kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Информационная безопасность в компьютерных сетях. Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Информационная безопасность в компьютерных сетях. Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Информационная безопасность в компьютерных сетях. Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.»

6


Информатика, 9 «А» класс

Сабақ/урок №1

мерзімі/дата 3.09.2016

Тема: Информационная безопасность в компьютерных сетях. Законодательство Республики Казахстан в сфере защиты информации.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • Познакомить с информационной безопасностью, этикой и правом.

  • Ознакомить с законами РК об авторских правах на интеллектуальную собственность и защите информации.

  • Научить применять свои знания на практике.

  • Воспитывать интерес к предмету.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • Логическое мышление, внимание, память.

  • Развивать кругозор детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • развитие познавательного интереса

ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. (Сообщение темы, целей и задач урока.)

2. Актуализация знаний.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

  1. Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

  2. Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

  3. Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./

  4. Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

3. Изучение новой темы.

Учащиеся изучают инструкцию безопасности и правила поведения в кабинете ВТ. Заполняют журнал техники безопасности. После этого переходим к лекции.

Информационная безопасность и способы защиты информации

Информационная безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

 

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов:

·                     I этап — до 1816 года — характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

·                     II этап — начиная с 1816 года — связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электро- и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения с последующим декодированием ринятого сообщения.

·                     III этап — начиная с 1935 года — связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.

·                     IV этап — начиная с 1946 года — связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность компьютеров. Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.

·                     V этап — начиная с 1965 года — обусловлен созданием и развитием локальныхинформационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединенных в локальную сеть путем управления доступом к сетевым ресурсам.

·                     VI этап — начиная с 1973 года — связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьезнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей — хакеров. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности — важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право — новая отрасль международной правовой системы.

·                     VII этап — начиная с 1985 года — связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить, что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности.

 

Проблемы информационной безопасности

Регулярно в сфере информационных технологий мы сталкиваемся с проблемой безопасности необходимой нам информации. Решение проблем информационной безопасности, возможно, достичь только в комплексе с информационной безопасностью в обществе. Законодательство Интернета должно следовать из социальных нормативов. Выделяют три основные проблемы в сфере компьютерной безопасности.

  • Гуманитарные проблемы обеспечения информационной безопасности

  • Научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности

  • Проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности

 

Компьютерная этика

В самом общем смысле компьютерная этика занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответствующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.

Компьютерная этика представляет собой область междисциплинарного исследования и включает рассмотрение технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:

1) проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники;

2) проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова применительно к области информационных технологий;

3) группа проблем, связанных с появлением компьютерных преступлений, определением статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.

Содержание отдельных кодексов отличается друг от друга, но в их основе лежит некоторый инвариантный набор моральных установок, которые условно могут быть сведены к следующим:

1) не использовать компьютер с целью повредить другим людям;

2) не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных сетей;

3) не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования;

4) не использовать компьютер для воровства;

5) не использовать компьютер для распространения ложной информации;

6) не использовать ворованное программное обеспечение;

7) не присваивать чужую интеллектуальную собственность;

8) не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации;

9) думать о возможных общественных последствиях программ, которые Вы пишете, или систем, которые Вы разрабатываете;

10) использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Закон РК от 10.06.1996 №6-1 «Об авторском праве и смежных правах» (извлечения) – регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений.

Статья 2. Основные понятия

  • авторфизическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

  • авторское право – имущественные и личные неимущественные права автора;

  • интеллектуальная собственность – это собственность на объективированные результаты творческой деятельности;

  • исключительное право – имущественное право автора или обладателя смежных прав на использование произведения, исполнения, фонограммы, передачи любым способом по своему усмотрению в течение срока, установленного настоящим Законом;

  • неисключительное право – когда одновременно с обладателем авторского права и смежных прав другое лицо может использовать произведение, имея на то соответствующее разрешение автора, кроме случаев, установленных настоящим Законом;

  • программа для ЭВМнабор инструкций или правил, выраженных словами, цифрами, кодами, символами, знаками, диаграммами или в какой-либо другой форме, которые могут быть использованы в ЭВМ или другим компьютерным устройством с целью выполнения заданной функции …с целью достижения желаемого результата…

Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права

  • п.1 Объектами авторского права являются:

    • 1) литературные произведения…

    • 12) программы для ЭВМ…

  • п.2 Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в т. ч. операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Статья 16. Имущественные права

  • п.1 Автору или иному обладателю авторских прав на произведение принадлежат имущественные (исключительные) права на использование этого произведения в любой форме и любым способом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О лицензировании»  изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2012 г.)

( 7 глав, 52 статьи).

Статья 22. Лицензирование деятельности в сфере информатизации и связи

1. Наличие лицензии требуется для занятия следующими видами деятельности:

1) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

2) предоставление услуг в области связи.

Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:

местная телефонная связь;

междугородная телефонная связь;

международная телефонная связь;

услуги доступа к сети Интернет;

спутниковая подвижная связь;

сотовая связь (с указанием наименования стандарта);

мобильная телекоммуникационная связь (в том числе услуги подвижной радио (радиотелефонной) связи, транкинговой и пейджинговой связи);

Условия и порядок выдачи лицензий на занятие деятельностью в области связи, в том числе на конкурсной основе, определяются законодательством Республики Казахстан.

2. Не требуется получение лицензии для осуществления деятельности:

1) физическими и юридическими лицами, не имеющими собственного либо арендуемого сетевого или коммутационного оборудования и предлагающими пользователям услуги других операторов связи, действующих на основании соответствующих лицензий.

Отношения между такими лицами и оператором связи регулируются заключенными договорами, структура которых должна быть согласована лицензиаром. Посредники обязаны предоставлять услуги под торговой маркой оператора связи, с которым заключен договор. При этом ответственность за качество предоставляемых потребителям услуг и исполнение условий действия лицензии несет оператор связи;

2) по созданию и эксплуатации сетей, предназначенных для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, в том числе с использованием радиочастотного спектра без предоставления услуг связи третьим лицам, а также без использования услуг связи, предоставляемых на территории Республики Казахстан операторами связи - нерезидентами Республики Казахстан;

3) по созданию и эксплуатации сетей мобильной телекоммуникационной связи (в том числе подвижной радио (радиотелефонной), транкинговой и пейджинговой связи), не имеющих присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования и предназначенных для реализации основного вида деятельности, не связанного с предоставлением услуг связи.

Для использования полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта, уполномоченным органом в области связи выдается разрешение на использование радиочастотного спектра в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области связи.

 

В статью 23 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 320-III (введены в действие с 09.08.2007 г.) (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)


4. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать

За активную работу на уроке получают оценки: ___________

5. Домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Ермагамбетов Амангельды Мырзаканович

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства