kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 9 классе по учебнику Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Алгоритмическая структура «выбор» в системе КУМИР.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Основные понятия: Алгоритм.  Способы записи алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вы­вод данных. Вычисление значений функций.  Правила записи  операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, выбора вариантов. Полное, неполное и вложенное ветвление.  Простые и сложные условия. Логические операции. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодиро­вание — отладка — тестирование.

Ресурсы: 

- Учебник;

- Рабочая тетрадь;

- Презентация Power Point;

 - Компьютерный практикум «Исследование алгоритмических структур ВЕТВЛЕНИЕ и ВЫБОР»

 - Раздаточный материал

  с примерами  программ в КУМИР для домашней работы.

Просмотр содержимого документа
«ВыборЛР»

Исследование алгоритмических структур ВЕТВЛЕНИЕ и ВЫБОР

Две блок-схемы и программы для вычисления значений функции У(Х) в зависимости от заданного с клавиатуры значения Х:


самопроверка

х

у

-3

9,00

-2

4,00

-1

1,00

0

0,00

1

2,52

2

2,73

3

0,42

4

-2,27

5

0,85

6

2,88

7

2,26

8

-0,44

9

-2,73

10

-2,52

11

0,01

12

2,53
















алг вычисление функции Вложенное Ветвление
нач вещ x, y
. вывод "введите значения аргумента х "
. ввод x
. если x0
. . то y:=x*x
. . иначе если x4
. . . . то y:=3*sin(x)
. . . . иначе y:=3*cos(x)
. . . все
. все
. вывод нс, "значение функции =",y
кон



алг вычисление функции Выбор
нач вещ x, y
. вывод "введите значения аргумента х "
. ввод x
. выбор
. . при x0: y:=x*x
. . при x 0 и x4: y:=3*sin(x)
. . при x4: y:=3*cos(x)
. все
. вывод нс, "значение функции =",y
кон

Самостоятельная работа.

  1. Проект «Отметка», который позволяет выставлять отметку в зависимости от количества ошибок.

  2. По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели ( 1 – пн, 2 – вторн,.., 4-четверг)

  3. Программа, позволяющая по последней цифре числа определить последнюю цифру ее квадрата.

Просмотр содержимого документа
«РаздатВыбор»

|Если введенное с клавиатуры число |отрицательное
| - увеличить его на 2, иначе - извлечь
| из него квадратный корень.
алг изменение_величины
нач вещ x
. вывод нс, "введите х"
. ввод x
. если x0
. . то x:= x+2
. . иначе
. . . x:=sqrt(x)
. все
. вывод нс, "измененный х= ",x
кон


алг отметка_стр256_Угринович
нач цел x
. вывод "введите количество ошибок "
. ввод x
. выбор
. . при x=0: вывод "отлично"
. . при x =1: вывод "хорошо"
. . при x =2: вывод "удовлетвор."
. . при x =3: вывод "неуд."
. . иначе
. . . вывод "очень плохо"
. все
кон












Задание: По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели. ( 1 – понедельник, 2 – вторник,.., 4-четверг)

|Если введенное с клавиатуры число |отрицательное
| - увеличить его на 2, иначе - извлечь
| из него квадратный корень.
алг изменение_величины
нач вещ x
. вывод нс, "введите х"
. ввод x
. если x0
. . то x:= x+2
. . иначе
. . . x:=sqrt(x)
. все
. вывод нс, "измененный х= ",x
кон


алг отметка_стр256_Угринович
нач цел x
. вывод "введите количество ошибок "
. ввод x
. выбор
. . при x=0: вывод "отлично"
. . при x =1: вывод "хорошо"
. . при x =2: вывод "удовлетвор."
. . при x =3: вывод "неуд."
. . иначе
. . . вывод "очень плохо"
. все
кон












Задание: По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели. ( 1 – понедельник, 2 – вторник,.., 4-четверг)

|Если введенное с клавиатуры число |отрицательное
| - увеличить его на 2, иначе - извлечь
| из него квадратный корень.
алг изменение_величины
нач вещ x
. вывод нс, "введите х"
. ввод x
. если x0
. . то x:= x+2
. . иначе
. . . x:=sqrt(x)
. все
. вывод нс, "измененный х= ",x
кон


алг отметка_стр256_Угринович
нач цел x
. вывод "введите количество ошибок "
. ввод x
. выбор
. . при x=0: вывод "отлично"
. . при x =1: вывод "хорошо"
. . при x =2: вывод "удовлетвор."
. . при x =3: вывод "неуд."
. . иначе
. . . вывод "очень плохо"
. все
кон












Задание: По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели. ( 1 – понедельник, 2 – вторник,.., 4-четверг)

|Если введенное с клавиатуры число |отрицательное
| - увеличить его на 2, иначе - извлечь
| из него квадратный корень.
алг изменение_величины
нач вещ x
. вывод нс, "введите х"
. ввод x
. если x0
. . то x:= x+2
. . иначе
. . . x:=sqrt(x)
. все
. вывод нс, "измененный х= ",x
кон


алг отметка_стр256_Угринович
нач цел x
. вывод "введите количество ошибок "
. ввод x
. выбор
. . при x=0: вывод "отлично"
. . при x =1: вывод "хорошо"
. . при x =2: вывод "удовлетвор."
. . при x =3: вывод "неуд."
. . иначе
. . . вывод "очень плохо"
. все
кон












Задание: По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели. ( 1 – понедельник, 2 – вторник,.., 4-четверг)

Просмотр содержимого документа
«ТехнолКарта9кл_КУМИР_выбор»

Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 9 классе

по учебнику Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ»

Составила : учитель информатики МБОУ «Школа № 68» г. Рязани Гаврюкова Г.А. 27.03.2015

Предмет: информатика и ИКТ.

Тема урока: Алгоритмическая структура «выбор» в системе КУМИР.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Представление о результатах:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные: способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной практике; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметные: владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; навыками алгоритмического мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов.


Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и использовать их для построения алгоритмов;

· разрабатывать и записывать на языке программирования алгоритмы выбора;

· применять операции целочисленного деления (div) и взятия остатка (mod)

· понимать, как работают операторы присваивания и условные операторы в языке программирования

· выполнять ручную прокрутку программы

· определять переменную, которая выводится на экран



Личностные:  готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Регулятивные:  умение формулировать собственные учебные цели, брать ответственность на себя, принимать решение в случае нестандартной ситуации, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Познавательные:  развитие логического, алгоритмического и математического мышления; умений применять полученные знания при решении прикладных задач.

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Основные понятия


Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вы­вод данных. Вычисление значений функций. Правила записи операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, выбора вариантов. Полное, неполное и вложенное ветвление. Простые и сложные условия. Логические операции. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодиро­вание — отладка — тестирование.


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы



Математика,

логика.

Фронтальная,

индивидуальная.

Анализ практических ситуаций (сase study) —метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий..

- Учебник;

- Рабочая тетрадь;

- Презентация Power Point;

- Компьютерный практикум «Исследование алгоритмических структур ВЕТВЛЕНИЕ и ВЫБОР»

- Раздаточный материал

с примерами программ в КУМИР для домашней работы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – Мотивационный.

- Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- Установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Работа с классом во фронтальном режиме

(Слайды №1 - №2):

- назвать результат работы линейной программы в КУМИР с применением функций mod, div, int;

- результат работы блок-схемы алгоритма ветвления.

(Слайды №3 - №6):

-анализ домашней работы предыдущего занятия

- анализ домашнего задания к следующему уроку

- анализ алгоритма с вложенным ветвлением «Вид треугольника»


Вспоминает виды алгоритмических структур, встроенные в КУМИР математические функции.

Делает предположение о применении различных алгоструктур в жизненных ситуациях, систематизирует информацию до изучения нового материала,

Записывают домашнее задание.


Активизировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия; познавательные процессы внимание и память.
Актуализирова-ли норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»).



Смотрят и анализируют слайды презентации.

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.


Слушать собеседника.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания, целе-полагание, постановка учебных целей и задач.

2 этап - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(Слайд №7) Предлагает сравнить два способа вычисления значений функции в зависимости от заданного с клавиатуры значения Х.



Анализ алгоритма вложенного ветвления.

Записывают в тетрадь блок-схему и программу

алгоритмической структуры «выбор» в системе КУМИР.



Составляют алгоритм

вычисления значения функции

с помощью команды «выбор».

Программиру-ют ввод/вывод и обработку информации с применением вещественных величин и символьных констант для комментариев пользователям.






Взаимодействуют с одноклас-сниками (помощь слабоуспе-вающим).






Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Внимательно анализирует готовый программный код, формулирует собственную учебную цель.


Умение составлять алгоритм по аналогии




3 этап - Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Знакомит учащихся с новой информацией в форме компьютерной презентации (Слайды № 7 - №10)

и исследовательской работы за компьютером в системе КУМИР (авторский раздаточный материал в формате А4 печатного листа).


Индивидуальная работа за компьютером с целью сравнения программных способов выбора вариантов, использования сложных условий, корректного выбора вариантов и правильного вывода информации.

Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с ис-пользованием основных конструкций программиро-вания

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Самостоятельно проверяет правильность работы своей программы, сравнивая вывод с эталоном.

Умение понимать программы, написанные универсальном алгоритми-ческом языке высокого уровня.


4 этап - Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует

работу по повторению изученного материала.

(Слайд №11) «По введенному номеру дня недели, выведите его название»


Рассказывают, что в зависимости от введенного пользователем значения для переменной d будет осуществлен вывод соответствующего дня недели.

Замечают недостаток программы: если ввести число не из интервала 1-7, программы должна выдать сообщение типа «Таких дней недели нет!».


Различают конструкции программиро-вания ветвление и выбор.



Работа во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Умение

слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся, оценивают и корректируют свою деятельность.


Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.



Осуществлять

самоконтроль.



Сравнивают различные языки программирования, пользуются справочной информацией.

5 этап - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует работу по проверке уровня усвоения нового знания

1)Проект «Отметка», который позволяет выставлять отметку в зависимости от количества ошибок.

2)По введенному с клавиатуры номеру дня недели выводить название дня недели (1 – пн, 2 – вт,.., 4-чт)

3)Программа, позволяющая по последней цифре числа определить последнюю цифру ее квадрата.


Индивидуальная самостоятельная работа за компьютером.

Владеют навыками алгоритмичес-кого мышления и пониманием необходимости формального описания алгоритмов

Адаптируют пример учебника стр 256 (язык Visual Basic) для системы КУМИР.

Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Принимать решение в случае нестандартной ситуации.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в выполнение задания. Обнаруживать

отклонения

от эталона.

6 этап - Включение в систему знаний и повторение.

Организует беседу о материале, пройденном на уроке

Предлагает авторский раздаточный материал


Систематизирует полученную информацию.


Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания и умеют использовать его в системе изученных ранее знаний.


Повторяют учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


Оценивает правильность выполнения задания, ставит учебные цели и задачи (с помощью учителя определяет, что ещё необходимо узнать по данной теме).

Cпособность к построению индивидуаль-ной образова-тельной траектории.

7 этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Побуждает обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке.

Объясняет домашнее задание.




Получают раздаточный материал с КУМИР-примерами, анализируют самостоятельно выполненные задания и домашнюю работу.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы по материалу урока во фронтальном режиме

Слушать учителя, собеседника. Формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).



.

Владение навыками учебно-исследователь-ской, проектной и социальной деятельности.



Просмотр содержимого презентации
«Выбор2015»

Алгоритмическая структура  «выбор» в КУМИР 9 класс Информатика и ИКТ Учебник Н.Д. Угринович Учитель Гаврюкова Г.А. 2015 год

Алгоритмическая структура

«выбор» в КУМИР

9 класс Информатика и ИКТ

Учебник Н.Д. Угринович

Учитель Гаврюкова Г.А. 2015 год

Каков результат выполнения алгоритма?

Каков результат выполнения алгоритма?

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Дома: 1) п. 4.2.2 – 4.2.3 + стр 256

Дома: 1) п. 4.2.2 – 4.2.3 + стр 256

Вложенное ветвление Нет Да Есть прямой угол? Да Нет Есть тупой угол?  Прямоугольный Остроугольный Тупоугольный

Вложенное ветвление

Нет

Да

Есть прямой

угол?

Да

Нет

Есть тупой

угол?

Прямоугольный

Остроугольный

Тупоугольный

Вложенное ветвление - + - + если  Условие1 . . то  операторы1  . . иначе если  Условие2  . . . . то  операторы2 . . . . иначе  операторы3 . . . все  . все

Вложенное ветвление

-

+

-

+

если Условие1

. . то операторы1 . . иначе если Условие2 . . . . то операторы2

. . . . иначе операторы3

. . . все . все

Два способа вычисления значений функции в зависимости от заданного с клавиатуры значения Х - + + + - - + -

Два способа вычисления значений функции в зависимости от заданного с клавиатуры значения Х

-

+

+

+

-

-

+

-

+ - + - алг  вычисление функции Вложенное Ветвление  нач  вещ  x , y  . вывод

+

-

+

-

алг вычисление функции Вложенное Ветвление нач вещ x , y . вывод "введите значения аргумента х " . ввод x . если x 0 . . то y := x * x . . иначе если x 4 . . . . то y := 3 * sin ( x ) . . . . иначе y := 3 * cos ( x ) . . . все . все . вывод нс , "значение функции =" , y кон

х

у

-3

9,00

-2

4,00

-1

1,00

0

0,00

1

2,52

2

3

2,73

0,42

4

-2,27

5

0,85

6

2,88

7

2,26

8

-0,44

9

-2,73

10

11

-2,52

0,01

12

2,53

+ + - -  выбор  при  условие1 : операторы1  при условие2 : операторы2  при условие3 : операторы3  иначе   операторы4 все

+

+

-

-

выбор

при условие1 : операторы1

при условие2 : операторы2

при условие3 : операторы3

иначе

операторы4

все

алг  вычисление функции Выбор  нач  вещ  x , y  . вывод  0 и x 4 : y := 3 * sin ( x ) . . при x 4 : y := 3 * cos ( x ) . все . вывод нс , "значение функции =" , y кон х -3 у 9,00 -2 4,00 -1 1,00 0 0,00 1 2,52 2 2,73 3 0,42 4 -2,27 5 0,85 6 2,88 7 2,26 8 -0,44 9 -2,73 10 -2,52 11 0,01 12 2,53" width="640"

алг вычисление функции Выбор нач вещ x , y . вывод "введите значения аргумента х " . ввод x . выбор . . при x 0 : y := x * x . . при x 0 и x 4 : y := 3 * sin ( x ) . . при x 4 : y := 3 * cos ( x ) . все . вывод нс , "значение функции =" , y кон

х

-3

у

9,00

-2

4,00

-1

1,00

0

0,00

1

2,52

2

2,73

3

0,42

4

-2,27

5

0,85

6

2,88

7

2,26

8

-0,44

9

-2,73

10

-2,52

11

0,01

12

2,53

По введенному номеру дня недели, выведите его название алг день недели  нач цел d  вывод

По введенному номеру дня недели, выведите его название

алг день недели

нач цел d

вывод "введите номер дня недели "

ввод d

выбор

при d=1: вывод нс, " понедельник "

при d =2: вывод нс, " вторник "

при d =3: вывод нс, " среда "

при d =4: вывод нс, " четверг "

при d =5 : вывод нс, " пятница "

при d =6: вывод нс, " суббота "

при d =7: вывод нс, " воскресенье "

все

кон

Анализ домашней работы

Анализ домашней работы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврюкова Галина Александровна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217600

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства