Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями логических операций
Место и роль урока в разделе: первый урок по теме
Дидактические средства: учебник
Техническое оборудование:
- ПК
- проектор
- интерактивная доска;
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- Стимулировать учащихся к саморазвитию;
- Развивать готовность и способность к самостоятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- подготовка к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Предметные:
По окончанию урока обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать что такое логика, логические операции.
Учащиеся должны уметь: строитьтаблицы истинности по заданному логическому выражению.
Метапредметные:
1) Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- доносить свою позицию до других;
- уметь использовать монолог и диалог для выражения доказательства своей точки зрения.
2) Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
3) Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение строить логическую цепь рассуждений.
Этап
(Время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Этап мотивации
(4 минуты)
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
«Здравствуйте ребята!»
«Все ли готовы к уроку?»
«Кто не успел, приготавливаемся. Садитесь!»
«Перед тем как приступим к новой теме, предлагаю вам побыть детективами и решить несколько вопросов. Вы Согласны?»
«У трёх маляров был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Как это могло быть?»
«Верно. Какой сказочный герой от рождения владел тремя языками?»
«Да, это Змей-Горыныч. Кирпич весит 3 кг и ещё пол кирпича. Сколько весят 2 кирпича?»
«Правильно!»
Учащиеся организовывают рабочее место, приветствуют учителя.
«Здравствуйте!»
«Готовы!»
Отвечают на вопросы учителя.
«Да»
«Если у Ивана не было братьев, а он являлся братом для трёх маляров, значит у него было 3 сестры, которые и были малярами»
«Может это Змей-Горыныч, он имел три головы, а в каждой голове по языку и их тоже три?»
«Если кирпич весит 3 кг и ещё пол кирпича, то половина кирпича весит 3 кг, значит кирпич весит 3+3=6 кг, а 2 кирпича 2*6=12 кг»
Личностные:
- развитие внимательности и воспитание дисциплины.
Регулятивные:
- умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.
Коммуникативные:
- умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(3 минуты)
«Скажите, а к какому типу относятся эти задачи?»
«Верно, а как информатика связана с логикой»
«Хорошо! Что определяет алгебра логики?»
«Молодцы, давайте вспомним из курса 8 класса, какое понятие является основным в алгебре логики?
«Молодцы, всё верно! Вспомните, с какими логическими операциями вы знакомы?»
«А какие логические связки им соответствуют?»
«Это логические задачи.»
«В информатике есть раздел Алгебра логики, в котором изучаются основные понятия и логические операции»
«Алгебра логики определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний»
«Высказывание – это повествовательное предложение, на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное.»
«Инверсия – логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному. Дизъюнкция – логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба суждения являются ложными. Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, принимающие истинное значение только в том случае, если оба исходных высказывания истины.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации.
Этап выявления места и причины затруднений
(5 минут)
«Молодцы! Давайте вспомним составить выражение для высказывания и как построить таблицу истинности для полученного выражения. Решим следующую задачу.
«Десятый класс идет на экскурсию в музей или в театр»
«Молодцы! А что получится, если изменить высказывание на «Если десятый класс идет на экскурсию в музей или в театр, то последнего урока не будет.»?»
«На самом деле, здесь 2 логические конструкции, одна из них как вы догадались это ИЛИ, а вторая «Если…, то», с новыми логическими конструкциями и операциями вы сегодня и познакомитесь.»
Внимательно слушают учителя.
Выполняют задание.
А – 10 класс идет в музей.
В – 10 класс идет в театр.
Имеется логическая связка ИЛИ, тогда получим:
А
В
АVВ
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
«Скорее всего высказывание построено неверно, т.к. здесь можно выделить 3 простых высказывания и только одну логическую конструкцию»
Коммуникативные:
-умение отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные:
- способность проводить анализ представленной информации.
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
(2 минуты)
«Сегодня, вы познакомитесь с такими логическими операциями как разделительная дизъюнкция, импликация и эквивалентность. А также будем строить таблицы истинности в электронной таблице.
Внимательно слушают учителя. Производят записи в тетрадях: дата, «Классная работа» Тема «Логика и логические операции».
Реализация построенного проекта
(11 минут)
«Ранее вы уже говорили, о такой логической операции как дизъюнкция, но существует и разделительная дизъюнкция или исключающее или. Отличие от дизъюнкции лишь в том, что её результат равен 0, если оба значения принимают значение 1. Обозначается как ⊕. Следует отметить, что данная операция является обратимой, т.е. при двойном применении с одинаковыми значениями данной операции получается исходное, как и с операцией инверсия. Даная операция обладает следующими свойствами:
Следует отметить, что последнее применяется для шифрования данных, но такой тип шифрования является нестойким. Перечертите себе таблицу истинности для данной операции.
Следующая операция – импликация. Именно для этой логической операции применяется связка «Если…, то», второе название операции – следствие. Принимает значение 0, только в том случае, если значение первой переменной 1, а второй 0, во всех остальных случаях 1. Обозначается как →. Эту операцию можно записать с помощью основных операций:
Перечертите себе таблицу истинности для данной операции.
Для связки «тогда и только тогда» используется операция эквивалентность. Высказывание, составленное с помощью этой конструкции принимает значение 1 только в тех случаях, когда значения простых высказываний совпадают. Обозначается как ↔. Также эту операцию можно заменить на выражение:
Перечертите таблицу истинности для данной операции.
Имеются и другие операции, которые встречаются редко – это так называемые штрих Шеффера или инверсия конъюнкции и стрелка Пирса ил отрицание дизъюнкции. Обозначаются как | и ↓ соответственно.
Перечертите таблицы истинности для этих операций.»
«Давайте вернемся к нашему измененному высказыванию построим логическое выражение и таблицу истинности.»
«Отлично для проверки или построения таблиц истинности, можно использовать табличный процессор Excel. Для этого необходимо применять логические формулы. Так наша таблица, в режиме отображения формул будет иметь вид:
И в обычном режиме:
, где ЛОЖЬ соответствует значению 0, а ИСТИНА – 1.
Следует отметить, что для эквивалентности используется формула =(а=в).
Слушают учителя. Производят записи в тетрадь.
Записывают определения операций разделительная дизъюнкция, импликация, эквивалентность, штрих Шеффера и стрелка Пирса. Осуществляют построение таблиц истинности:
А – пойдут в музей.
В- пойдут в театр.
С- 6 урока не будет.
(АVB)→C
A
B
C
АVB
(АVB)→C
0
0
0
0
1
0
0
1
0
1
0
1
0
1
0
0
1
1
1
1
1
0
0
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
Личностные:
- развитие внимательности
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью слушать.
Познавательные:
- способность проводить анализ представленной информации.
Этап первичного закрепления
(5 минут)
«Предлагаю вам составить сложное высказывание, состоящее из трёх простых, связанных 2–мя логическими связками, одна из которых должна быть либо импликацией либо эквивалентностью. Составить логическое выражение и построить таблицу в Excel.
Ребята выполняют индивидуальные задания.
Например, ученик составил высказывание «В тире 2 из 2, возможно получить приз тогда и только тогда, когда участник заплативший за игру поражает первую мишень и вторую мишень»
С↔(А & В)
Личностные:
- готовность проявить творческие способности.
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
Познавательные:
- структурирование знаний.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
(5 мин)
Приём «Лови ошибку». Учитель раздаёт работы для учеников. «Давайте закрепим материал (Приложение1) , у каждого из вас есть теоретический материал. Ваша задача, внимательно его прочесть и проверить на наличие опечатки.
Ученики самостоятельно выполняют задания.
После выполнения, обсуждают допущенные ошибки в тексте.
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
Этап включения в систему знаний и повторения
(2 мин)
«Итак, с какими логическими операциями вы познакомились?»
«Какая логическая связка применяется для импликации?»
«В чем отличие дизъюнкции от разделительной дизъюнкции?»
«Как называется операция, представляющая собой отрицание дизъюнкции?»
Отличие от дизъюнкции лишь в том, что её результат равен 0, если оба значения принимают значение 1.
«Стрелка Пирса»
Личностные:
-формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей.
Промежуточный этап
(1 мин)
Переходим к домашнему заданию, открываем дневники и записываем.»
Ученики записывают домашнее задания.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
(2 мин)
Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд.
Учащиеся описывают свои впечатления и сдают учителю анонимно.
Личностные:
- осознание себя в процессе деятельности.
Регулятивные:
- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;
- оценка успешности усвоения.
Приложение 1 (красным выделены ошибки)
Высказывание - основное понятие алгебры логики. В роли высказывания может выступать любое предложение. Как простое: «На улице идет дождь», так и сложное «Ты знаешь, почему в Африке нет снега зимой?».
Существуют логические операции такие как: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность, стрелка Шеффера и штрих Пирса.
Инверсия – логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.
Дизъюнкция – логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба суждения являются ложными.
Таблица истинности для дизъюнкции имеет вид:
А
В
А&B
0
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, принимающие истинное значение только в том случае, если оба исходных высказывания истины. Для данной операции характерна логическая конструкция ИЛИ.
Логическая конструкция «Тогда и только тогда, когда» соответствует операции импликация.
Отрицанием конъюнкции является, так называемая операция штрих Шеффера.