Урок-деловая игра. «Подготовка презентации. Оформление презентации» В форме Судебного процесса,
Урок-деловая игра. «Подготовка презентации. Оформление презентации» В форме Судебного процесса,
Деловая игра «Судебный процесс» проводится на этапе формирования знаний по теме 1.2 " Обработка динамического контента ". Это допустимо, поскольку студенты уже встречались с процессом подготовки и создания презентаций в школьном курсе. Конечной целью игры является формирование представления о требованиях к содержанию и оформлению презентации.
За основу структуры урока-игры взят урок формирования знаний. В предлагаемом варианте судебного процесса нормы уголовно-процессуального кодекса (главы 36-39 УПК РФ) соблюдаются условно. Некоторые процессуальные моменты не применялись на уроке или заменены. В частности, изменена роль секретаря (секретарь оказывает консультативную помощь присяжным), свидетели отсутствуют, не ведется допрос подсудимых (как того требует УПК РФ). Слово Приговор заменено на Решение. С целью поддержания высокого уровня внимания количество "судей" увеличено до трех.
Стандартное время проведения деловой игры - 90 (80) минут.
Сокращение времени может выполняться за счет прений и самостоятельной работы.
На уроке, предшествующем «Судебному процессу» (можно раньше) студентам дается следующее задание на дом:
Подготовиться к судебному процессу по «Делу о Презентации».
Всей группе предлагается найти и прочитать материал о требованиях к подготовке и оформлению презентаций. Для слабых групп такой материал в необработанном виде предоставляется преподавателем (например требования подготовленные ВУЗ - ом или организаторами конференций. Пример представлен в папке Приложения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок, проводимый в данной форме, является деловой игрой.
ДЕЛОВАЯ ИГРА - форма снятия затруднений в деятельности посредством моделирования на "сцене" процесса анализа затруднений силами участников этой деятельности. Существуют различные виды деловых игр: инновационные, имитационные, организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, учебно-прагматичные и другие. Если причина затруднений сосредоточена в недостатке у деятелей необходимых профессиональных навыков, делова игра может носить учебный характер (имитационная деловая игра). Если же причина затруднений лежит в области несовершенства форм организации деятельности - игра приобретает инновационный характер (инновационная делова игра), главной формой проведения которой является мозговой штурм. (http://www.acmegroup.ru/node/123 Бизнес-игры для руководителей)
Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. (http://www.humantime.ru/uslugi/consulting/assesment/business-game/ Время людей)
Некоторые авторы рассматривают деловые игры как виды игрового взаимодействия, связанные с распределением ролей, в ходе которого «проигрывается» та или иная деловая ситуация. В этом случае речь идет о совокупности игровых методов обучения, противопоставляемых традиционным обучающим методикам: словесным (лекциям), работе с источниками, наглядным (демонстрации образцов), практическим (экспериментам). При этом деловые игры относятся к активным методам обучения (АМО), которые, по оценкам немецких специалистов (Дунаевский Ф.Р. Комплексность в организации // Труды Всеукраинского института труда. Вып. 2. Харьков, 1928. С. 13.), являются самыми эффективными — с точки зрения выработки практических знаний и умений — образовательными методиками. В общем случае под АМО понимаются методы обучения посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности. Бесспорно, к АМО можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом.
Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд этапов, важнейшими из которых являются:
подготовка игры (мероприятия, создающие общие условия ее эффективности—обеспечение cooтветствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников; использование адекватных методов фиксации процесса игры; определение способов анализа игрового процесса; обеспечение содержательной насыщенности и целевой направленности мероприятий; структурирование игры во времени; определение форм оценочных коммуникаций с игроками и т.п.);
формирование игровой группы (оценка индивидуальных качеств участников, степени их подготовленности к игре, их игровой мотивации. Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Последние должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между участниками установились отношения доверия и открытости);
руководство игрой, контроль за ее процессом (руководитель выполняет в организации игры следующие функции: оценивает целесообразность проведения игры и формирует состав ее участников; знакомит участников с условиями и правилами игры, консультирует их; готовит или адаптирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры, а также устанавливает ее регламент; осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры; следит за соблюдением в процессе игры этических норм, защищает меньшинство от группового давления; помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий и овладевать эффективными моделями поведения; следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, предотвращая возможные отклонения; оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников, делает общие выводы и дает частные рекомендации конкретным участникам игры);
подведение итогов и оценка результатов (грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать выводы, касающиеся дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и их внедрения в повседневную деятельность).[9]
В обязанность преподавателя при подготовке этого вида занятий входит разработка методического обеспечения; оказание консультативной помощи и контроль за ходом деловой игры.
Деловая игра включает в себя следующие этапы: инструктивное занятие (задание на дом); самостоятельная работа (с элементами промежуточной консультации с учителем); проведение непосредственно игры и подведение ее итогов.
Методические указания
Деловая игра «Судебный процесс» проводится на этапе формирования знаний по теме 1.2 " Обработка динамического контента ". Это допустимо, поскольку студенты уже встречались с процессом подготовки и создания презентаций в школьном курсе. Конечной целью игры является формирование представления о требованиях к содержанию и оформлению презентации.
За основу структуры урока-игры взят урок формирования знаний. В предлагаемом варианте судебного процесса нормы уголовно-процессуального кодекса (главы 36-39 УПК РФ) соблюдаются условно. Некоторые процессуальные моменты не применялись на уроке или заменены. В частности, изменена роль секретаря (секретарь оказывает консультативную помощь присяжным), свидетели отсутствуют, не ведется допрос подсудимых (как того требует УПК РФ). Слово Приговор заменено на Решение. С целью поддержания высокого уровня внимания количество "судей" увеличено до трех.
Стандартное время проведения деловой игры - 90 (80) минут.
Сокращение времени может выполняться за счет прений и самостоятельной работы.
На уроке, предшествующем «Судебному процессу» (можно раньше) студентам дается следующее задание на дом:
Подготовиться к судебному процессу по «Делу о Презентации».
Всей группе предлагается найти и прочитать материал о требованиях к подготовке и оформлению презентаций. Для слабых групп такой материал в необработанном виде предоставляется преподавателем (например требования подготовленные ВУЗ - ом или организаторами конференций. Пример представлен в папке Приложения).
Предлагаемые роли и задания для обучающихся:
Обвиняемые по делу:
Презентации по единой теме (3 шт.) в разной степени готовности к использованию - подбираются преподавателем из портфолио студентов. Фамилии авторов удаляются. Представлены в папке Презентации-Обвиняемые.
Судьи (3студента) - готовят изложение нового материала:
формулировки требований к структуре презентации, к содержанию презентации (очень кратко на уровне соответствия/не соответствия теме) и оформлению презентации;
критерии оценки презентации; примерное решение суда
следят за регламентом выступлений
Обвинители (3 студента) - каждый готовит "обвинительную речь" для "своей" презентации. в речи указываются какие требования нарушены
Адвокаты (3 студента) - каждый готовит "речь защиты" для "своей" презентации, в речи указываются какие требования выполнены и как именно
Секретарь (1 студент) - под руководством преподавателя подготавливает форму бланка с критериями оценки, раздаетучастникам процесса бланки с критериями оценки и помогает их заполнить и обработать
Присяжные заседатели (остальные студенты группы) - готовят конспект с требованиями к структуре, содержанию и оформлению презентаций.
Для наглядности участники процесса могут подготовить презентации к своим выступлениям (не более 1,5 мин.) (для конкретного урока этого не требовалось)
Регламент выступления - 1,5 мин
пример реализации домашнего задания представлен в папке Требования и Критерии
! Каждая группа студентов к своим ролям готовится отдельно. С формой бланка критериев до урока знакомится только судья, подготавливающий решение суда.
Судья 1 ведет процесс, разъясняет в начале судебного процесса основные процессуальные моменты, предоставляет слово участникам процесса, опрашивает заседателей о согласии/не согласии с защитой и обвинением по отдельным пунктам (требованиям), оглашает список требований к содержанию презентации.
Судья 2 оглашает список требований к оформлению презентации, участвует в подготовке решения
Судья 3 оглашает список требований к структуре презентации, по итогам судебного заседания (в конце урока) выносит решение.
Цель Обвинителя – объяснить какие требования нарушены и показать соответствующие примеры в презентации.
Цель Адвоката – показать и объяснить, какие требования соблюдены
Остальные студенты (можно им отвести роль присяжных) – заполняют на основании речей обвинения и защиты бланки критериев и обрабатывают их. На основании полученных результатов устанавливается "наказание" - срок, предоставляемый на доработку собственных презентаций. Судьи тоже заполняют бланки критериев и обрабатывают их
План урока:
Тема: “Требования к содержанию и оформлению презентации”
Формапроведения: Деловая игра «Дело о презентации»
Цели:
Обучающая: Сформировать представление о требованиях к структуре, содержанию и оформлению презентаций.
Развивающая: продолжить развитие коммуникативных умений (подготовка речей и устное выступление), совершенствование навыков самостоятельной работы (этап подготовки), повышение уровня профессиональной культуры (любой подготовленный информационный продукт должен соответствовать требованиям полностью, а не частично).
Воспитывающая: продолжить развитие таких качеств как добросовестность, ответственность за порученное дело, уважительное и корректное отношение к ближнему.
Методическая: освоение редко используемых форм проведения аудиторных занятий.
Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска или проекционный экран.
Демонстрационныйматериал: презентации на тему «Допечатная подготовка ...», презентации с требованиями (не обязательно), "Судебный процесс по делу о презентации".
Ход урока:
Орг.момент
Деловая играя начинается с краткой инструкции учителя. Рассказывает о целях проводимого урока (презентация "Судебный процесс по делу о презентации"), обращает внимание на допущенные ошибки и отклонения от нормального хода процесса. Говорится о нестандартной форме проведения занятия — форме судебного процесса. Слово передается Секретарю. Он приглашает и представляет участников процесса (Судью 1). Передает роль ведущего Судье 1. Все занимают заранее подготовленные места: судьи, обвинителя, защитника. Остальные занимают места в зале (возможно участие заседателей, эксперта).
Усвоение нового материала.
Судья открывает судебное заседание и оглашает, какое дело подлежит рассмотрению.
Судья 1: Судебное заседание объявляется открытым. Дело рассматривает судья (ФИО). Слушается «дело о презентации», полностью или частично нарушившей требования к содержанию и оформлению.
Подсудимыми по делу являются:
Презентация 1
Презентация 2
Презентация 3
Обвинителем по делу является …(ФИО), Адвокатом (Защитником) …(ФИО),
Потерпевшими – пользователи данных презентаций.
Судья 1: Все участники судебного разбирательства обращаются к суду «Уважаемый суд», к судье – «Ваша честь», дают показания и делают заявления стоя.
Судья 1: Судебное следствие объявляется открытым. Оглашаем требования к содержанию презентации.
Слово предоставляется Обвинителю… (выступает обвинитель)…
Слово предоставляется Адвокату…(выступает адвокат)…
(Идет изложение достоинств и недостатков презентации. Присяжные заполняют листы критериев).
Рассматривается Презентация 2
Слово предоставляется Обвинителю… (выступает обвинитель)…
Слово предоставляется Адвокату…(выступает адвокат)…
(Идет изложение достоинств и недостатков презентации. Присяжные заполняют листы критериев).
Рассматривается Презентация 3
Слово предоставляется Обвинителю… (выступает обвинитель)…
Слово предоставляется Адвокату…(выступает адвокат)…
(Идет изложение достоинств и недостатков презентации. Присяжные заполняют листы критериев).
Если остается время: самостоятельная работа с Презентацией 4 (5) – преподаватель в режиме демонстрации прокручивает презентацию а ВСЕ студенты заполняют бланки критериев самостоятельно.
Подведение итогов.
студенты обрабатывают бланки и определяют "наказание" согласно критериям
Секретарь собирает итоговую информацию: количество решений по каждой презентации
Возможное решение
пр 1
пр 2
пр 3
ОПРАВДАТЬ (доработка не обязательна)
ПРИВЕСТИ В НАДЛЕЖАЩИЙ ВИД ЗА 3 ДНЯ
ПРИВЕСТИ В НАДЛЕЖАЩИЙ ВИД ЗА 1 НЕДЕЛЮ
ПРИВЕСТИ В НАДЛЕЖАЩИЙ ВИД ЗА 10 ДНЕЙ
СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ
ПРИВЕСТИ В НАДЛЕЖАЩИЙ ВИД ЗА 2 НЕДЕЛИ
Итоговая информация передается судьям. Они формируют окончательное решение
Судья 1: Желают ли стороны дополнить судебное следствие?
Объявляются судебные прения. Выводы (резюме) со стороны Обвинителя и Защитника… - при наличии времени
Вопросы судьи присутствующим (в зависимости от оставшегося до конца урока времени).
Примерное решение суда:
Судья 3 (стоя): Прошу Всех встать. Исследовав все доказательства по делу, выслушав прения сторон, суд выносит решение без удаления в совещательную комнату:
Признать далее речь с решением суда.
Судья: Судебное заседание объявляется законченным. Дело закрыто.
В конце урока учитель подводититоги. Достигнуты ли цели урока. Задает вопросы присутствующим. Выставляет оценки.
Приложения:
Презентация для заставки к началу урока (содержащая тему, цели, обвиняемых)
Презентации - обвиняемые
Презентации с требованиями к структуре, содержанию, оформлению
Примерные выступления участников суда (Речи студенты готовили самостоятельно, преподаватель помог подкорректировать грамотность и стиль изложения)
Бланк критериев оценки.
Используемые источники:
http://www.ug.ru/old/ug_pril/gv/2000/11/case.htm (фрагмент деловой игры на тему «Разбирательство уголовного дела в суде» Автор: Галина ДАНИЛИНА, преподаватель Ульяновского техникума экономики и права)
http://pedsovet.su/load/15-1-0-33218 Планирование урока по информатике по теме "Вредоносные программы" Автор: Флеонов В.В. учитель МБОУ СОШ №26 г.Пенза
Программное обеспечение – Microsoft Power Point 2003
http://cmcrussia.ru/index.php?page=trebovaniya-i-rekomendatsii-po-podgotovke-prezentatsii-kejsa ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КЕЙСА
Методические рекомендации Пермского национального исследовательского политехнического университета, факультет: СПО
Методические рекомендации по подготовке мультимедийной презентации. Волго-Вятская академия государственной службы
Горлин Дмитрий 10 ЭФФЕКТИВНЫХ СОВЕТОВ КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
http://www.INTUIT.ru Системы презентаций
(http://www.univer5.ru/sotsiologiya/sotsiologiya-upravleniya-prakticheskiy-razdel-a.i.-kravchenko/Page-183.html А.И. Кравченко - Определение и компоненты деловой игры)