Просмотр содержимого документа
«Урок информатики 8 класс "Графические операторы и процедуры"»
Урок информатики 8 класс
Тема: «Графические операторы и процедуры».
Цель:
- формирование у учащихся представления о работе в графическом режиме ТР и значении циклов в программировании графических задач;
- развитие умений устанавливать взаимосвязь вопросов информатики с другими школьными предметами, с реальной жизнью;
- воспитание дисциплинированности, ответственности за выполненную работу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Уважаемые знатоки ТР, последний турнир задал нам задачу о посвящении в рыцари ТР. Что у нас получилось?
Ответ: Изменения в блоках программ, реализованных с помощью разных операторов цикла записаны в таблице.
WHILE
REPEAT
While i
Repeat
End;
Until in;
Записать изменения в тетради. Проверка решения задачи, способов ее реализации. Ученик у доски с помощью Activpen указывает соответствие алгоритмов циклов и их названий.
Решение физической задачи.
По готовой блок-схеме составляется текст программы.
Учитель. Мы научились производить расчеты движения этой задачи. А как сделать, чтобы эта машина поехала, а светофор регулировал свет? Что для этого нужно, мы сейчас узнаем.
3. Содержательная часть.
Обычно экран компьютера находится в символьном режиме Crt. В этом режиме можно рисовать символами псевдографики, изменять цвет символов и фона.
Задание. Составить программу имитации «Цветные математические узоры».
Текст исходной программы.
usescrt;
var i,j,n: integer;
begin clrscr; n:=1;
for i:=1 to 2 do
for j:=1 to 5 do begin
while n
textcolor(j);write('0');n:=n+2;end;writeln;n:=0;
end; readln end.
Ученик отвечает у доски. Производит работу с флипчартом. Объясняет структуру программы и действие циклов. Компьютер сам рисует математические узоры. Учащиеся записывают программу в тетрадь
Для переключения экрана в графический режим необходимо подключение модуля graphABC. В результате этого, экран переходит в цветной графический режим. (Презентация). http://ppt4web.ru/informatika/grafika-v-pascalabc.html
При работе в графическом режиме изображение на экране строится из точек (пиксель). Каждый пиксель на экране имеет координаты (X,Y), которые образуются номерами столбцов (Х) и строк (Y). Нумерация начинается в верхнем левом углу. Координата Х растет вправо, координата Y – вниз.
Любая графическая картинка формируется из простых геометрических фигур. Это точки, отрезки (линии), прямоугольники, окружности и т.д. Графические координаты принимают только целочисленные значения.
Рисование различных геометрических фигур осуществляется с помощью специальных стандартных команд (процедур). В модуле GraphAbc с помощью команды setwindowsize(X,Y) можно задавать размеры графического окна.По умолчанию графическое окно будет принимать размеры экрана компьютера.
Стандартные цвета с задаются символическими константами:
clBlack
черный
clYellow
желтый
clWhite
белый
clNavy
темно-синий
clRed
красный
clMaroon
темно-красный
clGreen
зеленый
clPurple
фиолетовый
clBrown
коричневый
clCream
кремовый
clBlue
синий
clAqua
бирюзовый
clSkyBlue
голубой
clOlive
оливковый
clFuchsia
сиреневый
clTeal
сине-зеленый
clGray
темно-серый
clMedGray
серый
clLime
ярко-зеленый
clSilver
серебряный
Процедура Line(x1,y1,x2,y2) вычерчивает прямую линию из точки (х1,y1) в точку (x2,y2) цветом установленным процедурой SetPenColor(c).
Процедура Rectangle(x1,y1,x2,y2) рисует прямоугольник, где (х1,y1) координаты верхней левой точки, а (х2,y2) – правой нижней.
Процедура Сircle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке (х,y) и радиусом r.
Закрасить замкнутую фигуру можно с помощью процедуры FloodFill(х,у,c), (х,у) – координата точки внутренней области фигуры, c – цвет заливки.
Процедура СlearWindow(color) устанавливает цвет графического окна. Закрасить прямоугольник и круг можно, используя команду закраски кистью SetBrushColor (color).
Процедуры для ввода текста:
TextOut(x,y: integer; s: string) – выводит строку s в позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст из строки s);
SetFontSize(size: integer) – устанавливает размер текущего шрифта в пикселях;
SetFontColor(c: Color) – устанавливает цвет текущего шрифта;
SetFontStyle(fs: integer) – устанавливает стиль текущего шрифта.
Записать только выделенные процедуры.
3. Закрепление знаний
Задача. Нарисовать домик, используя изученные команды.
«название программы (комментарий)» – переключаем экран в графический режим – команда начала программы «рисуем крышу» – рисуем линию с координатами (100,100,150,50) – рисуем линию с координатами (150,50,200,100) – рисуем линию с координатами (150,50,200,100) – заливаем область крыши зеленым цветом «рисуем фасад дома» – устанавливаем цвет кисти красный – рисуем прямоугольник с координатами(115,100,185,150) «рисуем окно» – устанавливаем цвет кисти синий – рисуем окружность с координатами (150,75,5) «рисуем дверь» – устанавливаем цвет кисти темно-серый – рисуем прямоугольник с координатами(125,120,140,140) «пишем текст» – устанавливаем цвет кисти красный – выводим текст «дом» на месте координат (150,110) – конец программы
4. Подведение итогов урока. Обмен мнениями о том, какие области знаний пригодятся программистам при работе с графикой.
5. Рефлексия (3 мин)
Домашнее задание
Решить задачи в среде PascalABC с использованием трех видов циклов.