· Формирование у учащихся целостных представлений о глобальном информационном пространстве, принципах функционирования сети Интернет;
умения работать с информацией, полученной из различных источников.
· Развитие творческих и познавательных навыков, логического мышления.
· Воспитание коммуникативных качеств, умение слушать; воспитание культуры межличностных взаимоотношений. Воспитание стремления к получению новых знаний
Задачи урока:
создать условия для успешного усвоения учащимися принципов адресации компьютеров в сети Интернет;
· Научить учащихся решать задачи на построение IP- адреса и адреса файла в интернете
Ознакомить учащихся с правилами безопасной работы в Интернете.
продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, выявлять закономерности, обобщать;
организовать деятельность учащихся по взаимоконтролю, самоконтролю, самооценке и коррекции;
содействовать развитию умений рассуждать и применять изученный материал при решении заданий более сложного уровня.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
ІІ. Сообщение темы урока, целей.
– Внимательно посмотрите на экран. Перед вами изображение. Как вы думаете, что на нем изображено ?
Загадка.
Есть на свете сеть сетей.
Очень интересно с ней.
Людям всем она нужна,
Миру очень сеть важна.
Что за сеть? Найди ответ.
Сеть зовется ………
(Интернет.)
На экране представлено примерное графическое изображение связей между сетями Интернета.
Итак, тема сегодняшнего урока «Глобальная сеть Интернет».
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами нашей страны, приобрести различные товары иуслуги и многое-многое другое. Обратите внимания на следующую статистику.
Здесь мы можем увидеть, какое кол ичество человек пользуется на сегодняшний день глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни .
И целью нашего урока будет изучение структуры глобальной сети, ее служб и принципов адресации компьютеров в сети Интернет.
ІІІ.Инструктаж.
Правила работы в группах.
Сегодня, вы будете работать в группах.
На каждом из четырех этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов.
Хочу напомнить вам правила работы в группе:
Быть толерантными.
Четко выполнять свои обязанности.
Быть внимательными и собранными при работе.
Соблюдение регламента времени
На столах вы найдете критерии оценивания деятельности учащихся по группам. Помните о существующей системе штрафов.
Не забывайте оценки экспертов, а также все штрафные очки заносите в сводную таблицу .
Вы знаете, что работа с кейсом состоит из двух этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап:
- групповая работа;
- подведение итогов, определение победителя.
Вы были объединены в творческие группы.
Познакомились с правилами работы в рамках данной технологии и о значении каждой ролевой позиции.
Каждая группа получила задание - оформить презентацию по одной из тем будущего обсуждения в электронном виде с помощью PowerPoint (или другого программного обеспечения для создания презентаций) и получила кейс, состоящий из Интернет-ссылок и содержащий всю минимально необходимую информацию по каждому проблемному вопросу.
2.Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
3.Далее суммируются баллы, полученные каждой группой на каждом этапе, и определяется та группа, которая наиболее эффективно и дружно работала в процессе проведения занятия.
УІ.Самооценка деятельности групп
Отметьте в карточках, как вы справились с заданием:
V «Мы справились с заданием на «отлично»
+ «Мы справились с заданием хорошо, но нам помогали…»
! «В нашей группе не все могли справиться с заданием так, как хотелось. Нам надо ещё поучиться…»
Самооценка собственной деятельности
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Если очень довольны, поднимите две руки.
Если вы довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.
Если не очень довольны, то поднимите одну руку.
УІІ. Домашнее задание.
Изучить п.19 учебника, ответить на вопросы на стр.197, выполнить задание для исследования №1 на стр.198.
* подготовить дополительный материал к п.20.
Спасибо за урок!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ответы учащихся:Компьютерная сеть - это совокупность компьютеров, объединенных каналами связи, по которым осуществляется прием и передача информации.
Как называлась первая экспериментальная компьютерная сеть, и какова цель ее создания?
Ответы учащихся: Первая экспериментальная компьютерная сеть называлась ARPANET. Она создавалась по инициативе Министерства обороны США для научных исследований в военно-промышленной сфере.
Какие два вида компьютеров выделяют в сети?
Ответы учащихся: В сети выделяют два вида компьютеров - серверы и рабочие станции.
Что такое сервер? Что такое рабочая станция?
Ответы учащихся: Сервер - главный компьютер в сети, который выполняет информационную задачу пользователя, предоставляет пользователю различные информационные услуги и обеспечивает возможность работы в сети. Рабочая станция - это персональный компьютер, позволяющий пользоваться услугами, предоставляемыми серверами.
Какие сети называют локальными? Приведите примеры.
Ответы учащихся: Локальная сеть - это объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга.
Какие сети называют корпоративными? Приведите примеры.
Ответы учащихся: Корпоративная сеть - это объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач.
Слайд 3. Какие сети называют глобальными? Приведите примеры.
Ответы учащихся: Глобальная сеть - это объединение крмпьютеров, расположенных на большом расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов.
Раскройте понятие «Всемирная паутина» или WWW.
Ответы учащихся: Всемирная паутина или WWW - информационная система, основными компонентами которой являются гипертекстовые документы. Доступ к веб-документам осуществляется при помощи веб-серверов. Иначе говоря, это средство доступа к информационным ресурсам.
Что такое электронная почта?
Ответы учащихся: Электронная почта - это система пересылки электронной корреспонденции между пользователями телекоммуникационной сети.
Что такое передача файлов (FTP)?
Ответы учащихся: Передача файлов (FTP) - это система передачи электронной информации, позволяющая каждому пользователю сети получить доступ к программам и документам, хранящимся на удаленном компьютере.
Что такое телеконференция (UseNet)?
Ответы учащихся: Телеконференция (UseNet) - это система обмена информацией между множеством пользователей.
Какие системы называют системами общения в реальном времени? Приведите примеры.
Ответы учащихся: Системы общения online - это специализированные средства, позволяющие в реальном времени организовать общение пользователей по каналам компьютерной связи.
Актуализация знаний на основе ранее изученного материала.
Учитель: Вы знаете что Интернет - это всемирная система объединенных сетей. По итогам статистики, к концу 2011 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 2,3 млрд человек. Интернет состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря протоколу IP (англ. Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных. Как вы думаете, как компьютеры находят друг друга в сети, ведь все сайты, которые мы посещаем находятся на разных компьютерах и достаточно удаленных друг от друга?
Ответы учащихся: Компьютеры находят друг друга по уникальным номерам.
Объяснение нового материала.
Учитель: Каждый компьютер подключенный к сети Интернет должен иметь собственный адрес: IP адрес (Internet Protocol). Именно об этих адресах и вообще об адресации в сети интернет и пойдет речь на этом уроке. Слайд 4. Тема представлена на доске, запишите ее в тетради.
Слайд 5. IP-адрес (айпи-адрес, сокращение от англ. Internet Protocol Address) — уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP.
Сетевым протоколом называется набор правил, позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между двумя и более включёнными в сеть компьютерами.
Слайд 6. IP адрес компьютера в сети
IP адрес состоит из 4-х чисел, разделенных точками, каждое из этих чисел находится в интервале от 0 до 255.
Общий вид:
ХХХ.ХХХ.ХХХ.ХХХ
октеты
Пример: 192.167.58.240
Слайд 7. Хост - любой подключенный к Интернету компьютер независимо от его назначения.
Слайд8. Domain Name System (DNS)
DNS преобразует цифровой IP-адрес хоста (компьютера) в набор символов.
Домен - это группа сетевых ресурсов, имеющая собственное имя и управляемая своей сетевой станцией.
Слайд 9. Адрес того или иного ресурса Всемирной сети, записанный в стандарте DNS, дробится на несколько составляющих, отделенных друг от друга точкой. Эти элементы носят название "доменов".
Такое обозначение принято называть URL (Uniform Resource Locator), что можно перевести на русский язык, как "универсальный определитель местонахождения ресурса".
Слайд 10. http://www.myhost.mydomain.spb.ru
- http:// - протокол передачи гипертекстового документа (Hyper TextTransfer Protocol);
- www - World Wide Web - Всемирная паутина;
- myhost.mydomain - домен третьего уровня;
- spb - домен второго уровня;
- Ru - домен первого уровня.
Слайд 11. Принцип работы DNS:
Искать нужный компьютер в Интернете пользовательским машинам помогают DNS-серверы - программы, которые при обращении к ним выискивают нужный IP-адрес по введенному URL.
Слайд 12. Адрес файла в Интернете
Адрес файла в Интернете состоит из:
http:// dom2000/landchaft/dacha.jpg
Протокол
Доменное имя сервера, сайта
Имя каталога на сервере
Имя файла
Обратить внимание учащихся, что именно в таком порядке можно представить адрес документа в Интернете.
Работа за компьютерами
Учитель: А теперь просмотрим адреса компьютеров в нашей локальной сети. Садимся за компьютеры и просматриваем IP - адреса. Для этого нужно изучить свойства сети. Чем отличаются IP - адреса нашей сети?
Ответы учащихся: последней цифрой в четвертом октете.
Домашнее задание. Слайд 13. Конспект в тетради. Подготовить краткий конспект на тему: «Домены первого уровня».
Подведение итогов: Слайд 14.
Что такое IP-адрес?
Какой вид имеет IP-адрес? Приведите примеры.
Что такое домен?
Что такое URL (Uniform Resource Locator)?
Из каких компонентов состоит имя файла в сети интернет?
Список использованных источников:
Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс / Под ред. проф. Н, В, Макаровой. - СПБ.: Питер, 2009. - 416 с.
Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс / Под ред. проф. Н, В, Макаровой. - СПБ.: Питер, 2009. - 384 с.
Никулин В.В. Интернет-технологии : учеб. пособие / В. В. Никулин. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 88 с.
Приложение. Домены первого уровня.
Обозначение домена
Расшифровка обозначения
Обозначение домена
Расшифровка обозначения
AM
AT
BE
BI
BY
СН
CN
CR
DE
ЕС
FI
GF
GR
GU
HR
ID
IL
IR
IT
JO
KR
LI
LU
MX
NF
NL
NZ
PH
PL
PY
RU
SE
SK
TW
UG
US
YU
ZR
Армения
Австрия
Бельгия
Бурунди
Беларусь
Швейцария
Китай
Коста-Рика
Германия
Эквадор
Финляндия
Французская Гвиана
Греция
Гуам
Хорватия
Индонезия
Израиль
Иран
Италия
Иордан
Корея
Лихтенштейн
Люксембург
Мексика
Норфолкские острова
Нидерланды
Новая Зеландия
Филиппины
Польша
Парагвай
Россия
Швеция
Словакия
Тайвань
Уганда
США
Югославия
Заир
AR
AU
BG
BR
СА
CL
СО
CZ
DK
ES
FR
GG
GT
НК
HU
IE
IN
IS
JE
JP
LB
LT
LV
MY
NI
NO
PE
PK
PT
RO
RW
SG
TH
UA
UK
UY
ZA
Аргентина
Австралия
Болгария
Бразилия
Канада
Чили
Колумбия
Чешская Республика
Дания
Испания
Франция
Остров Гернси
Гватемала
Гонконг
Болгария
Ирландия
Индия
Исландия
Остров Джерси
Япония
Ливан
Литва
Латвия
Малайзия
Никарагуа
Норвегия
Перу
Пакистан
Португалия
Румыния
Руанда
Сингапур
Таиланд
Украина
Великобритания
Уругвай
Южная Африка
Выделенные домены
СОМ
GOV
NET
Всемирная коммерческая зона Интернет
Правительства государств и правительственные учреждения