Урок информатики Мини-проект «Моделирование в среде графического редактора»
Урок информатики Мини-проект «Моделирование в среде графического редактора»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию урок по теме «Моделирование в среде графического редактора». На уроке я делаю акцент на умение учеников выполнять действия над объектами векторной и растровой графики, работая с программами Paint и Word.
Цели урока:
- дидактические: обеспечить усвоение учащимися основных этапов моделирования, сформировать умение учащихся проводить компьютерный эксперимент, работая с программами Paint и Word;
- воспитательные: формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, используя метод проектов, подчеркнуть важное место моделирования в деятельности человека, широкое использование компьютера в моделировании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок информатики Мини-проект «Моделирование в среде графического редактора» »
Урок информатики
Мини-проект «Моделирование в среде графического редактора»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию урок по теме «Моделирование в среде графического редактора». На уроке я делаю акцент на умение учеников выполнять действия над объектами векторной и растровой графики, работая с программами Paint и Word.
Цели урока:
- дидактические: обеспечить усвоение учащимися основных этапов моделирования, сформировать умение учащихся проводить компьютерный эксперимент, работая с программами Paint и Word;
- воспитательные: формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, используя метод проектов, подчеркнуть важное место моделирования в деятельности человека, широкое использование компьютера в моделировании.
Ребята, запишите тему урока. Ваша задача сегодня: выполнить проект – создать компьютерную модель объекта «Паркет». Изучая тему «Понятие модели», мы определили, что такое модель.
Итак, модель – это (ученикам предлагаю продолжить определение) аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.
Почему не исследовать сам оригинал, зачем создавать модель?
Ответы учащихся:
1) оригинала может не существовать в настоящем: это объект прошлого или будущего. Ученые построили теоретическую модель «ядерной зимы», которая наступит на нашей планете в случае ядерной войны. Эта модель – предостережение человечеству;
2) оригинал может иметь много свойств. В процессе познания учесть все сразу невозможно. Модель помогает изучать некоторые интересующие исследователя свойства, не учитывая других;
3) оригинал может быть недоступен исследователю по каким-либо причинам: атом водорода, рельеф лунной поверхности.
Процесс построения и изучения моделей является одним из ключевых видов деятельности человека и всегда предшествует другим ее видам. Этот процесс называют моделированием.
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей (презентация, слайд № 2). Моделирование – процесс очень сложный. Но этот процесс упрощается, если использовать компьютер. Моделирование – творческий процесс и поэтому заключить его в формальные рамки очень трудно. И все же попробуем пройти этапы моделирования на примере задачи «Моделирование паркета». Соблюдение этапов проектирования – гарантия достижения цели.
Вопрос учителя: Что будем моделировать? Ответ учащихся: Объект «Паркет».
I этап. Постановка задачи (слайд № 3).
Описание задачи. В Санкт-Петербурге расположены великолепные дворцы-музеи, в которых собраны произведения искусства великих русских и европейских мастеров. Помимо прекрасных творений живописи, скульптуры, мебели здесь сохранились уникальные образцы паркетов. Эскизы этих паркетов создали великие зодчие. А реализовали их идеи мастеровые-паркетчики (слайд № 3, гиперссылка «Паркеты Екатерининского дворца»). На уроке ученики, демонстрируя свою информационную компетентность, обращались к ресурсам сети ИНТЕРНЕТ, и на экране появлялись дворцы-музеи Санкт - Петербурга с уникальными образцами паркетов).
Паркет составляется из деталей разной формы и породы дерева. Из этих деталей паркетчики на специальном столе собирают блоки, совместимые друг с другом. Из этих блоков уже в помещении на полу компонуется реальный паркет.
Одна из разновидностей паркетов – из правильных геометрических фигур (треугольников, квадратов, шестиугольников и др. многоугольников). В различных сочетаниях детали паркета могут давать неповторимые узоры. Представьте себя в роли дизайнера, выполняющего заказ.
Цель моделирования: Разработать эскиз паркета.
Формализация задачи (придание ей формы, переход от общего описания задачи к конкретной формулировке, отвечающей на вопрос «Что делать?»). Объектом моделирования является геометрический паркет, составленный из стандартного набора правильных многоугольников. Детали должны быть совместимы, то есть должны иметь единый типоразмер – длину стороны многоугольника.
II этап. Разработка модели (слайды № 4, № 5).
Результатом формализации является информационная модель (целенаправленно отобранная информация об объекте, представленная в некоторой форме).
Информационная модель
Объект
Параметры
Значения
Многоугольник
Количество сторон
3, 4, 6
Длина стороны
A
Цвет
Оттенки различных пород древесины
Фактура
Рисунок, имитирующий срез древесины
Теперь, когда сформирована информационная модель, выясним, что будет представлять собой компьютерная модель. Возникает вопрос выбора наиболее удобной и эффективной программной среды. Этот вопрос пока остается открытым. Сначала посмотрите, что вам предстоит создать (слайды № 6, № 7, № 8):
Модель 1 (это полный набор деталей, необходимых для моделирования). Фигуры раскрасьте, имитируя фактуру различных пород дерева.
Модель 2 (вы моделируете паркетный блок). Блоки могут компоноваться из деталей одной, двух или трех разновидностей.
Модель 3 (компоновка паркета из созданных блоков).
Эскиз паркета формируется из готовых блоков на рабочем поле какой программы? Графического редактора Paint или текстового процессора Word? Рассмотрим преимущества и недостатки растровой и векторной графики. С кем я могу обсудить этот вопрос? Пожалуйста, участвуйте в дискуссии.
− Легко ли совмещать объекты векторной графики?
− Нет.
− Растровой?
− Да, легко.
− В какой программе возможно изменение рисунка внутреннего заполнения объекта?
− В программе Microsoft Office Word. Нужно выбрать способ заливки «Текстура».
− С какой программой будете работать?
− С двумя программами: создаем объекты меню паркета в программе Word, изменяем их размеры, то есть, устанавливаем единый размер длины стороны многоугольника, раскрашиваем объекты тоже в программе Word (если выбираем фактуру, имитирующую срез древесины). Паркетный блок и паркет создаем на рабочем поле графического редактора Paint.
III этап. Компьютерный эксперимент (слайд № 9).
Учитель знакомит учащихся с планом эксперимента и предлагает провести исследование.
3. Тестирование блоков – проверка их совместимости.
4. Моделирование эскиза паркета.
Проведение исследования.
1. Разработайте вариант паркетного блока и эскиза паркета.
2. Предложите его на выбор заказчику.
IV этап. Анализ результатов
Если вид паркета не соответствует замыслу заказчика, необходимо вернуться к одному из предыдущих этапов:
· разработать другой набор деталей или выбрать другие детали из набора.
· или создать другой блок из выбранных деталей.
Если вид паркета удовлетворяет исполнителя и (или) заказчика, принимается решение о разработке чертежей в реальном масштабе и подборе материалов.
На слайдах № 10, 11, 12 представлены компьютерные модели, которые созданы учениками на уроке в процессе индивидуальной работы. Их можно предложить заказчику…. А детям я предложила домашнее задание и прочитала слова писателя Роллана о том, что «Все радости жизни в творчестве».
Домашнее задание: создать меню чайного или кофейного сервиза (вид сверху) и «накрыть» праздничный стол на шесть персон по правилам этикета (слайд № 13).
Учитель: сегодня вы показали хорошее умение работать с двумя прикладными программами и умение моделировать. Профессиональная деятельность многих будет в дальнейшем связана с тем или иным видом конструирования (как одним из способов моделирования). Это и проектирование строительных объектов, и моделирование одежды, и создание многоцветных витражей и многое другое. Примером моделирования при создании новых технических средств может служить история развития космической техники. К. Э. Циолковский предложил для передвижения в пространстве использовать реактивный двигатель. Он составил точную описательную модель будущего межпланетного корабля с чертежами, расчетами и обоснованиями. Не прошло и полувека, как описательная модель Циолковского стала основой для реального моделирования в конструкторском бюро С. П. Королева. В экспериментах испытывали различные виды жидкого топлива, форму ракеты, систему управления и жизнеобеспечения, приборы для научных исследований. Результатом разностороннего моделирования стали мощные ракеты, которые вывели на орбиту искусственные спутники Земли, корабли с космонавтами на борту и космические станции. Построение модели позволяет обоснованно принимать решение по усовершенствованию имеющихся объектов и созданию новых, изменению процессов управления ими и изменению окружающего нас мира в лучшую сторону.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАРКЕТА»
Цель: научиться поэтапно моделировать, по средствам графического редактора Paint.
Задание: Представьте себя в роли дизайнера паркета, выполняющего заказ. Создайте эскиз паркета, используя геометрические объекты.
Технология выполнения работы:
В своей папке создайте папку «Паркет».
Откройте графический редактор Paint.
Смоделируйте процесс создания паркета согласно описанным этапам.
Сохраните полученный паркет под именем «Паркет», выбрав расширение .jpg
В папке «Паркет» создайте презентацию «Заказчикупаркета», в которой опишите все этапы моделирования паркета.
ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПАРКЕТА:
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
В Санкт-Петербурге и его окрестностях расположены великолепные дворцы-музеи, в которых собраны произведения искусства великих русских и европейских мастеров. Помимо прекрасных творений живописи, скульптуры, мебели здесь сохранились уникальные образцы паркетов. Эскизы этих паркетов создали великие зодчие. А реализовали их идеи мастеровые-паркетчики.
Паркет составляется из деталей разной формы и породы дерева. Детали паркета могут различаться по цвету и рисунку древесины.
Из этих деталей паркетчики на специальном столе собирают блоки, совместимые друг с другом. Из этих блоков уже в помещении на полу компонуется реальный паркет.
Одна из разновидностей паркетов — из правильных геометрических фигур (треугольников, квадратов, шестиугольников или фигур более сложной формы). В различных сочетаниях детали паркета могут дать неповторимые узоры. Представьте себя в роли дизайнера паркета, выполняющего заказ.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Разработать эскиз паркета, набор стандартных деталей паркета (рисунок 1.9). Разработать стандартный паркетный блок из деталей.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Объектом моделирования является геометрический паркет, составленный из стандартного набора правильных многоугольников. Детали должны быть совместимы, то есть иметь единый типоразмер — длину стороны многоугольника а.
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Объект
Параметры
Значения
Многоугольник
Количество сторон
Длина стороны
Цвет
Фактура
3, 4, 6
а
Оттенки различных пород древесины
Рисунок, имитирующий срез древесины
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования набора совместимых деталей, паркетных блоков и паркета в целом используйте графический редактор Paint.
МОДЕЛЬ 1. Моделирование геометрических объектов с заданными свойствами для создания стандартного набора деталей паркета с совместимыми размерами.
Полный набор деталей, необходимых для моделирования (рисунок 1.10), создайте по алгоритмам (рис. 1.5 и рис. 1.6).
Готовые фигуры раскрасьте, имитируя фактуру различных пород дерева.
Созданное меню сохраните в файле «Меню паркета».
МОДЕЛЬ 2. Моделирование паркетного блока
Количество деталей в паркетном блоке зависит от размера стороны многоугольника.
Блоки могут компоноваться из деталей одной, двух или трех разновидностей. На рисунке 1.11 изображены небольшие блоки из разного количества и ассортимента деталей.
МОДЕЛЬ 3. Компоновка паркета из созданных блоков
Паркет собирается из готовых блоков на полу. Образовавшиеся пустоты в углах и у стен заделываются деталями из стандартного набора.
Компьютерный эскиз паркета формируется по такому же принципу на рабочем поле графического редактора, с использованием его возможностей при работе с фрагментами рисунка.
Разработайте несколько вариантов паркетного блока и эскизов паркета.
Предложите их на выбор заказчику.
IVэтап. Анализ результатов
Если вид объекта не соответствует замыслу заказчика, вернуться к одному из предыдущих этапов: разработать другой набор деталей, или выбрать другие детали из набора, или создать другой блок из выбранных деталей.
Если вид паркета удовлетворяет исполнителя и (или) заказчика, принимается решение о разработке чертежей в реальном масштабе и подборе материалов.
Литература: «Задачник по моделированию», 9 – 11 класс (базовый уровень), под редакцией Н. В. Макаровой