2) совершенствование навыков работы с носителями информации.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД | Методы, приё-мы, средства обучения; формы органи-зации деятель-ности учащихся; технологии |
1. Организа-ционный мо-мент. | Перед уроком, на магнитную доску учитель прикрепляет список (размер шрифта – 100 пт) с именами детей, ко-торые придут на урок. Приветствие, определение отсутству-ющих. | | 1 минута | Регулятивные УУД: умение самоорганизовы-вать себя. | Фронтальная беседа. |
2. Формули-ровка темы урока, целе-полагание. | За интересные мысли и правильные ответы учитель в списке на магнитной доске прикрепляет разноцветные магниты напротив имён детей. - Чтобы узнать тему урока, разгадайте ребус: (приложение 1). - Сформулируйте цели сегодняшнего урока. | Дети разгадывают ребус, формулируют тему урока и цели. | 3 минуты | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные УУД: формирование умения связывать и анализировать различные виды информа-ции (рисунок, текст); развитие образного мышления. | Проблемный диалог, фронтальная беседа. |
3. Открытие нового. | За интересные мысли и правильные ответы учитель в списке на магнитной доске прикрепляет разноцветные магни-ты напротив имён детей. - Рассмотрите рисунок (приложение 1). Что на рисунке является носителем информации? - Почему люди перестали использовать камни в качестве носителя информации? - Рассмотрите копии, пришедших на смену камню древних носителей. Копии сделаны из натуральных материалов. Найдите их названия в учебнике. В каких странах они использовались? - Почему такие носители перестали использовать? Какой носитель пришёл им на смену? Чем бумага лучше всех предыдущих носителей? - Рассмотрите на следующие группы предметов. Как они называются? Что их объединяет? - Почему бумага до сих пор остается популярным носителем информации? - Рассмотрите все носители, которые были сегодня представлены, на какие две группы их можно разделить? | - Люди, их мозг, камень. - На нём трудно со-хранять информацию, тяжёлый. - §6. Глиняная таб-личка, лист папируса с иероглифами, берес-тяная грамота с над-писями на древнерус-ском языке. - Магнитофонная кассета – для хране-ния и передачи звуко-вой информации, ви-деокассета – для видеоинформации. - Дискеты, диски, флеш-память, карты памяти, винчестер – универсальные компь-ютерные носители ин-формации. - Древние и совре-менные. | 8 минут | Регулятивные УУД: умение самоорганизовы-вать себя. Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. Познавательные УУД: формирование умения анализа, поиска и выбора информации; формирование умения связывать и анализировать различные виды информа-ции (рисунок, текст). Коммуникативные УУД: развитие взаимопони-мания, умения слушать, умения донести до окружа-ющих свою точку зрения. | Проблемный диалог, фронтальная беседа, индивидуальная работа с учебником. |
4. Закрепле-ние. Самостоя-тельная рабо-та с провер-кой. | Учитель организует самостоятельную работу в печатной рабочей тетради – № 1-6 (с. 28 - 30) (приложение 2). Детям, которые быстро справятся с самостоятельной работой, учитель выдаёт карточки с заданиями из дистан-ционных олимпиад прошлых лет, где содержится выборка заданий о носите-лях информации (приложение 3). За выполненные дополнительные задания прикрепляет цветные магниты. После выполнения заданий осущест-вляет фронтальную проверку, исполь-зует по ходу проверки заданий слайды с фотографиями некоторых объектов, которые могут быть знакомы не всем детям - жёлудя, мраморной скуль-птуры, холста для картин (приложение 4). За интересные мысли и правильные ответы учитель в списке на магнитной доске прикрепляет разноцветные магни-ты напротив имён детей, за неправиль-ные ответы – магниты чёрного цвета. | Сначала дети вы-полняют задания са-мостоятельно в рабо-чих тетрадях – № 1-6 (с. 28 - 30), отдельные ученики по выбору учителя анализируют задания и обосновы-вают свой ответ. | 8 минут | Личностные УУД: осмысление мотивов сво-их действий при выполне-нии заданий с жизненными ситуациями. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать, умения донести до окружа-ющих свою точку зрения. | Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов. |
5. Физми-нутка | Учитель декламирует стихотворение: Раз – поднимает руки класс! Два – повернулась голова! Три – руки вниз, вперёд смотри! Руки в стороны пошире развернули – на четыре! С силой их к плечам прижать – это пять! Шесть – на стул тихо сесть! | Все ученики выпол-няют действия под декламацию учителя 4-5 раз. | 3 минуты | Регулятивные УУД: умение самоорганизовы-вать себя. | Фронтальная работа. |
6. Выполне-ние практи-ческой рабо-ты на ком-пьютере. | Организует практическую работу, объясняет ученикам, как скопировать в свою папку файл с практической рабо-той, и как перетаскивать объекты с по-мощью мыши в первом задании (приложение 5). По ходу работы учитель оказывает индивидуальную помощь. В конце работы осуществляет оценку деятельности каждого ученика – при-крепляет за выполнение каждого зада-ния цветные или чёрные магниты. | Выполняют прак-тическую работу в текстовом процессоре Word. | 10 минут | умение ввода текста с кла-виатуры. | Использование карточек, индивидуальная работа. |
7. Коммента-рий к домаш-нему заданию. | - §6 – прочитать, запомнить и пере-сказать главное, выполнить в рабочей тетради –– №8, №9 (с. 30 - 31) (приложение 2). По желанию (под *): найти или при-думать 3 - 5 загадок о носителях инфор-мации и красиво их оформить. | Записывают в дневники: §6, РТ –– №8, №9 (с. 30 - 31), загадки*. | 2 минуты | Регулятивные УУД: умение самоорганизовы-вать свою деятельность. | Дифференциация заданий, творческие задания. |
8. Рефлексия (итог урока, итог деятель-ности уче-ника). | Организует диалог, в ходе которого определяется какие цели были постав-лены, достигнуты ли они, что было осо-бенно интересным, выясняет самооцен-ку каждым учеником своей деятельнос-ти с опорой на список с магнитами и выставляет отметки в журнал. | Ученики фиксиру-ют новое содержание, изученное на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: са-мооценка, оценивание результатов деятель-ности товарищей (учитель консульти-рует). | 5 минут | Регулятивные УУД: умение оценивания, са-мооценивания. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать, умения донести до окру-жающих свою точку зре-ния, используя нормы этики. | Фронтальная беседа. |
А1. Найди лишнее.
А2. Изображенные на рисунке объекты можно назвать:
4) средства кодирования информации.
А3. Устройства, изображенные на рисунке, в обиходе называются «флешки» и используются для:
4) секретного ключа.
А4. Какое устройство является на рисунке лишним?