kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока «Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация среди нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация среди нас» разработана с учетом требований ФГОС ООО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация среди нас»»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Кононенко Наталия Владимировна

Место работы: МБОУ г. Астрахани «СОШ №54»

Класс: 5

Учебник: Л.Л. Босова, «Информатика и ИКТ»

Тема урока: «Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация среди нас».

Тип урока: урок освоения новых знаний

Целевые установки на достижение результата:

  • личностные: формирование интереса к информатике и ИКТ, правилах поведения в компьютерном классе и при работе за ПК.

  • метапредметные: формирование умения анализировать текстовую и графическую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации. Развитие логического мышления через установление причинно-следственных связей.

  • предметные: формирование представления о понятии «информация», видах информации по способу восприятия и по форме представления, действиях с информацией, правилах техники безопасности.

Ученик научится:

работать с учебником, получит представление о предмете информатика и об информации, действиях с информацией, правилах поведения в компьютерном классе и при работе за ПК.

Ученик получит возможность научиться классифицировать информацию по форме представления и получения.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf (анимация – органы чувств – соотношение видов информации)

Структура и ход урока


Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

Проверяют, все ли принадлежности для урока лежат на парте.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, подтянитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

А теперь, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Молодцы! Готов весь класс.

Начинаем мы сейчас.

формирование представления о требования к организации рабочего места

знать основы здорового образа жизни

2. Постановка целей, задач урока. Мотивация обучающихся

Высказывают свои оценочные суждения.

Проводит активный метод обучения «Похвали себя»

Ребята, прежде чем начать нашу работу, скажите о себе что-нибудь хорошее, похвалите себя.


повышение самооценки обучающихся, развитие Я - концепции


Высказывают свое мнение, формулируют тему и цели урока, делают выводы, записывают тему урока в тетрадь.


Организует диалог с обучающимися.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Выдвигает проблему. Подводит итог: озвучивает тему и цель урока

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова Натана Ротшильда: "Кто владеет информацией, тот владеет миром".

Как вы понимаете это выражение?

Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке? Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Давайте сравним ваш вывод с текстом учебника на с.5

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Информация вокруг нас».

Как вы думаете, что мы должны выяснить об информации? Какие задачи поставим перед собой?


мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Высказывают свои ожидания и опасения.

Проводит активный метод обучения «Прогноз погоды»

Сейчас мы узнаем, какая погода будет сегодня на уроке – пасмурная или солнечная. Подумайте, что вы ожидаете, что хотели бы получить от сегодняшнего урока и чего опасаетесь. Свои ожидания выразите, взяв солнышко, если есть опасения – выберите тучку. Теперь выскажите свои ожидания и опасения. Ребята, в конце урока мы выясним, оправдались ли ваши ожидания, исчезли ли опасения.


самоопределение образовательных целей, развитие Я - концепции

3. Актуализация знаний

Высказывают свое мнение.

Выбирают более подходящее определение,

обосновывают свой выбор. Находят в тексте учебника понятия, сравнивают найденную информацию. Записывают определение в тетрадь.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний из личного опыта обучающихся, дает задание на поиск необходимой информации в учебнике, организует самостоятельную работу с учебником.

А что такое, по-вашему, информация? Откуда она берется?

Заглянув в толковые словари, энциклопедии, мы встретим следующие определения:

Википедия

Информация (от лат, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Словарь Ожегова

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Большой Энциклопедический словарь

Информация – это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.);

Выберите то определение, которое вам понравилось, которое, по вашему мнению,

больше подходит к нашему предмету. Выскажите свое мнение.

Найдите определения понятия информации в учебнике (с.5, с.8), сравните их, выберите, на ваш взгляд, более правильное. Кто нашел, зачитайте. Какое определение наиболее удобно использовать? Обоснуйте свой ответ.

Информация — это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение. Мы под словом информация будем понимать: сведения об окружающем мире. Запишите это определение к себе в тетрадь.

умение работать с учебником, получит представление о предмете информатика и об информации; понимание смысла понятия «информация» и широту сферы его применения

формирование умения работать с различными источниками информации, формулировать и высказывать свое мнение

4. Первичное усвоение новых знаний.

Отвечают на вопросы учителя, заканчивают предложения, приводят примеры.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, проводит параллель с жизненным опытом обучающихся, с ранее изученным материалом.

Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов.

С помощью чего человек воспринимает всю эту информацию?

Какие органы чувств человека вы знаете?

Давайте вспомним, какие виды информации соответствуют органам чувств. Закончите предложения:

Глазами люди воспринимают … информацию.

Приведите примеры, в которых человек получает визуальную информацию.

Органы слуха доставляют … информацию

Приведите примеры звуковой информации.

Органы вкуса несут …информацию.

Какой вкус мы можем чувствовать?

Приведите примеры вкусовой информации.

Все ли виды информации мы назвали?

знать органы чувств человека, с помощью которых человек воспринимает информацию; устанавливать соответствие между органами чувств и видом информации;

знать виды информации по способу восприятия

строить логическое рассуждение; устанавливать соответствие, сопоставлять и отбирать информацию; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, владеть устной и письменной речью



Проводит практическую работу. Обеспечивает положительную реакцию детей на деятельность одноклассников.

Выдвигает проблему.

Подводит обучающихся к выводу.

Вызываются несколько человек. Завязывают им глаза, дают в руки различные предметы. При завязанных глазах необходимо определить состояние предмета с помощью пальцев рук.

Органы осязания позволяют получить …информацию.

Итак, что мы можем ощущать как тактильную информацию?

Дайте самостоятельно определение последнему виду информации. Приведите примеры.

Как вы считаете, с помощью какого органа чувств человек получает больше всего информации? Объясните свой ответ.

Проверьте себя, просмотрев ролик.

демонстрация ресурса: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9ed0038e-d781-44a5-8486-bb1fb25fc030/%5BINF_010%5D_%5BAM_02%5D.swf (анимацияорганы чувствсоотношение видов информации)

Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией.

5.Первичная проверка понимания.



Обобщают материал. Выполняют задания по карточкам. Высказывают свои предположения в паре.

Осуществляют взаимопроверку.

Организует закрепление материала, работу в парах. Формулирует задание.

Контролирует выполнение работы.

Какая информация бывает по способу восприятия?

Следующее задание будете выполнять в парах. Давайте вспомним, как мы должны работать в парах?

Назовите чувства и органы чувств человека, с помощью которых он получает следующие виды информации. Заполните таблицу. (Приложение 2)

знать органы чувств человека, с помощью которых человек воспринимает информацию; устанавливать соответствие между органами чувств и видом информации;

знать виды информации по способу восприятия; применять полученные знания в практической деятельности

выстраивать стратегию поиска решения поставленной задачи; устанавливать соответствие, сопоставлять и отбирать информацию; организация и осуществление сотрудничества; учёт позиции партнёра


Выполняют задания по карточкам. Осуществляют самопроверку.

Предлагает индивидуальные задания. Контролирует выполнение работы.


Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по-вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) является наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? Установи соответствие. (Приложение 3)

6. Усвоение новых знаний.


Отвечают на вопросы учителя,

работают с карточками,

отгадывают загадки, слушают музыку, просматривают фрагмент мультфильма.

Формулируют выводы наблюдений.


Организует исследовательскую работу.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Подводит обучающихся к выводу о видах информации по форме представления.


В зависимости от формы представления информации, можно выделить несколько видов информации. Каких, мы сейчас выясним. Проведем исследование. В процессе всей работы вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать выводы и определить виды информации по форме представления.

На парте у вас лежат три карточки. (Приложение 4)

1 карточка. Прочитайте. Что это? Отгадайте их.

2 карточка. Определите, что могут означать следующие записи.

3 карточка. Что изображено на карточке?

Внимательно послушаем, какие звуки живут в данный момент рядом с нами. (Включается запись: пение птиц, классическая музыка).

Сейчас посмотрите фрагмент мультфильма.

классифицировать информации по форме представления и получения.

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами





А теперь скажите, как можно назвать одним словом то, что мы с вами исследовали?

Правильно, информация. Информация была представлена в различной форме.

Какой можно сделать вывод?

Как может быть представлена информация? Вспомните все, что мы сейчас делали.

7.Первичное закрепление.


Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы.

Проводит блицтурнир.

В каком виде представлена информация в таблице умножения?

Вид представления информации в передаче по радио?

Казаки пишут письмо султану.

В каком виде получит султан информацию?

В каком виде представлена информация на картине?

На обложке книги под названием помещена картинка. Назовите вид информации?

Вид представления информации по телевизору?

применять полученные знания в практической деятельности;

знать виды информации по форме представления

отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

8. Релаксация

Изображают воздух, землю, огонь, воду.

Проводит релаксацию обучающихся

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Ребята, изобразите ….

  1. Воздух

  2. Землю

  3. Огонь

  4. Воду


снятие напряжения, усталости

9. Усвоение новых знаний.


Делят объекты на группы. Анализируют.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в группе. Доказывают свою точку зрения.


Организует работу в группах.

Обеспечивает положительную реакцию детей на выступление одноклассников. Организует проверку выполненного задания. Побуждает к высказыванию мнения.


Что включает в себя понятие действия с информацией? Распределитесь на группы (две соседние парты). Каждая группа получила конверт с различными действиями.

Распределите эти действия на две группы: что относится к действиям с информацией, а что – к действиям с продуктами, вещами. (Приложение 5)

А теперь сравним, как вы должны были распределить эти действия:

Есть ли группы, которые выполнили это задание по-другому?

Давайте проверим. Какая группа готова выступить? Поясните свою точку зрения.

различать действия с информацией и действия с продуктами, вещами

организация и осуществление сотрудничества; учёт позиции партнёра;

владеть устной и письменной речью


Высказывают свои предположения. Ищут информацию в тексте. Сравнивают свои предположения с выводом в учебнике.

Подводит обучающихся к выводу о том, какие действия человек может совершать с информацией.

Дает задание на поиск информации в тексте учебника

Итак, подумайте, какие же действие человек может совершать с информацией.

Сравните свои предположения с выводом в учебнике. Найдите и зачитайте, какие действия с информацией совершает человек.

знать, какие действие человек может совершать с информацией.

10.Первичное закрепление.

Осуществляют самопроверку.

Проводит игру «Светофор», осуществляет обратную связь.

У каждого из вас на столе лежат карточки красного, желтого, зеленого цвета. (Приложение 6) Я вам буду называть действия. Если перечисленные действия будут являться действиями с информацией, поднимаете карточку зеленого цвета, в другом случае – карточку красного цвета, если вы сомневаетесь – карточку желтого цвета.

различать действия с информацией и действия с продуктами, вещами

развитие навыков самоконтроля, самооценки

Техника безопасности и организация рабочего места.

Озвучивают правила техники безопасности, которые уже известны. Знакомятся с правилами техники безопасности и организации рабочего места.

Знакомит с правилами техники безопасности и организации рабочего места

Для того, чтобы на следующих уроках каждый из вас работал на компьютере, необходимо знать правила по технике безопасности. Какие правила вам уже известны?

знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места,

соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни;

знать основы здорового образа жизни

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выбирают домашнее задание из предложенных вариантов, записывают.

Дает комментарий к домашнему заданию.


Вспомнить, повторить сегодняшний материал вы сможете в учебнике на с.5-8. Предлагаю вам выбрать себе домашнее задание.


Задание 1.

РТ: №1, №2 – стр.3

Задание 2.

Составить кроссворд на тему «Виды информации».

Задание 3.

Придумать интересные задачки, в которых были бы допущены ошибки по технике безопасности.


-развитие навыков самоконтроля

12.Рефлексия (подведение итогов занятия)


Отвечают на вопросы теста.

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Проводит тест. Организует самопроверку.

Вот и подходит к концу наш урок. У каждого из вас на столе лежат тесты. (Приложение 7) Тест содержит вопросы по теме нашего урока. Самостоятельно ответьте на вопросы, отметив галочкой правильные ответы.

Прежде, чем мы узнаем правильные ответы, попробуйте себя оценить. Поставьте в верхнем правом столбце ! – если вы считаете, что на все вопросы ответили верно, * - если сомневались при ответах, ? – если не ответили на некоторые вопросы.

Далее учитель или обучающиеся называют правильные ответы.

Сейчас вам придется оценить себя еще раз. Если у вас нет ошибок, поставьте в нижнем правом столбце!, одна - две ошибки - *, больше двух ошибок - ?. Посмотрите, совпала ли ваша первоначальная оценка с результатом после проверки.


развитие навыков самоконтроля, самооценки; владеть устной и письменной речью



Высказывают, что получилось, что не получилось и почему.

Проводит активный метод обучения «Прогноз погоды»

Узнаем, какая погода у нас в классе в конце урока – пасмурная или солнечная. Если ваши ожидания оправдались, поднимайте солнышко. Если остались опасения, поднимайте тучку. Теперь выскажите свое мнение.



Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Высказывают свое мнение.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Каждый из вас получил шкатулку. (Приложение 8) Как правило, в шкатулках люди хранят все самые дорогие и ценные вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те знания, умения, которые приобрели на этом уроке.

Надеюсь, что каждый из вас положил в свою шкатулку частичку своих знаний и умений. Давайте объединим наши сокровища.

Закончить наш урок я хотела бы игрой в прилагательное. Назовите по одному прилагательному, который бы описал наш сегодняшний урок.

Всем спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кононенко Наталия Владимировна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства