус*)


«Вычислительная»

2 балла - «5», 1 балл - «4», 0 баллов – «3»


«Финишная»

1 балл


Подведи ИТОГ:

Итоговая оценка просуммируйте баллы 7-5 баллов – «5», 4 балла –«4», 3 балла – «3»





Фамилия, Имя _________________________________________

Класс_____________________

Путешествуя по станциям, собери баллы и бонусы*

Станция

Балл критерий выставления балла

Мой балл

«Ромашково»

1 балл


«Алфавитная»

1 балл


«Весовая»

1 балл (1 бонус*)


«Измерительная»

2 балла – нет ошибок, 1балл - 1 ошибка (1 бонус*)


«Вычислительная»

2 балла - «5», 1 балл - «4», 0 баллов – «3»


«Финишная»

1 балл


Подведи ИТОГ:

Итоговая оценка просуммируйте баллы 7-5 баллов – «5», 4 балла –«4», 3 балла – «3»



Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Алфавитов-опорник-без балла2»

Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации.

Путешествие по стране Алфавитов.

Цель: Путешествуя по станциям, посредством компьютерной техники сформировать понятие алфавитного подхода к измерению информации.

План урока

  1. Старт. (СОБИРАЙ БАЛЛЫ и БОНУСЫ*!!!)

  2. Станция «Ромашково».

  3. Станция «Алфавитная».

  4. Станция «Весовая».

  5. Станция «Спортивная».

  6. Станция «Измерительная».

  7. Станция «Вычислительная».

  8. Станция «Финишная».

  9. Станция «Домашняя».

  10. Расскажи о путешествии. Рефлексия.

Задачи:

Образовательная: Формировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации:

  • знать формулу зависимости мощности и информационного веса символа;

  • уметь вычислять объем информации, используя алфавитный подход и главную формулу информатики;

  • ознакомиться с единицы измерения информации.

Развивать алгоритмическое мышление, коммуникативную и компьютерную компетентность при обработке информации.
Воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к нему.

Основные понятия: алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа в алфавите, производные единицы измерения информации, информационный вес символа двоичного алфавита, «вес» одного символа компьютерного алфавита.

Станция «Ромашково»

  1. Какое событие можно назвать информативным?

  2. Чему равно количество информации в неинформативном сообщении?

  3. Что такое неопределенность знаний о некотором событии?

  4. Какие события называют равновероятными?

  5. Какую минимальную единицу используют для измерения количества информации?

  6. Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий.

  7. По какой формуле определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий?

  8. В чем заключается содержательный подход к измерению информации?

Станция «Алфавитная».

_____________________________________________ к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте, является ____________________________, т.е. он не зависит от субъекта (человека), воспринимающего текст.

Множество символов, используемых при записи текста, называется ____________________________

Полное количество символов в алфавите называется _______________________________(размером).

Наименьшую мощность имеет алфавит, используемый в компьютере (машинный язык), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака “____”, “_____”.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации - __________.

С увеличением мощности алфавита, увеличивается информационный вес символа.


где ____ - мощность алфавита (символы),

____- информационный вес одного символа (бит)

Работаем по цепочке №2. Воспользуемся формулой N = 2i и узнаем мощность алфавита, в зависимости от объёма информации, содержащегося в одном символе данного алфавита.

Станция «Весовая».

Количество бит в одном символе алфавита

Мощность

алфавита











3. Сколько существует различных последовательностей из символов "+" и "-", длиной ровно в 10 символов?


4. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях («вкл.», «выкл.»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 128 различных сигналов?






Дополнительно*. № 5. Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т.д.) можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не более шести сигналов (точек и тире)?


Дополнительно*. № 6. Одна ячейка памяти "двоичной ЭВМ" может принимать одно из двух возможных состояний. Для хранения некоторой величины отвели 6 ячеек памяти. Сколько различных значений может принимать эта величина?


Станция «Спортивная». Физпауза работа со стереокартами (стереоглаз)

Станция «Измерительная».

Компьютерный алфавит состоит из _____________ символов.

Информационный «вес», содержится в одном символе компьютерного алфавита, приняли за единицу измерения информации, называется ________________. (______ бит = _____ байт).

7. Найдите информационный объем любимой фразы учеников в битах. «Ура, скоро каникулы!»


Дополнительно * № 8 Вычислите информационный объем сообщения «Наступила осень.» в битах, при условии, что один символ кодируется 1 байтом.




















Терабайт




Гигабайт




Мегабайт




Килобайт




байт





Единицы измерения информации:
1Кб = 210байт = 1024байта
1Мб =210Кбайт = 1024Кб
1Гб = 210Мбайт = 1024Мб
1Тб =
210Гбайт = 1024Гб

Практическая работа

Задание 1. Работа в парах.

Перевести значения из одних единиц в другие и подобрать пару для значения написанного Обычным шрифтом из значений, написанных Курсивом.

2 Мбайта = __________Кбайт

16 бит = __________байт

4 байта = __________бит

3072 Кбайт = __________Мбайт

Задание 2. Сели за компьютеры индивидуально. В программе «Калькулятор» перевести значения из одних единиц в другие и поставить знак сравнения.

200 байт _____ 0,25 Кбайт

3 байта _____ 24 бита

1,5 Кбайт _____ 1536 бит

Дополнительно*

1 Кбайт _____ 1000 бит

1401920 байта _____ 1 Мбайт

!!! Поменялись работами, выполнили взаимопроверку работ.





Станция «Вычислительная». Выполните тест в программе MyTest.

Путь: Рабочий стол \ Выполнить тест.

Станция «Финишная». Ответьте на вопросы:

1) Сколько символов в компьютерном алфавите?

2) Как найти количество информации в тексте?

3) Что такое мощность алфавита? Какова минимальная мощность?

4) Чему равен информационный «вес» одного символа компьютерного алфавита?

5) Как зависит мощность и информационный вес символа?

Станция «Домашняя». Домашнее задание: § 4. Повторить Раздел 1, §§ 1 – 4, 1.3,. Вопросы стр. 15-27.
*По желанию, выполнить творческое задание: Составить кроссворд по теме «Определение количества информации».

Расскажи о путешествии. Рефлексия.

Просмотр содержимого презентации
«Путешествие в страну АЛФАВИТОВ3»

Алфавитный подход  к измерению информации.  Единицы измерения информации.  Путешествие по стране Алфавитов.

Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. Путешествие по стране Алфавитов.

Цель урока: Сформировать понятие алфавитного подхода к измерению информации посредством компьютерной техники, путешествуя по станциям. Задачи:  Образовательная: Формировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации: знать формулу зависимости мощности и информационного веса символа; уметь вычислять объем информации, используя алфавитный подход и главную формулу информатики; ознакомиться с  единицами измерения информации.  Развивающая: Развивать алгоритмическое мышление, компьютерную и коммуникативную компетентность при обработке информации.  Воспитательная: Воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к нему.

Цель урока:

Сформировать понятие алфавитного подхода к измерению информации посредством компьютерной техники, путешествуя по станциям.

Задачи:

Образовательная: Формировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации:

  • знать формулу зависимости мощности и информационного веса символа;
  • уметь вычислять объем информации, используя алфавитный подход и главную формулу информатики;
  • ознакомиться с единицами измерения информации.

Развивающая: Развивать алгоритмическое мышление, компьютерную и коммуникативную компетентность при обработке информации. Воспитательная: Воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к нему.

Этапы урока  Собери в путешествии баллы  Старт.  Станция «Ромашково».  Станция «Алфавитная».  Станция «Весовая».   Станция «Спортивная».  Станция «Измерительная».  Станция «Вычислительная».  Станция «Финишная».  Станция «Домашняя». Расскажи о путешествии. Рефлексия. БАЛЛ

Этапы урока

Собери в путешествии баллы

  • Старт.
  • Станция «Ромашково».
  • Станция «Алфавитная».
  • Станция «Весовая».
  • Станция «Спортивная».
  • Станция «Измерительная».
  • Станция «Вычислительная».
  • Станция «Финишная».
  • Станция «Домашняя».
  • Расскажи о путешествии. Рефлексия.

БАЛЛ

Мозговой штурм.

Мозговой штурм.

Актуализация знаний.  Какое событие можно назвать информативным? Чему равно количество информации в неинформативном сообщении? Что такое неопределенность знаний о некотором событии? Какие события называют равновероятными? Какую минимальную единицу используют для измерения количества информации? Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий. По какой формуле определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий? В чем заключается содержательный  подход к измерению информации?  БАЛЛ

Актуализация знаний.

  • Какое событие можно назвать информативным?
  • Чему равно количество информации в неинформативном сообщении?
  • Что такое неопределенность знаний о некотором событии?
  • Какие события называют равновероятными?
  • Какую минимальную единицу используют для измерения количества информации?
  • Дайте определение бита с точки зрения неопределенности знаний и с точки зрения равновероятных событий.
  • По какой формуле определяется количество информации в сообщении о том, что произошло одно из двух равновероятных событий?
  • В чем заключается содержательный подход к измерению информации?

БАЛЛ

Установим связь между мощностью алфавита и информационным весом символа.

Установим связь между мощностью алфавита и информационным весом символа.

Ответим на вопросы    Как найти количество информации в тексте, набранном на компьютере?   Сколько символов в компьютерном алфавите? Измерение информации Алфавитный подход Содержательный подход Позволяет определить количество информации , заключенной в тексте. Зависит от числа знаков в тексте и не зависит от ее содержания . Алфавитный подход является  объективным , не зависит от субъекта (человека), воспринимающего текст. Рассматривает информацию с позиции человека (субъективно) . Количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны .

Ответим на вопросы

  • Как найти количество информации в тексте, набранном на компьютере?
  • Сколько символов в компьютерном алфавите?

Измерение информации

Алфавитный

подход

Содержательный

подход

Позволяет определить количество информации , заключенной в тексте. Зависит от числа знаков в тексте и не зависит от ее содержания . Алфавитный подход является объективным , не зависит от субъекта (человека), воспринимающего текст.

Рассматривает информацию с позиции человека (субъективно) . Количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны .

Что вы называете алфавитом? Алфавит - множество символов, используемых при записи текста . А,в, Y , g… 1,2,3… N !, ?, ;, : ,… {}, [] ,()…  пробел Мощность алфавита - полное  количество  символов  алфавита. 8 8

Что вы называете алфавитом?

Алфавит - множество символов, используемых при записи текста .

А,в, Y , g…

1,2,3…

N

!, ?, ;, : ,…

{}, [] ,()…

пробел

Мощность алфавита -

полное количество символов алфавита.

8

8

Мощность алфавита . – N $ А 1 Какова мощность алфавита племени Мульти? Какова мощность алфавита племени Пульти? о Х , 9

Мощность алфавита

.

N

$

А

1

Какова мощность алфавита племени Мульти?

Какова мощность алфавита племени Пульти?

о

Х

,

9

Китайский язык Русский язык Сравнить нельзя, т.к. мощности алфавитов разных языков разные 10" width="640"

Русский язык

Русский язык

Китайский язык

Русский язык

Сравнить нельзя, т.к.

мощности алфавитов

разных языков

разные

10

А в каком же алфавите меньше всего символов? Какова его мощность?  ? ? ? ?

А в каком же алфавите меньше всего символов? Какова его мощность?

?

?

?

?

Подумайте, какой наименьший алфавит нужно взять, чтобы закодировать сообщение. Какова  мощность вашего алфавита ? (работа в группах) Ж Ё четыре буквы ЁЖИК И Буквы К Ё Ж И К Наименьшую  мощность имеет алфавит ,  содержащий только два  знака:  “0” , “1” . Используется   в компьютере , его называют двоичным алфавитом. 1 2 3 4 Порядковый номер Двузначный двоичный код 00 01 10 11 Получим двоичный код каждого символа алфавита из двух цифр . Следовательно, каждый символ четырёхзначного алфавита весит 2 бита (4=2 2 ). Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит . (СТЕНД)

Подумайте, какой наименьший алфавит нужно взять, чтобы закодировать сообщение. Какова мощность вашего алфавита ? (работа в группах)

Ж

Ё

четыре буквы

ЁЖИК

И

Буквы

К

Ё Ж И К

Наименьшую мощность имеет алфавит , содержащий только два знака: “0” , “1” . Используется в компьютере , его называют двоичным алфавитом.

1

2

3

4

Порядковый номер

Двузначный двоичный код

00

01

10

11

Получим двоичный код каждого символа алфавита из двух цифр .

Следовательно, каждый символ четырёхзначного алфавита весит 2 бита (4=2 2 ).

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит . (СТЕНД)

«Вес» 1 символа используемого алфавита i ? 2кг А бит 13

«Вес» 1 символа

используемого алфавита

i

?

2кг

А

бит

13

Алфавит мощностью 8 знаков можно закодировать на машинном языке с помощью символов двоичного алфавита. трёх Четырёхзначный алфавит Двузначный двоичный код Порядковый номер 1 2 000 001 3 010 4 011 5 6 100 101 7 110 8 111 С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный  вес символа. Следовательно, каждый символ восьмизначного алфавита весит 3 бита (8=2 3 ). Как зависит информационный  вес символа от мощности алфавита?. С помощью скольких символов двоичного кода можно закодировать алфавит из шестнадцати символов ? Алфавит из шестнадцати символов можно закодировать с помощью четырёхзначного двоичного кода (16=2 4 ) .

Алфавит мощностью 8 знаков можно закодировать на машинном языке с помощью символов двоичного алфавита.

трёх

Четырёхзначный алфавит

Двузначный двоичный код

Порядковый номер

1

2

000

001

3

010

4

011

5

6

100

101

7

110

8

111

С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символа.

Следовательно, каждый символ восьмизначного алфавита весит 3 бита (8=2 3 ).

Как зависит информационный вес символа от мощности алфавита?.

С помощью скольких символов двоичного кода можно закодировать алфавит из шестнадцати символов ?

Алфавит из шестнадцати символов можно закодировать с помощью четырёхзначного двоичного кода (16=2 4 ) .

2 i  = N буквы Информационный вес  1 символа используемого алфавита цифры N знаки  препинания i скобки пробел бит Мощность алфавита-  полное  количество  символов  алфавита А 15 15

2 i  = N

буквы

Информационный вес 1 символа

используемого алфавита

цифры

N

знаки препинания

i

скобки

пробел

бит

Мощность алфавита- полное количество символов алфавита

А

15

15

Физпауза работа со стереокартами (стереоглаз)

Физпауза работа

со стереокартами (стереоглаз)

Познакомимся с единицами измерения информации.

Познакомимся с единицами измерения информации.

Проведем эксперимент Выясним сколько символов содержится на клавиатуре? 33 + 33 + 26 + 26 + 50 др. знаки + …  200 символов. С помощью скольких символов двоичного алфавита можно закодировать алфавит мощностью 200 символов? 2 7 = 12 8 256 символов 18 18

Проведем эксперимент

Выясним сколько символов содержится на клавиатуре?

33 + 33 + 26 + 26 + 50 др. знаки + … 200 символов.

С помощью скольких символов двоичного алфавита можно закодировать алфавит мощностью 200 символов?

2 7 = 12 8

256 символов

18

18

N = 2 i i = 8 бит  «вес» 1 символа 1 байт = 8 бит Информационный «вес» 1 символа компьютерного алфавита 1 байт .

N = 2 i

i = 8 бит

«вес» 1 символа

1 байт = 8 бит

Информационный «вес» 1 символа

компьютерного алфавита 1 байт .

Найдём информационный объём любимой фразы учеников: 1 б а й т к л ы р о о а н р к у к с ! а У и ,

Найдём информационный объём любимой фразы учеников:

1

б

а

й

т

к

л

ы

р

о

о

а

н

р

к

у

к

с

!

а

У

и

,

Найдите информационный объем любимой фразы учеников в битах . Ура, скоро каникулы! 20 символов I = 20 символов * 1 байт =  = 20 байт = 20 * 8 бит = 160 бит

Найдите информационный объем любимой фразы учеников в битах .

Ура, скоро каникулы!

20 символов

I = 20 символов * 1 байт = = 20 байт = 20 * 8 бит = 160 бит

150 страниц, 40 строк на 1 стр. 60  символов в 1 строке. =360 000 символов * 1 байт  = =360 000 байт

150 страниц,

40 строк на 1 стр.

60 символов в 1 строке.

=360 000 символов * 1 байт =

=360 000 байт

Единицы измерения информации 1 килобайт = 1 Кб = 2 10 байт = 1024 байт 1 мегабайт = 1 Мб = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт 1 гигабайт = 1 Гб = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт 1 терабайт = 1 Тб = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт ТЕРАБАЙТ ГИГАБАЙТ МЕГАБАЙТ ПОСМОТРЕЛИ НА СТЕНД КИЛОБАЙТ БАЙТ

Единицы измерения информации

1 килобайт = 1 Кб = 2 10 байт = 1024 байт

1 мегабайт = 1 Мб = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт

1 гигабайт = 1 Гб = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт

1 терабайт = 1 Тб = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт

ТЕРАБАЙТ

ГИГАБАЙТ

МЕГАБАЙТ

ПОСМОТРЕЛИ

НА СТЕНД

КИЛОБАЙТ

БАЙТ

150 страниц, 40 строк на 1 стр. 60  символов в 1 строке. =360 000 байт 360 000 :1024 байт

150 страниц,

40 строк на 1 стр.

60 символов в 1 строке.

=360 000 байт

360 000 :1024 байт

Практическая работа

Практическая работа

  • Работая в парах, перевести значения из одних единиц в другие и определить пару числу.
  • За компьютерами индивидуально в программе «Калькулятор» перевести значения из одних единиц в другие и поставим знак сравнения.
  • Поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кононенко Александра Владимировна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122476

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства