kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку в 7 классе по теме "Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов и циклов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку в 7 классе по теме "Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов и циклов" составлена по учебнику Л.Л. Босовой. Для мотивационного этапа урока используются видеоролики. Знакомство с новым материалом проводится, используя кейсовые технологии.

Просмотр содержимого документа
«технолог карта 7 класс»

Технологическая карта урока информатики

(7 класс, учебник Л.Л. Босовой)

учителя информатики Поляковой Н.И.

МБОУ «Плехановская СОШ»

Тема урока: Исполнитель Чертёжник. Использование вспомогательных алгоритмов и циклов

Цель урока: углубление знаний обучающихся об использовании различных способов построения орнаментов для исполнителя Чертёжник.

Задачи:

образовательные:

    • формирование базовых знаний об алгоритмах, об их значении для общества и человека в повседневной жизни;

    • привитие учащимся алгоритмической культуры;

развивающие:

    • пополнение словарного запаса учащихся;

    • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;

    • развитие умения излагать собственные мысли;

    • развитие логического и алгоритмического мышления путём совместной и самостоятельной работы на уроке;

воспитательные:

    • обучение аргументированному отстаиванию своего мнения;

    • формирование умения выполнять правила работы в группе;

    • формирование умения выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации;

    • воспитание способности контролировать и анализировать собственные высказывания и действия.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

личностные:

    • мотивация учебной деятельности;

    • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу;

    • понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

    • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

    • формирование ответственного отношения к учению;

метапредметные:

регулятивные:

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

    • контроль своих действий, соотнесение их с действиями преподавателя и сверстников;

познавательные:

    • выделение необходимой информации;

    • умение работать по заданному алгоритму;

анализ, сравнение, выводы;

коммуникативные:

    • умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками;

    • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

    • умение полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

предметные:

    • понимание и знание определения алгоритма;

    • знание способов построения орнаментов и их применение.


Основные понятия и термины: алгоритм, программа, управление, исполнители, типы исполнителей, СКИ, СКИ Чертёжник, сместиться в точку (х,у), сместиться на вектор (х,у), вспомогательный алгоритм, цикл, алгоритм с циклом.

Методы обучения: исследовательский, активного обучения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Оснащение урока: компьютерный кабинет, проектор, интерактивная доска, видеоролики (машина без человека вышивает, нарезает хлеб, закрывает бутылки с минеральной водой), раздаточный материал для индивидуальной работы; набор картинок (на слайде) – для фронтальной работы; каждому ученику – кейс с материалами для работы на уроке, слайд с незаконченными предложениями для рефлексии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.


II. Мотивационный этап

Предлагает учащимся посмотреть несколько видеороликов и ответить на вопрос «Почему все эти механизмы работают так слаженно?».

Делает вывод, что некоторым учащимся в жизни придётся составлять подобные алгоритмы, поэтому к данной теме необходимо отнестись серьёзно.

Предполагаемые ответы: работают строго по алгоритму, по заложенной в них программе.

Познавательные: извлечение информации из видеороликов, её анализ.

Коммуникативные: умение высказывать предположения, умение слушать, правильно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении.

III. Анализ домашней работы




Проводит анализ домашней работы, которую учащиеся предварительно отправили по электронной почте или принесли на флешках (предлагалось построить 4 ромба 2 способами: по точкам и с использованием векторов).

Задаёт вопросы:

  • Ребята, вам понравилось составлять такие программы?

  • А какой способ вам понравился больше? Почему?

  • А если сегодня я вам предложу построить орнамент из 10 таких ромбов, а не из 4? Справитесь?

Знакомятся с результатами выполнения домашней работы; отвечают на вопросы учителя, делают выводы.


Регулятивные: контроль знаний.
Познавательные
: умение анализировать использованные способы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

IV. Формулировка цели урока

Организует работу учащихся по целеполаганию на урок, используя наводящие вопросы:

  • А как вы думаете, для выполнения домашнего задания можно составить алгоритм короче?

  • Так чем сегодня будем заниматься на уроке?

Предполагаемые ответы: наверное, можно.

Формулируют цели урока: (предполагаемые ответы) работать с исполнителем Чертёжник, искать другие способы составления алгоритмов, желательно не очень длинные.

Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новым способам.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.

V. Открытие новых знаний (по использованию вспомогательного алгоритма)


Организует работу учащихся по открытию новых знаний, используя кейс:

  • Я вам предлагаю взять из вашего кейса листы жёлтого и зелёного цвета и сравнить 3 способа построения 4 ромбов.

  • Что можно сказать об этих способах решения для одной и той же задачи?

  • Что можно сказать о 3 способе?

  • Как можно назвать алгоритм «Ромб», к которому несколько раз обращается основная программа «Ромбы_4»?

  • Заполняем пропущенные слова на листе к 3 способу.

  • Прочитайте, что получилось.

Изучают, сравнивают способы построения ромбов, формулируют название для 3 способа, заполняют листы к 3 способу.


Познавательные: развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать информацию и делать выводы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.


VI. Практический этап (закрепление навыков работы с вспомогательным алгоритмом)


Организует работу учащихся по закреплению навыков работы с вспомогательным алгоритмом за компьютерами.

- Проверим решение задачи 3 способом. Если всё получится, изменяете программу так, чтобы она строила не 4, а 5 ромбов.

- Кто быстро справятся с заданием, помогают остальным.

Проверяют решение задачи 3 способом за компьютерами, анализируют и изменяют программу так, чтобы она строила не 4, а 5 ромбов.




Регулятивные: самоконтроль и коррекция; самооценка.

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог.

VII. Физкультминутка

Организует физкультминутку:

- А сейчас все встали. Мы будем в роли исполнителей и будем выполнять команды (включается видеофрагмент).

Выполняют упражнения для глаз.

Познавательные:

здоровьесбережение

VIII. Открытие новых знаний (по использованию алгоритма с циклом)


Организует работу учащихся по открытию новых знаний, используя кейс:

  • Скажите, какой из 3 рассмотренных способов в будущем для решения подобных задач вы будете применять? Почему?

  • Как вы думаете, а можно ещё короче записать программу для построения 4 ромбов или уже нет?

  • Достаньте из вашего кейса листочек розового цвета с 4 способом решения задачи.

  • Сравните 3 и 4 способы.

  • Что вы видите?

  • Можно короче написать программу?

  • Чем отличаются эти программы?

  • Какие обозначения вам непонятны?

  • Как расшифровать обозначения НЦ и КЦ?

  • Как назовём этот способ?

  • Заполняем пропущенные слова на листе к 4 способу.

  • Прочитайте, что получилось.

Изучают, сравнивают 3 и 4 способы построения ромбов, формулируют название для 4 способа, заполняют листы к 4 способу.


Познавательные: развитие умений анализировать, сопоставлять, оценивать информацию и делать выводы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.


IX. Практический этап (закрепление навыков работы с алгоритмом цикла)


Организует работу учащихся по закреплению навыков работы с алгоритмом цикла за компьютерами.

- А что достаточно изменить в программе, чтобы она рисовала не 4, а 10 ромбов?

В начале урока у большинства из вас не было желания строить 10 ромбов, а сейчас я думаю, вы легко с этим заданием справитесь.

- Кто сделает вперёд, помогают остальным.

Проверяют решение задачи 4 способом за компьютерами, анализируют и изменяют программу так, чтобы она строила не 4, а 10 ромбов.


Регулятивные: самоконтроль и коррекция, самооценка.

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог.

X. Повторение основных понятий по теме

Организует повторение основных понятий по теме «Алгоритм», используя презентацию (кроссворд, составленный с помощью триггеров).

  • А сейчас повторим некоторые понятия, которые подскажут нам тему следующего урока.

  • Разгадываем кроссворд в любом порядке, все вопросы перед вами. Кто знает ответ, поднимает руку, выходит к доске, называет номер задания и ответ. Затем щёлкнув маркером по номеру вопроса, сравним ваш ответ с появившимся верным ответом на экране.

  • Итак, какая тема следующего урока?

  • Задания исполнителя Робот включены в экзамен по информатике в 9 классе. Я думаю, что многие из вас выберут этот предмет, поэтому к изучению этой темы подойдите серьёзно.

Разгадывают кроссворд на интерактивной доске, проверяют ответы.











Предполагаемые ответы: знакомство с исполнителем Робот.

Личностные: самооценка.

Познавательные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию.

Регулятивные: самоконтроль в форме сличения результата.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения.


XI. Постановка домашнего задания

Формулирует задание. § 3.2, упр. 12 на стр.134, комментирует выполнение дифференцированного? (или разноуровневого) домашнего задания:

  • Ваша задача – составить орнамент для исполнителя Чертёжник из квадратов и ромбов двумя способами на оценку «4», если одним способом – на «3». Орнамент можно выбрать любой. И на оценку «5» орнамент нужно выполнить разными цветами. А ответ на вопрос, как это сделать, можно найти, посмотрев видеофрагменты по этой теме в папке «Общая» на ваших компьютерах, которые можно скопировать себе на флешки. Свои решения можно также отправить по электронной почте. А желающие дополнительно могут попытаться выполнить любой из рисунков любым способом в упр. 13.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Самооценка своих возможностей.


XII. Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает вернуться к цели урока, ответить на вопрос, достигнута ли цель.

  • Что вы сегодня узнали нового?

  • Какая была цель урока?

  • Достигнута цель или нет?

  • Как вы считаете, какой из 4 способов самый хороший?

  • При выполнении всех ли заданий он удобен?

  • Каким бы способом вы стали выполнять следующие задания?

  • Какой можно сделать вывод?

  • Нужно знать все 4 способа. В зависимости от задания использовать наиболее подходящий.

  • Поднимите руки, кто на уроке выполнил правильно без посторонней помощи задания к 3 и 4 способам и выполнил дополнительное задание? Вы получаете пятёрки.

  • Поднимите руки, кто выполнил задания к 3 и 4 способам, но испытывал некоторые затруднения, нуждался в помощи или не успел выполнить дополнительное задание? Вы получаете четвёрки?

  • Поднимите руки, кто не справился с 3 или 4 способом? Вы получаете тройки. Вам необходимо повторить основные сведения по данной теме, основные способы создания орнамента.

  • А сейчас я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке и прочитать некоторым учащимся одно из предложений, которые вам понравились:

    • Урок полезен, всё понятно.

    • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    • Ещё придётся потрудиться.

    • Да, трудно всё-таки учиться!

    • Я смогу объяснить, кто не понял тему!


Дают оценку, достигнута ли цель.















Просматривают слайды с картинками и обсуждают способы, какими можно выполнить данные рисунки.





Анализируют свою деятельность.





















Анализируют свою деятельность








Личностные: формирование навыков анализа своего знания и незнания, отношения к изучаемому материалу.

Регулятивные: оценка степени достижения цели, анализ и самооценка деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.






3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Полякова Надежда Ивановна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329981

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства