(7 класс, учебник Л.Л. Босовой)
учителя информатики Поляковой Н.И.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет отсутствующих. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | |
II. Мотивационный этап | Предлагает учащимся посмотреть несколько видеороликов и ответить на вопрос «Почему все эти механизмы работают так слаженно?». Делает вывод, что некоторым учащимся в жизни придётся составлять подобные алгоритмы, поэтому к данной теме необходимо отнестись серьёзно. | Предполагаемые ответы: работают строго по алгоритму, по заложенной в них программе. | Познавательные: извлечение информации из видеороликов, её анализ. Коммуникативные: умение высказывать предположения, умение слушать, правильно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении. |
III. Анализ домашней работы
| Проводит анализ домашней работы, которую учащиеся предварительно отправили по электронной почте или принесли на флешках (предлагалось построить 4 ромба 2 способами: по точкам и с использованием векторов). Задаёт вопросы: Ребята, вам понравилось составлять такие программы? А какой способ вам понравился больше? Почему? А если сегодня я вам предложу построить орнамент из 10 таких ромбов, а не из 4? Справитесь? | Знакомятся с результатами выполнения домашней работы; отвечают на вопросы учителя, делают выводы. | Регулятивные: контроль знаний. Познавательные: умение анализировать использованные способы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. |
IV. Формулировка цели урока | Организует работу учащихся по целеполаганию на урок, используя наводящие вопросы: А как вы думаете, для выполнения домашнего задания можно составить алгоритм короче? Так чем сегодня будем заниматься на уроке? | Предполагаемые ответы: наверное, можно. Формулируют цели урока: (предполагаемые ответы) работать с исполнителем Чертёжник, искать другие способы составления алгоритмов, желательно не очень длинные. | Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новым способам. Регулятивные: определение цели учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении. |
V. Открытие новых знаний (по использованию вспомогательного алгоритма) | Организует работу учащихся по открытию новых знаний, используя кейс: Я вам предлагаю взять из вашего кейса листы жёлтого и зелёного цвета и сравнить 3 способа построения 4 ромбов. Что можно сказать об этих способах решения для одной и той же задачи? Что можно сказать о 3 способе? Как можно назвать алгоритм «Ромб», к которому несколько раз обращается основная программа «Ромбы_4»? Заполняем пропущенные слова на листе к 3 способу. Прочитайте, что получилось. | Изучают, сравнивают способы построения ромбов, формулируют название для 3 способа, заполняют листы к 3 способу. | Познавательные: развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать информацию и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении. |
VI. Практический этап (закрепление навыков работы с вспомогательным алгоритмом) | Организует работу учащихся по закреплению навыков работы с вспомогательным алгоритмом за компьютерами. - Проверим решение задачи 3 способом. Если всё получится, изменяете программу так, чтобы она строила не 4, а 5 ромбов. - Кто быстро справятся с заданием, помогают остальным. | Проверяют решение задачи 3 способом за компьютерами, анализируют и изменяют программу так, чтобы она строила не 4, а 5 ромбов.
| Регулятивные: самоконтроль и коррекция; самооценка. Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог. |
VII. Физкультминутка | Организует физкультминутку: - А сейчас все встали. Мы будем в роли исполнителей и будем выполнять команды (включается видеофрагмент). | Выполняют упражнения для глаз. | Познавательные: здоровьесбережение |
VIII. Открытие новых знаний (по использованию алгоритма с циклом) | Организует работу учащихся по открытию новых знаний, используя кейс: Скажите, какой из 3 рассмотренных способов в будущем для решения подобных задач вы будете применять? Почему? Как вы думаете, а можно ещё короче записать программу для построения 4 ромбов или уже нет? Достаньте из вашего кейса листочек розового цвета с 4 способом решения задачи. Сравните 3 и 4 способы. Что вы видите? Можно короче написать программу? Чем отличаются эти программы? Какие обозначения вам непонятны? Как расшифровать обозначения НЦ и КЦ? Как назовём этот способ? Заполняем пропущенные слова на листе к 4 способу. Прочитайте, что получилось. | Изучают, сравнивают 3 и 4 способы построения ромбов, формулируют название для 4 способа, заполняют листы к 4 способу. | Познавательные: развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать информацию и делать выводы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении. |
IX. Практический этап (закрепление навыков работы с алгоритмом цикла) | Организует работу учащихся по закреплению навыков работы с алгоритмом цикла за компьютерами. - А что достаточно изменить в программе, чтобы она рисовала не 4, а 10 ромбов? В начале урока у большинства из вас не было желания строить 10 ромбов, а сейчас я думаю, вы легко с этим заданием справитесь. - Кто сделает вперёд, помогают остальным. | Проверяют решение задачи 4 способом за компьютерами, анализируют и изменяют программу так, чтобы она строила не 4, а 10 ромбов. | Регулятивные: самоконтроль и коррекция, самооценка. Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог. |
X. Повторение основных понятий по теме | Организует повторение основных понятий по теме «Алгоритм», используя презентацию (кроссворд, составленный с помощью триггеров). Разгадываем кроссворд в любом порядке, все вопросы перед вами. Кто знает ответ, поднимает руку, выходит к доске, называет номер задания и ответ. Затем щёлкнув маркером по номеру вопроса, сравним ваш ответ с появившимся верным ответом на экране. Итак, какая тема следующего урока? Задания исполнителя Робот включены в экзамен по информатике в 9 классе. Я думаю, что многие из вас выберут этот предмет, поэтому к изучению этой темы подойдите серьёзно. | Разгадывают кроссворд на интерактивной доске, проверяют ответы.
Предполагаемые ответы: знакомство с исполнителем Робот. | Личностные: самооценка. Познавательные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию. Регулятивные: самоконтроль в форме сличения результата. Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения. |
XI. Постановка домашнего задания | Формулирует задание. § 3.2, упр. 12 на стр.134, комментирует выполнение дифференцированного? (или разноуровневого) домашнего задания: Ваша задача – составить орнамент для исполнителя Чертёжник из квадратов и ромбов двумя способами на оценку «4», если одним способом – на «3». Орнамент можно выбрать любой. И на оценку «5» орнамент нужно выполнить разными цветами. А ответ на вопрос, как это сделать, можно найти, посмотрев видеофрагменты по этой теме в папке «Общая» на ваших компьютерах, которые можно скопировать себе на флешки. Свои решения можно также отправить по электронной почте. А желающие дополнительно могут попытаться выполнить любой из рисунков любым способом в упр. 13. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Самооценка своих возможностей. |
XII. Рефлексивно-оценочный этап | Предлагает вернуться к цели урока, ответить на вопрос, достигнута ли цель. Что вы сегодня узнали нового? Какая была цель урока? Достигнута цель или нет? Как вы считаете, какой из 4 способов самый хороший? При выполнении всех ли заданий он удобен? Каким бы способом вы стали выполнять следующие задания? Какой можно сделать вывод? Нужно знать все 4 способа. В зависимости от задания использовать наиболее подходящий. Поднимите руки, кто на уроке выполнил правильно без посторонней помощи задания к 3 и 4 способам и выполнил дополнительное задание? Вы получаете пятёрки. Поднимите руки, кто выполнил задания к 3 и 4 способам, но испытывал некоторые затруднения, нуждался в помощи или не успел выполнить дополнительное задание? Вы получаете четвёрки? Поднимите руки, кто не справился с 3 или 4 способом? Вы получаете тройки. Вам необходимо повторить основные сведения по данной теме, основные способы создания орнамента. А сейчас я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке и прочитать некоторым учащимся одно из предложений, которые вам понравились: Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Я смогу объяснить, кто не понял тему! | Дают оценку, достигнута ли цель.
Просматривают слайды с картинками и обсуждают способы, какими можно выполнить данные рисунки.
Анализируют свою деятельность.
Анализируют свою деятельность
| Личностные: формирование навыков анализа своего знания и незнания, отношения к изучаемому материалу. Регулятивные: оценка степени достижения цели, анализ и самооценка деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.
|