Тип занятия: занятие-практикум с элементами деловой игры
Вид занятия: практическая работа
Технология: проблемное обучение, групповая работа
Место занятия в теме – занятие проводится после изучения темы “Система управления базами данных”, изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.
Урок проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры. Ведущий - учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая дополнительные вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-деловая игра по MS Access »
АО "Финансовая академия"
Методическая разработка открытого занятия с элементами деловой игры Тема: "Зачётная работа по созданию баз данных"
Подготовила и провела:
преподаватель
Дубинина Э.К.
Рассмотрена на заседании
ЦК информационных технологий
Протокол № ___
от «__» ____________
Астана 2014 г.
Тип занятия: занятие-практикум с элементами деловой игры
Вид занятия: практическая работа
Технология: проблемное обучение, групповая работа
Место занятия в теме – занятие проводится после изучения темы “Система управления базами данных”, изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.
Оборудование:
компьютеры с операционной системой Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office.
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация в MS Power Point.
Карточки для проведения аукциона.
Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.
Таблички “Агентство недвижимости”, “Автосалон”.
Цели занятия.
Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Автоматизированная обработка экономической информации” в целом.
Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.
Задачи занятия:
учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;
воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры. Ведущий - учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая дополнительные вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку. За нарушение дисциплины взимаются штрафы. Баллы записываются в Бланк учёта результатов. (см. Приложение 3)
Ход занятия I. Организационный момент.
- Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Сегодня у нас заключительный занятие по базам данных. Ребята, мы изучаем тему, посвященную базам данных, не случайно. Вся информация в базах данных представлена структурно, в виде таблиц. Каждый элемент таблицы имеет своё назначение. Таблицы – компактная и удобная форма представления данных.
- Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается очень много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.
Прежде чем продолжить занятие, отметим присутствующих.
Тема сегодняшнего занятиеа: “Зачётная работа по созданию баз данных”.
Цель: Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Закрепить полученные знания по программе MS Access.
Представим, что здесь находится 2 группы единомышленников, которые решили заняться разными видами деятельности, в данном случае разными видами бизнеса:
Продажа квартир;
Продажа автомобилей;
Для дальнейшей работы вы разделены на 2 группы, в каждой группе есть капитан, так сказать начальник отдела, в обязанности которого входит организация работы коллектива. (Команды занимают свои места за ПК).
Так как сегодня заключительный занятие по данной теме, то мы с вами должны провести промежуточный контроль. Он будет проходить в форме тестирования на ПК (см. Приложение 6).
Основная часть занятия
1. Аукцион
Первый тур аукцион. Команды должны будут выбрать определённый лот, ответить на поставленный вопрос и тем самым получить баллы. Ответы должны быть полными. Первым отвечает тот, кто быстрее поднял карточку. Командам следует соблюдать дисциплину, за нарушение снимается 5 баллов.
Комплекс заданий для проведения аукциона (задания проецируются на экран) Вопросы для аукциона: 10-Что такое базы данных?
10-Перечислите компоненты программы Microsoft Access?
20-Перечислите способы создания таблиц, опишите один из способов.
20-Что такое запрос? Перечислите способы создания запросов.
30- Дана таблица базы данных:
номер
фамилия
имя
отчество
год рождения
класс
школа
1
Иванов
Семен
Иванович
1988
7 б
1
2
Петров
Петр
Сидорович
1987
7 а
1
3
Сидоров
Иван
Васильевич
1986
8 а
5
4
Катаев
Сергей
Иванович
1987
7 в
2
Вариант 1 Сколько числовых полей в таблице?Ответ: 3 Вариант 2 Сколько текстовых полей в таблице?Ответ: 4 30- Дана таблица базы данных:
номер
фамилия
имя
отчество
год рождения
класс
школа
1
Иванов
Семен
Иванович
1988
7 б
1
2
Петров
Петр
Сидорович
1987
7 а
1
3
Сидоров
Иван
Васильевич
1986
8 а
5
4
Катаев
Сергей
Иванович
1987
7в
2
Вариант 1 Какую строку будет занимать фамилия Иванов после проведения сортировки по возрастанию в поле класс?Ответ: 2 Вариант 2 Какую строку будет занимать фамилия Катаев после проведения сортировки по возрастанию в поле имя?Ответ: 4 40-Для чего необходимо ключевое поле в таблице? 40-Какие параметры необходимо устанавливать при создании запросов с параметром? 50-Установите соответствие
Термин
Структурный элемент БД
Макет таблицы
Несамостоятельный объект Access
Запись
Базовый объект Access
Поле
Структура таблицы
Таблица
Столбец таблицы
Форма
Строка
50- Заполните пустые клетки
Объекты БД
Назначение
Таблица
Печать данных
Запрос
Ввод, просмотр данных
Практический тур
Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.
В практическом туре вы должны будете показать свои умения и навыки по работе с базами данных. Каждая группа должна выполнить определенные задания (создать запрос, отчёт, форму ит.п.) по доставшейся ей отрасли, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить данная база данных.
Капитаны групп получите конверт с заданием. Конверт выбирается случайным образом. (см. Приложение 1,2)
Содержимое конвертов.
1) вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;
2) вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;
3) карточки-задания.
Конкурс капитанов
- Капитаны, пока ваши команды выполняют задание, вы также должны
будете выполнить работу, т.е. параллельно у нас будет проходить конкурс капитанов. (см. Приложение 4,5)
Самостоятельная работа
Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к работе с базами данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.
III. Подведение итогов занятия
Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека.
Как вы думаете, достигли ли вы цели занятия?
Слово предоставляется ребятам.
Учитель. Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель занятия достигнута. Тема “Создание баз данных средствами MS Access” вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.
IV. Работа по промежуточному контролю (тесты в программе HYPER TEST) V. Домашнее задание Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов