1.Организационный этап. | Создание благоприятного климата на уроке. | Приветствую учащихся, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей, напоминаю о правилах техники безопасности в кабинете информатики. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение. |
2. Актуализация знаний. Подведение к теме урока. | Актуализация опорных знаний и способов действий. Подведение к теме урока через создание проблемной ситуации. Формулирование темы и цели урока. | Предлагаю учащимся, получившим индивидуальное домашнее задание, представить его перед учащимися класса. Предлагаю учащимся выполнить задания, представленные на экране устно: 1 задание: Определи значения в ячейках А2, В2 и С2. (урок.xls, лист - значение ячейки) 2 задание: Предложи формулу для расчета заданной величины: время в пути, площадь параллелограмма, площадь и периметр прямоугольника, сторона и площадь квадрата. (урок.xls, лист – формулы) 3 задание: Произведи расчеты в таблице «Мусс из яблок» для определения количества продуктов на 6 порций. Какую формулу использовать? (урок.xls, лист – мусс из яблок) Задаю вопросы, подводящие к решению проблемы и теме урока. - Какие мы хотим видеть в ячейках С6, С7, С8, С9? Записываю на доске формулы. - Какие формулы получили при копировании предложенной вами формулы =В3*В6 ? Записываю на доске формулы. -Сопоставьте два столбика формул и сформулируйте суть проблемы. Выслушиваю предположения учащихся. - Сегодня на уроке вы узнаете - как зафиксировать адрес ячейки, так чтобы при копировании он не изменялся. | Двое учащихся рассказывают и представляют свои мини исследовательские проекты по теме «Моя семья»: «Средний рост и вес членов моей семьи» и «Бюджет моей семьи». Учащиеся слушают товарищей, задают вопросы. (файлы - проект1.xls, проект2.xls) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняя 1 и 2 задания, обосновывая свой ответ. Для решения расчетной задачи 3 к доске, за компьютер приглашается ученик, который вводит формулу, предложенную классом и её копирует, получает в ячейках сообщения об ошибках и отменяет свои действия. Учащиеся столкнулись с проблемой и пытаются понять, в чем ошибка. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют, сопоставляют и делают вывод о том, что надо сделать так, чтобы при копировании формулы адрес ячейки В3 не изменялся, а был зафиксирован. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
3. Этап введения нового знания. | Познакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная ссылка, принципами работы с ними. | Формулирую тему урока: «Абсолютные и относительные ссылки». Прошу учащихся сформулировать цели и задачи урока. Предлагаю открыть учебник и работая с текстом параграфа отвечать на вопросы: -какие основные виды ссылок в электронных таблицах выделяют? - при каком виде ссылки адрес ячейки при копировании изменяется автоматически? Как изменяется адрес ячейки? - как называется ссылка на ячейку, адрес которой при копировании не изменяется? Как обозначается абсолютная ссылка на ячейку? - А теперь вернёмся к заданию «Мусс из яблок» и решим его с учетом новых знаний. | Записывают тему урока в тетрадь, формулируют цели урока. Учащиеся работают с текстом учебника, анализируют таблицы параграфа, отвечают на вопросы учителя и делают соответствующие записи в тетради: определение относительной ссылки, абсолютной ссылки. К доске выходит ученик, вводит формулу =$B$3*B6 , копирует её на диапазон В7:В9. Учащиеся записывают в тетрадь формулу решения задачи, выделяя, что $B$3 – абсолютная ссылка на ячейку, В6 – относительная ссылка на ячейку. | Познавательные: извлечение необходимой информации из сказанного учителем. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. |
4. Этап первичного закрепления знания. | Закрепить полученный материал, выполняя задание в парах и практической работой. | - Предлагаю вам выполнить следующее задание, работая в парах. Задание: определите формулы в выделенных ячейках после копирования заданной формулы. (приложение1) Через пять минут осуществляю правильность выполнения задания в ходе фронтального опроса. (файл урок.xls, лист формула) Эмоциональная рефлексия. Перед проведением практической работы прошу оценить учащихся своё эмоциональное состояние и готовность к выполнению практического задания. В соответствии с результатами рефлексии учащимся предлагаю выполнить практическое задание за компьютером разного уровня сложности. Даю комментарий по каждому заданию (файл задание.xls) В ходе практической работы оказываю помощь, консультирую учащихся. Хвалю учащихся за успешное выполнение практического задания и предлагаю выполнить задание в формате ОГЭ: определи значение в ячейке С7 после копирования в неё формулы из ячейки В6 (файл урок.xls, лист значение) | Учащиеся выполняют задание, работая в парах, обсуждая. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся определяют свою готовность к выполнению практического задания поднятием руки. Учащиеся получают разноуровневое практическое задание и выполняют практическую работу на компьютерах (приложение2). По окончании работы учащиеся возвращаются за парты. Учащиеся самостоятельно решают задание в формате ОГЭ с последующей проверкой. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения практической работы Личностные: формирование умений использовать абсолютную и относительную адресацию. |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подведение итогов урока, оценка учащимися своей деятельности на уроке. | - Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока. Что для вас было новым на уроке? Чему научились? - Прошу каждого из вас оценить свою деятельность на уроке. (файл урок.xls, лист рефлексия). Демонстрирую и комментирую полученные результаты. Выставляю отметки за урок некоторым учащимся. - Открываем дневники и записываем домашнее задание – учить параграф 4.2.3, вопросы, индивид. задание: мини -исследовательский проект по теме «Мои друзья». Спасибо за урок! До свидания! | Подводят итог урока, отвечают на вопросы. Выходят к доске и вводят информацию в таблицу по оценку своей деятельности на уроке. Записывают домашнее задание, двое учащихся получают индивидуальное задание в виде мини -исследовательский проект по теме «Мои друзья». | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: умение подвести итог, оценить свою работу. |