kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики 5 класс. Ищем чёрную кошку, а ты узнаешь, что такое информация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

·      продолжить знакомство с определениями понятия «информация»;

·      научиться определять способы восприятия и свойства информации.

Особенности изучения темы. Отметим, что как весь курс в целом, так и каждый урок в отдельности нацелены на самостоятельное обучение детей. Обучение обеспечивается следующими единицами:

  • упражнение интерактивного электронного учебника — задания, в процессе выполнения которых учащиеся получают необходимые теоретические и практические знания и умения;
  • задачник интерактивного электронного учебника — задачи для самостоятельного выполнения в классе и дома;
  • справочник интерактивного электронного учебника — содержит базовый справочный материал. Стоит отметить, что для выполнения упражнения использование справочника необязательно, весь необходимый теоретический материал находится в тексте упражнения. Однако при выполнении некоторых задач подразумевается использование материала, не описанного в упражнении — в этом случае в указаниях к задаче даётся ссылка на соответствующий пункт Справки;
  • задачи к уроку в рабочей тетради — они рассчитаны на выполнение работы сразу после упражнения и не подразумевают использование компьютера.

Авторам курса процесс обучения видится одним из следующих вариантов:

  • на уроке дети выполняют упражнение интерактивного учебника, заключительный тест, затем выполняют индивидуальное задание из задачника от учителя (одно, два или три — всё зависит от скорости работы ученика), после чего приступают к работе с рабочей тетрадью: повторяют «теорию», заполняют пропуски, выполняют задания;
  • на уроке дети сначала работают с конспективной частью параграфа рабочей тетради, соответствующего материалу прошлого урока: повторяют материал и заполняют пропуски; затем приступают к выполнению упражнения интерактивного учебника; выполняют задания из задачника; переходят к работе в рабочей тетради, где повторяют теоретические моменты урока (но только устно, не делая записей в тетради) и выполняют практические задания;
  • возможно совмещение этих вариантов.

Отдельные замечания:

  • в качестве домашнего задания детям даются избранные задачи из задачника (одинаковые всем или индивидуальные) и/или задания из рабочей тетради;
  • в случае, когда учащийся испытывает затруднение при выполнении упражнения или задач, он может обратиться к одноклассникам за помощью. Роль учителя сводится к корректировке и контролю. При этом у него высвобождается время для работы со «слабыми» учащимися и учащимися, с которыми требуется дополнительная, углублённая работа.

Итак, начать урок можно с небольшого вступления, в котором следует обсудить понятие «информация», выяснить, как человек воспринимает информацию и какими свойствами информация может обладать. 

Преподаватель может пояснить учащимся, что длительное время в науке существовала загадочная неопределённость и неоднозначность в интерпретации этого понятия.

Информация — понятие одновременно объективное и субъективное. Схема получения информации выглядит следующим образом:

1.     Существует объективный мир.

2.     Объективный мир с помощью сигналов отражается в органах чувств.

3.     Сигналы от органов чувств попадают в аппарат мышления человека.

4.     В аппарате мышления человека они инициируют образование каких-то связей, которые являются основой мышления.

5.     Мышление позволяет создавать (формировать) смысл, реагировать на внешнюю и внутреннюю среду.

Таким образом, под информацией понимается смысл, который формируется в аппарате мышления каждого человека при получении каких-либо сообщений. Совокупность понятий у каждого человека своя, однако, существует нечто общее, что позволяет говорить о прогрессе человечества — это знания.

Знание является высшим уровнем информации. Информация эта находится в аппарате мышления человека с одной стороны, с другой — её можно передавать от человека к человеку. Таким образом, знание — это воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация.

Затем нужно поговорить о том, как и с помощью чего происходит восприятие информации.

Пояснить на примерах в совместном обсуждении, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Воспринимаемая таким образом информация называется органолептической.

Обсудить, используя примеры из повседневной жизни, восприятие информации, попросить ребят привести собственные примеры.

На выставке в художественной галерее ты увидел знаменитую картину С. Дали «Сон разума рождает чудовище». С помощью какого чувства ты получил эту информацию?

Зрение

На уроке музыки ты слушал оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какой вид информации ты получил?

Звуковая (аудиальная)

Ты пришёл домой и почувствовал запах испечённых пирожков. С помощью какого чувства ты получил эту информацию?

Обоняние

После этого перейти к свойствам информации. Нужно рассказать, что информация должна обладать пятью основными социально значимыми свойствами: полезностью, актуальностью, т. е. своевременностью получения, полнотой, понятностью, достоверностью. Например, сводка погоды на сегодняшний день, которая актуальна, полезна, понятна, а ещё и полна и достоверна, необходима в начале дня, тогда как в конце дня данная информация теряет свои основные свойства. Перечислить эти свойства и обсудить с учащимися:

1.Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести кнеправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

2.Информация полна, если её достаточно для понимания ипринятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью её близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

3.Полезность (ценность) информации зависит от того, насколько.

4.Только своевременно полученная информация (актуальность) может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

5.Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках инаучных изданиях.

Прочитав книжку по истории, ты узнал, что Клеопатра — это царица Египта. Какая это для тебя информация?

Достоверная

В записке ты прочитал «Энтропия — физическое понятие, количественно характеризующее степень разупорядочения системы»

Непонятная

После этих теоретических рассуждений можно перейти к первому уроку интерактивного электронного учебника и выполнить его до пункта «Источники и приёмники информации». После работы с интерактивным электронным учебником в рабочей тетради выполнить задания 1–5.

Практическая работа: урок № 1 «Ищем чёрную кошку, а ты узнаешь, что такое информация» интерактивного электронного учебника.

Домашняя работа: справка и задание № 7 к уроку интерактивного электронного учебника. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики 5 класс. Ищем чёрную кошку, а ты узнаешь, что такое информация»

Урок 1. Ищем чёрную кошку, а ты узнаешь, что такое информация

Цели занятия:

  • продолжить знакомство с определениями понятия «информация»;

  • научиться определять способы восприятия и свойства информации.

Особенности изучения темы. Отметим, что как весь курс в целом, так и каждый урок в отдельности нацелены на самостоятельное обучение детей. Обучение обеспечивается следующими единицами:

  • упражнение интерактивного электронного учебника — задания, в процессе выполнения которых учащиеся получают необходимые теоретические и практические знания и умения;

  • задачник интерактивного электронного учебника — задачи для самостоятельного выполнения в классе и дома;

  • справочник интерактивного электронного учебника — содержит базовый справочный материал. Стоит отметить, что для выполнения упражнения использование справочника необязательно, весь необходимый теоретический материал находится в тексте упражнения. Однако при выполнении некоторых задач подразумевается использование материала, не описанного в упражнении — в этом случае в указаниях к задаче даётся ссылка на соответствующий пункт Справки;

  • задачи к уроку в рабочей тетради — они рассчитаны на выполнение работы сразу после упражнения и не подразумевают использование компьютера.

Авторам курса процесс обучения видится одним из следующих вариантов:

  • на уроке дети выполняют упражнение интерактивного учебника, заключительный тест, затем выполняют индивидуальное задание из задачника от учителя (одно, два или три — всё зависит от скорости работы ученика), после чего приступают к работе с рабочей тетрадью: повторяют «теорию», заполняют пропуски, выполняют задания;

  • на уроке дети сначала работают с конспективной частью параграфа рабочей тетради, соответствующего материалу прошлого урока: повторяют материал и заполняют пропуски; затем приступают к выполнению упражнения интерактивного учебника; выполняют задания из задачника; переходят к работе в рабочей тетради, где повторяют теоретические моменты урока (но только устно, не делая записей в тетради) и выполняют практические задания;

  • возможно совмещение этих вариантов.

Отдельные замечания:

  • в качестве домашнего задания детям даются избранные задачи из задачника (одинаковые всем или индивидуальные) и/или задания из рабочей тетради;

  • в случае, когда учащийся испытывает затруднение при выполнении упражнения или задач, он может обратиться к одноклассникам за помощью. Роль учителя сводится к корректировке и контролю. При этом у него высвобождается время для работы со «слабыми» учащимися и учащимися, с которыми требуется дополнительная, углублённая работа.

Итак, начать урок можно с небольшого вступления, в котором следует обсудить понятие «информация», выяснить, как человек воспринимает информацию и какими свойствами информация может обладать.

Преподаватель может пояснить учащимся, что длительное время в науке существовала загадочная неопределённость и неоднозначность в интерпретации этого понятия.

Информация — понятие одновременно объективное и субъективное. Схема получения информации выглядит следующим образом:

  1. Существует объективный мир.

  1. Объективный мир с помощью сигналов отражается в органах чувств.

  2. Сигналы от органов чувств попадают в аппарат мышления человека.

  3. В аппарате мышления человека они инициируют образование каких-то связей, которые являются основой мышления.

  4. Мышление позволяет создавать (формировать) смысл, реагировать на внешнюю и внутреннюю среду.

Таким образом, под информацией понимается смысл, который формируется в аппарате мышления каждого человека при получении каких-либо сообщений. Совокупность понятий у каждого человека своя, однако, существует нечто общее, что позволяет говорить о прогрессе человечества — это знания.

Знание является высшим уровнем информации. Информация эта находится в аппарате мышления человека с одной стороны, с другой — её можно передавать от человека к человеку. Таким образом, знание — это воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация.

Затем нужно поговорить о том, как и с помощью чего происходит восприятие информации.

Пояснить на примерах в совместном обсуждении, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Воспринимаемая таким образом информация называется органолептической.

Обсудить, используя примеры из повседневной жизни, восприятие информации, попросить ребят привести собственные примеры.

На выставке в художественной галерее ты увидел знаменитую картину С. Дали «Сон разума рождает чудовище». С помощью какого чувства ты получил эту информацию?

Зрение

На уроке музыки ты слушал оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Какой вид информации ты получил?

Звуковая (аудиальная)

Ты пришёл домой и почувствовал запах испечённых пирожков. С помощью какого чувства ты получил эту информацию?

Обоняние

После этого перейти к свойствам информации. Нужно рассказать, что информация должна обладать пятью основными социально значимыми свойствами: полезностью, актуальностью, т. е. своевременностью получения, полнотой, понятностью, достоверностью. Например, сводка погоды на сегодняшний день, которая актуальна, полезна, понятна, а ещё и полна и достоверна, необходима в начале дня, тогда как в конце дня данная информация теряет свои основные свойства. Перечислить эти свойства и обсудить с учащимися:

  1. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

  2. Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью её близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

  3. Полезность (ценность) информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

  4. Только своевременно полученная информация (актуальность) может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

  5. Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Прочитав книжку по истории, ты узнал, что Клеопатра — это царица Египта. Какая это для тебя информация?

Достоверная


В записке ты прочитал «Энтропия — физическое понятие, количественно характеризующее степень разупорядочения системы»

Непонятная

После этих теоретических рассуждений можно перейти к первому уроку интерактивного электронного учебника и выполнить его до пункта «Источники и приёмники информации». После работы с интерактивным электронным учебником в рабочей тетради выполнить задания 1–5.

Практическая работа: урок № 1 «Ищем чёрную кошку, а ты узнаешь, что такое информация» интерактивного электронного учебника.

Домашняя работа: справка и задание № 7 к уроку интерактивного электронного учебника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок информатики 5 класс. Ищем чёрную кошку, а ты узнаешь, что такое информация

Автор: Байжанов Сансызбай Болатович

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства