kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК-ИГРА «ОПЕРАЦИИ С БАЗАМИ ДАННЫХ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК-ИГРА «ОПЕРАЦИИ С БАЗАМИ ДАННЫХ».  Урок проведен в форме игры "Путешествие по родному краю"

Цели  урока:

Систематизировать знаний учащихся по созданию БД, формирование запросов и осуществление выборки в соответствии с заданным критерием

Проверить навыки работы с компьютером

Развивать умственную и познавательную  деятельность, память, умение логически мыслить пи решении задач

Развивать способность к самостоятельным действиям

Способствовать воспитанию требовательности,  доброжелательности, уважения друг к другу, стимулировать  познавательный  интерес к предмету и родному краю

Тип урока: контроль знаний, урок-соревнование

Методы обучения:

  • практический,
  • наглядно-иллюстративный,
  • словесный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ИГРА «ОПЕРАЦИИ С БАЗАМИ ДАННЫХ» »

УРОК-ИГРА «ОПЕРАЦИИ С БАЗАМИ ДАННЫХ»

(Путешествие по родному краю)

Цели урока:

Образовательная:

  1. Систематизировать знаний учащихся по созданию БД, формирование запросов и осуществление выборки в соответствии с заданным критерием

  2. Проверить навыки работы с компьютером

Развивающая:

  1. Развивать умственную и познавательную деятельность, память, умение логически мыслить пи решении задач

  2. Развивать способность к самостоятельным действиям

Воспитывающая:

  1. Способствовать воспитанию требовательности, доброжелательности, уважения друг к другу, стимулировать познавательный интерес к предмету и родному краю


Оборудование: компьютер, презентация, маршрутный лист, тестовые задания, опорный конспект


Тип урока: контроль знаний, урок-соревнование


Методы обучения:

  • практический,

  • наглядно-иллюстративный,

  • словесный


Форма организации урока:

  • индивидуальная

  • групповая

  • взаимоконтроль.

  • самостоятельная

Ход урока.

1. Организационный момент

Сегодняшний урок по теме «Операции с базами данных» мы проведем в форме

соревнования, которое назовем «Путешествие по родному краю».


В соревновании будут участвовать 8 экипажей (команд), каждый из

которых состоит из двух человек. Каждому экипажу во время путешествия предстоит

разгадать ряд загадок, чтобы проложить верный путь своего путешествия.

Игра состоит из четырех этапов.

На этапе 1 каждый экипаж может получить максимально 20 баллов. Закончив этот этап, команда получает карту маршрута № 1. Выполнившие все задания маршрута № 1 и успешно при­бывшие в первый пункт назначения зарабатывают 3 балла, отметку о при­бытии получает капитан. Там же экипаж получает карту маршрута № 2 и т.д. , затем будет определен победитель.

Подсчет очков будет осуществляться по следующим критериям:

26 баллов — «5»,

21-25 баллов — «4»,

16-20 баллов — «3»,

Итак, начнем игру.

2. Тестирование

Этап 1. Регистрация экипажей

Продолжительность 10 мин.

Вопросы теста.

Вариант 1


  1. Базы данных- это…

а) именованная совокупность структуированных данных из конкретной предметной области;

б) программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблиц;

в) программные средства, обрабатывающие табличные данные;

г) программные средства, осуществляющие поиск информации.


2. В коробке меньше 9, но больше 3 шаров. Сколько шаров может быть в коробке?

а) 3;

б) 9;

в) 2;

г) 5


3. СУБД Аccess основан на использовании модели данных:

а) иерархической;

б) реляционной;

в) сетевой;

г) информационной.


4. Поле, каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись, называется…

а) простым ключом;

б) составным ключом;

в) двумерным ключом;

г) трехмерным ключом


5. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле «Общее количество баллов»?

а) текстовое;

б) логическое;

в) числовое;

г) любого типа.


6. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в БД, описывающей хобби учеников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:---указать возраст всех детей, увлекающихся компьютером;

-указать имена девочек, увлекающихся пением;

-указать фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем?

а) имя, пол, хобби;

б) фамилия, пол, хоккей, пение, возраст;

в) имя, пол, хобби, возраст;

г) имя, возраст, хобби.

7. Реляционная БД задана следующей таблицей:



Ф.И.О.

Mi. Пол

В Возраст

Клуб Клуб

Вид Вид спорта

1

Пан Панысо Л. П.

Жен жен

22

С па Спарта

Фут футбол

2

Лро Арбузов А.А.

Муж муж

20

Дин Динамо

Лыж лыжи

3

Жи1 Жиганова П. Н.

жен жен

19

I'll го Ротор

Футб футбол

4

Ива Иванов 0. Г.

Муж муж

21

Звет Звезда

,1Ы лыжи

5

Се Седова О.Л.

жен жен

18

Спа Спарта

бит. Биатлон

6

Ьагн Багаева С.И.

жен жен

23

Звез Звезда

Лыж лыжи


Какие записи будут выбраны по условию:

(спорт= «лыжи» И пол= «жен» ИЛИ возраст

а) 2, 3, 4, 5, 6;

б) 3, 5, 6;

в) 1, 3, 5, 6;

г) таких записей нет.


8. Для выборки данных из таблиц по какому-либо условию служит…

а) запрос;

б) форма;

в) отчет;

г) приказ


9. Пустая запись внизу таблицы отмечается…

а) стрелкой;

б) звездочкой;

в) карандашом;

г) маркером.


10. Если свойство поля имеет тип данных «текстовый», то какое максимальное количество символов можно ввести в это поле?

а) 60;

б) 255;

в) 246:

г) 15.

Вариант 2.


1. B реляционной БД информация организована в виде ...

а) сети;

б) иерархической структуры;

в) файла;

г) прямоугольной таблицы.


2. В коробке больше 5, но меньше 10 шаров. Сколько шаров может быть в коробке?

а) 3;

6) 9;

в) 2;

г) 4.


3. Основой базы данных является…

а) форма;

б) запрос;

в) таблица;

г) схема.


4. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест,

балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть

поле «Фамилия»?

а) текстовое;

б) логическое;

в) числовое;

г) любого типа;


5. Структура базы данных содержит..

а) перечень таблиц, форм, запросов;

б) имена таблиц;

в) перечень полей и их основные характеристики;

г) перечень документации.

6. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в инфор мационной модели, описывающей хобби ваших одноклассников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:

  • указать возраст всех детей, увлекающихся компьютером;

  • указать фамилии девочек, увлекающихся пением;

  • указать фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем?

а) Имя, пол, хобби;

б) фамилия, имя, пол, возраст, хобби;

в) имя, пол, хобби, возраст;

г) имя, возраст, хобби;


7. Реляционная БД задана следующей таблицей:




Ф.И.О.

Пол

Возраст

Клуб

Вид спорта

1

Панько Л. П.

жен

22

Спарта

футбол

2

Арбузов А. А.

муж

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П. Н.

жен

19

Ротор

футбол

4

Иванов О. Г.

муж

21

Звезда

лыжи

5

Седова О. Л.

жен

18

Спарта

биатлон

6

Багаева С. И.

жен

23

Звезда

лыжи

Какие записи будут выбраны по условию:

(клуб = «Спарта» И клуб = «Ротор») И НЕ (пол = «жен»)?

а) 3,5;

б) 1,3,5;

в) 2, 3,4, 5;

г) таких записей нет.


8. Для описания поля используются следующие характеристики:

а) имя, тип, длина, функция;

б) имя, тип, длина, точность;

в) имя, тип, длина, условие отбора;

г) имя, тип, длина, количество.


9.Вставить рисунок в базу данных можно в режиме:

а) конструктор форм;

б) конструктор таблиц;

в) рисунок нельзя вставить;

г) любом.


10. Режим Конструктор таблиц предназначен для…

а) ввода и редактирования данных;

б) просмотра данных по строкам и столбцам;

в) изменения структуры таблицы.


Ответы.

Вариант 1: 1-а, 2-г, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в, 7-б, 8-а, 9-б, 10-б.

Вариант 2: 1-г, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6- б., 7-г, 8-б, 9-а, 10-в

Время тестирования закончилось. Проверим!

Положите листы регистрации на край стала. Команды проверяют работу друг друга и ставят оценки, пользуясь шкалой оценок (за каждый правильный ответ команда получает I балл). Положите тест на край стола. Оценки внесите в графу «Тест» маршрутного листа. Переходим к этапу 2.

3. Практическая работа

Команды занимают свои места за компьютерами. На каждом из трех последующих этапов каждая команда работает за компьютером, выполняя предложенные задания соответствующего маршрута и проверяя свои навыки работы с ПК.

По прибытии в каждый порт (окончании выполнения заданий очеред­ного маршрута) капитаны должны будут прийти в администрацию и получить карту следующего маршрута. За прибытие в нужный порт каждая команда получает 3 балла. Команды та не считается прибывшей, пока не объявила о своем прибытии. Цель игры — первыми дойти до финиша.

Не забывайте вести маршрутный лист, его поля: «Номер причала», «Район», «Административный центр».

Начинаем работу

Этап 2

В приведенных ниже заданиях используется БД «Бурятия». Она находится в папке «Мои документы» и имеет следующие поля: «Район», «Административный центр», «Население», «Площадь».

Карта маршрута№1

Выполните задания:

  1. Откройте СУБД «Районы Бурятии»

  2. Название первого вашего привала начинается на букву «З», и население, на территории которой он находится, больше 40 тыс. чел.

  3. Заполните маршрутный лист

  4. Создайте в новом окне базу данных «Путешествие» с полями: «Номер остановки», «Район», «Административный центр»

  5. Внесите запись в эту базу данных, пользуясь результатами своего поиска.

  6. Получите карту следующего маршрута.


Карта маршрута№2

Выполните задания:

  1. Вернитесь к окну БД «Районы Бурятии»

  2. Следующий привал в районе, административным центром которого является «Кырен».

  3. Заполните маршрутный лист

  4. Вернитесь к окну базы данных «Путешествие» и внесите в нее запись, пользуясь результатами своего поиска.

  5. Сохраните базу данных «Путешествие»

  6. Получите карту следующего маршрута



Карта маршрута № 3

Выполните задания:

  1. Вернитесь к окну БД «Районы Бурятии»

  2. Единственно, что известно о следующем районе,- это то, что население, на территории которой он находится, больше 35 тыс. чел., а ее площадь больше кв. км.

  3. Заполните маршрутный лист

  4. Вернитесь к окну базы данных «Путешествие» и внесите в нее запись, пользуясь результатами своего поиска.

  5. Сохраните базу данных «Путешествие»

  6. Отчитайтесь о прохождении маршрута.

4. Подведение итогов

Те команды, которые пришли к финишу, имеют возможность получить призовые очки. Конверты с призовыми заданиями получите у меня.

Призовое задание «Продолжи логический ряд».

За каждое правильное определение команда получает 0,1 балла.

Закончившие свое путешествие сдают маршрутные листы для подсчета очков.

Итак, подведем итоги игры.

5. Домашнее задание: составить эскизы 5-6 слайдов по данной теме


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
УРОК-ИГРА «ОПЕРАЦИИ С БАЗАМИ ДАННЫХ»

Автор: Ефимова Марина Петровна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства