На этапе объяснения нового материала достаточно подробно рассматриваются основные устройства компьютера. Далее знакомим учащихся с ЛЕГО набором. Можно обратить внимание на разнообразие наборов ЛЕГО, и их основное отличие. В ходе знакомства следует выделить основные группы элементов, название и назначение составляющих лего-робота (датчики, блок NXT).
Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении следующего задания:
Задание 1. Как называются части робота, и какую функцию они выполняют:
Выполнять задание можно разными способами. Например, можно дать учащимся названия датчиков и предложить им сформулировать самостоятельно назначение устройства, где его можно применить. В этом случае требуется обязательная проверка правильности выполнения задания. Можно также путем общего обсуждения под руководством учителя выполнить это задание.
Пример заполнения таблицы
Микрокомпьютер NXT
«Мозг» робота – управляет работой робота, делает
его интеллектуальным, способным принимать
решения
Интерактивный сервомотор
Обеспечивают равномерные и точные движения
робота. Имеет встроенный датчик оборотов
Датчик касания
Дает возможность роботу «ощущать» окружающие его препятствия
Датчик освещенности
Позволяет роботу реагировать на изменение
освещенности и цвета
Датчик звука
Позволяет роботу реагировать на звуки различной
громкости
Датчик расстояния
Позволяет роботу измерять расстояние до окружающих предметов и реагировать на движение
После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и лего-робота.
Информационный процесс
Органы человека
Компьютер
Лего-робот
Ввод информации
Органы чувств
Клавиатура, мышка, сканер
Датчики
Хранение информации
Мозг
Внутренняя и внешняя память
Микрокомпьютер NXT
Обработка информации
Мозг
Процессор
Микрокомпьютер NXT
Вывод информации
Органы речи и опорно-двигательная система
Монитор, принтер
Интерактивный сервомотор, Микрокомпьютер NXT
Демонстрация работы лего-робота
Перед уроком необходимо подготовить демонстрационную модель лего-робота (схема сборки 1) и загрузить 3 программы (приложение 1). Движение робота будет зависеть от состояния датчиков (расстояния, освещенности, звука) и меняться в зависимости от условий окружающей среды.
Практическая работа
В качестве практического задания учащимся предлагается собрать модель «механического» робота (схема сборки 2). Робот назван механическим, поскольку для его работы не нужно использовать никаких энергоносителей.
Домашнее задание
К домашнему заданию для данного урока можно добавить задание, где учащиеся смогут увидеть некую аналогию между органами чувств человека и робота.
Какие органы чувств есть у человека? Какую информацию об окружающем мире он воспринимает с их помощью? Заполни таблицу:
Органы чувств человека
Какую информацию поставляют мозгу человека
Пример реакции человека на поступающую информацию.
глаза
изображение
увидел друзей подошел к ним
Какие «органы чувств» есть у твоих домашних роботов? У роботов, с которыми тебе приходится сталкиваться вне дома? Заполни таблицу: