Теория: « ОС класса Windows: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам.
Теория: « ОС класса Windows: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам.
ТЕМА: Теория: « ОС класса Windows: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам.
Практика: Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств, программного обеспечения. Папки на рабочем столе. Кнопка «Пуск». Уход за компьютером. Выполнение упражнений».
Цели урока:
1.Образовательная – организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученной информации по теме урока №12;
Сформировать представление об информационных объектах системной среды Windows;
Научить базовой технологии работы в операционной среде Windows;
2. Развивающая – создать условия для развития синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого);
3.Воспитательная – создать условия для воспитания информационной культуры, интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теория: « ОС класса Windows: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам. »
10 класс, 1-й год обучения
Тип урока: Комбинированный: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала + учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности
Урок № 13
ТЕМА: Теория: « ОС класса Windows: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам.
Практика: Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств, программного обеспечения. Папки на рабочем столе. Кнопка «Пуск». Уход за компьютером. Выполнение упражнений».
Цели урока:
1.Образовательная – организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученной информации по теме урока №12;
Сформировать представление об информационных объектах системной среды Windows;
Научить базовой технологии работы в операционной среде Windows;
2. Развивающая – создать условия для развития синтезирующего мышления (развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого);
3.Воспитательная – создать условия для воспитания информационной культуры, интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Все, что записано после знаков ***, или после фразы «Материал для запоминания», или красным цветом символов, или в распечатанном материале более светлым цветом символов – записывается в конспект.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний учащихся.
4.Объяснение нового материала.
5.Первичное закрепление изученного материала.
6.Домашнее задание.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
1.Организационный момент
Перед началом урока записать тему урока на доске. Приветствие.
Отмечаются отсутствующие.
Мотивация учащихся, постановка целей.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть вопросы: ОС класса Windows: виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам.
Папки на рабочем столе. Кнопка «Пуск». Уход за компьютером. Выполнение упражнений».
2.Проверка домашнего задания.
Вопросы учащимся:
назначения команд меню и диалоговых окон Norton Comander;
назначение программ-оболочек.
3.Актуализация знаний учащихся.
К самому слову «Пользователь» у нас как-то незаметно выработали несколько презрительное отношение. И в голову никому не приходит, что стать настоящим Пользователем – это тоже труд. И хороший, квалифицированный Пользователь, владеющий многими программами и, главное, умеющий самостоятельно ориентироваться и в программном мире, и в аппаратном мире – на вес золота. Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали именно такими – на вес золота…
3.Объяснение нового материала.
Теория:
Windows 3.1/ 3.11
Операционная система Windows’95
*** Операционная система – комплекс программ, обеспечивающих: 1) управление устройствами компьютера, 2) ЗАПУСК И ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММ, 3) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И КОМПЬЮТЕРА.
Windows’95 – это графическая, 32-разрядная, многозадачная, сетевая система. Она содержит:
операционную систему;
файловую систему для организации работы с файлами и папками;
прикладные программы, такие как текстовые и графические редакторы, средства связи, калькулятор, мультимедийные средства и пр.
Windows позволяет организовать печать, обмен факсами, содержит встроенную почту, поддержку сети, позволяет использовать многозадачный режим, длинные имена файлов.
Для нормальной работы Windows’95 обычно рекомендуется компьютер не хуже Intel 486 DX2 с частотой 66 МГц и 8 Мб оперативной памяти.
1. Основные технологические принципы построения Windows
Принцип Plug and Play ("включи и работай"), благодаря которому не требуется специальная настройка имеющегося оборудования компьютера.
Принцип Point and Click (указать и щелкнуть) используется для выбора пункта меню, команды, выделения объектов и пр. Выполняется: указатель мыши перемещается на элемент и наживается левая кнопка мыши.
Принцип Drag and Drop (переместить и оставить) используется для копирования или перемещения объектов. Выполняется: выделить объект, нажать левую кнопку, не отпуская ее, перетащить объект на новое место, отпустить кнопку.
Принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get - Что видите, то получите). Принцип используется в приложениях, написанных для системы. ЭН означает, что страница документа выглядит так, как она будет напечатана на бумаге.
Технология OLE (связывание и встраивание объектов). Позволяет встраивать и редактировать совместно документы разных типов.
2. Основные объекты
В системе Windows'95 существует большое количество объектов. Любой объект имеет имя, графическое обозначение (пиктограмма, иконка, значок) и свойства. Имя и значок позволяют отличать данный объект от других. Свойства определяют характеристики объекта, его возможности и поведение. Пользователь может влиять на состояние объекта, изменяя его свойства.
Объекты, с которыми работает Windows'95, следующие:
документ – это объекты, содержащие любую информацию: тексты, рисунки, звуки и т.д.. Развитие мультимедийных возможностей компьютера привело к тому, что в некоторых документах могут содержаться, например, движущиеся изображения и звук. Значок документы – листочки бумаги с загнутым уголком;
программа – служит для обработки документов, часто программу называют приложением. Приложения, выполняемые под Windows'95, делятся на два класса: 1) разработанные специально под Windows; 2) разработанные под MS DOS. Большинство из них работают в среде Windows или непосредственно или в режиме эмуляции DOS. Между отдельными программами и документами существует связь, например, редактор Pad работает с текстовыми документами; редактор Paint обрабатывает графические документы. Каждое приложение имеет свой значок;
папки содержат группы однотипных документов или приложений. Папки могут содержать другие папки, а также могут быть пустыми;
ярлыки связаны с выполняемыми приложениями. Значок ярлыка содержит в нижнем углу стрелку.
К более крупным объектам, которые могут содержать папки, приложения, документы, ярлыки относятся Рабочий стол, Корзина, Портфель и некоторые другие.
На Рабочем столе, который появляется после запуска Windiws'95, размещаются все объекты. Поверхность стола можно оформить в соответствии со своим вкусом, например, изменяя его цвет, обои, расположение и состав объектов.
В Корзину помещают ставшие ненужными объекты. При необходимости их можно извлечь оттуда. После очистки Корзины помещенные туда объекты становятся недоступными.
Портфель служит для переноски документов на другой компьютер.
Рассмотренные объекты являются логическими, т.к. не соответствуют никакой отдельной аппаратной части компьютера. В противоположность логическим объекты, физические связаны с реально существующими устройствами. Это дисководы, принтер, факс, клавиатура, монитор, CD-ROM и другие.
Все физические объекты объединяются в один объект, названный "Мой компьютер".
Объект "Мой компьютер" содержит также специфическую логическую компоненту – Пультуправления, Пульт оформлен как папка, в которой хранятся настройки компьютера.
В нижней части Рабочего стола находится Панель задач. На панели задач имеется кнопка Пуск, которая содержит главное меню.
Если неизвестно назначение какого-либо значка, необходимо щелкнуть на нем правой кнопкой и из контекстного меню выбрать пункт Свойств
3. Работа с мышью.
Указатель мыши имеет разный вид в зависимости от режима работы.
Вид указатели
Название режима
Действия
ö
Основной режим
Windows ждет щелчка
ô ó
Изменение вертикальных и горизонтальных размеров
Увеличение или уменьшение размеров окна
6
Система недоступна
Режим ожидания окончания работы программы
õ6
Фоновый режим
Программа работает, можно выполнять еще что-нибудь
I
Точка ввода
Можно печатать текст
Æ
Операция невозможна
?ñ
Справка
Щелчок для получения справки
4, Операции с мышью
Выбор объекта (указать объект) – установить указатель мыши на объекте.
Щелчок. Порядок выполнения: указать объект, щелкнуть левой кнопкой мыши.
3. Перетащить и оставить. Порядок выполнения: указать объект; щелкнуть левой кнопкой мыши; удерживая ее нажатой, перетащить объект; отпустить кнопку.
4. Выделение объектов.
- выделение одного объекта: указать объект; щелкнуть;
- выделение группы рядом стоящих объектов: указать левый угол рамки, растянуть ее вокруг объектов;
или нажать клавишу [Shift] и выделить первый и последний объекты
- выделение группы объектов, находящихся не рядом: нажать клавишу [Ctrl] и щелкнуть по каждому выделяемому объекту.
5.Средства диалога с Windows'95
Меню и окна – основные средства диалога с Windows'95. Существуют следующие типы меню.
Главное меню. Вызывается при нажатии кнопки Пуск. Содержит как правило 7 пунктов:
Программы – содержит перечень приложений, имеющихся в компьютере;
Документы – содержит перечень всех недавно открытых документов;
Настройка – содержит подменю для настройки периферийных устройств;
Поиск – служит для поиска файлов и папок;
Справка – содержит полную справочную информацию;
Выполнить – позволяет быстро запустить программу для выполнения;
Завершение работы – содержит подменю выбора условий окончания работы.
Некоторые пункты меню содержат каскадное меню, которое является исчезающим меню и появляется после задержки на некоторых пунктах главного меню.
Контекстное меню появляется при щелчке правой кнопкой на каком-либо объекте. Пункты меню зависят от типа объекта.
Спускающееся меню вызывается из строки меню, которая располагается в любом окне. Меню является фиксированным, т.е. его пункты обычно не зависят от типа окна. Особенности пунктов меню:
- серый цвет пункта меню означает, что он недоступен в данный момент;
- подчеркнутая буква – это "горячая клавиша", для выбора пункта достаточно нажать горячую клавишу. Например, для выбора пункта меню "Закрыть" достаточно нажать клавишу [З];
- многоточие после пункта меню означает, что появится окно для ввода дополнительной информации;
- название клавиши или комбинации клавиш справа от пункта – это клавиши быстроговызова. Например, чтобы выбрать пункт Файл/Сохранить, достаточно нажать клавиши [Shift+F12];
- если перед пунктом меню есть "галочка" (Ú), то он является переключателем. Щелчок на пункте выключает/включает команду, представленную пунктом меню;
- если перед пунктом меню стоит символ · , то пункт входит в группу полей выбора. Кружок помечает выбранный вариант.
Способы выбора пунктов меню:
щелкнуть на названии;
выбрать пункт и нажать клавишу [Enter];
нажать горячую клавишу;
нажать клавишу быстрого вызова.
Выход из меню: нажать клавишу [Esc]; или щелкнуть вне меню.
Важнейшей особенностью Windows является наличие окон. Окна – это выделенные участки экрана, в каждом из которых может выполняться самостоятельная задача. Наличие системы окон позволяет использовать несколько программ одновременно. Переключение между задачами производится щелчком мыши в соответствующем окне или при нажатии клавиш [Alt+Tab].
Различают три типа окон: окно программы; окно документа; диалоговое окно.
Каждое окно снабжено заголовком. Заголовок активного окна – синий. Окна открываются двойным щелчком на соответствующем объекте. Окна приложения и документа имеют 3 варианта представления: полноэкранное; нормальное ( окно занимает часть экрана); пиктограмма (в виде значка). Для изменения варианта представления окон используются кнопки справа в зоне заголовка.
Диалоговые окна служат для ввода дополнительной информации. Они имеют некоторые особенности. Существуют 3 типа диалоговых окон: окна-сообщения, в которых просто выводятся сообщения системы; окно-выбор для выбора параметров; окно ввода.
В двух последних окнах используются следующие средства ведения диалога:
Командные кнопки: ОК – выполнить команду; Отмена; Справка.
Поле ввода текстовых или числовых значений. Для ввода необходимо щелкнуть в поле, получив курсор I.
Независимый переключатель. Позволяет сделать выбор между вкл/выкл (да/нет). o – режим включен; ý – режим выключен.
Зависимый переключатель. Позволяет сделать выбор из двух или более вариантов исполнения какой-либо функции или возможных значений какого-либо параметра. Выбранный вариант помечается .
Демонстрационное окно позволяет просмотреть содержимое документов.
Диалоговые окна с изобилием функций снабжают ( вкладками ) подокнами. Выбор вкладки производится щелчком.
6.Операции с окнами
открытие окна производится двойным щелчком на объекте;
изменение размеров окна: потянуть за правый нижний угол окна;
изменение ширины или высоты: указать на вертикальную или горизонтальную границу окна, получив курсор « или b соответственно, потянуть;
для перемещения окна выделить заголовок и потянуть;
чтобы свернуть окно на Панель задач следует нажать кнопку ;. Программа или документ, связанные с окном остаются активными;
чтобы развернуть окно на весь экран, надо нажать кнопку ;
для закрытия окна нажать кнопку x;
для упорядочивания окон надо щелкнуть правой кнопкой на панели задач, в меню выбрать варианты расположения окон: каскадом, сверху вниз, слева направо.
5.Первичное закрепление изученного материала.
Вопросы учащимся:
Перечислите и охарактеризуйте основные сходства и отличия ОС.
Какие требования к аппаратным ресурсам предъявляются для установки Windows?
6.Домашнее задание.
Выучить весь изученный на этом уроке материал.
Практика: Подготовка к работе вычислительной техники и периферийных устройств, программного обеспечения. Папки на рабочем столе. Кнопка «Пуск». Уход за компьютером. Выполнение упражнений».
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
На сегодняшнем занятии мы с Вами ознакомились с различными версиями Windows
Затем рассмотрели вопросы:
виды, возможности, основные сходства и отличия, требования к аппаратным ресурсам Windows.
Спасибо за работу, вы сегодня молодцы. Чтобы Вы ушли с урока с хорошим настроением, я Вам включу негромко музыку.