Словесный.
Практический.
Интегрированного обучения.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный этап (2 мин.) | Приветствует учеников. – Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте, всё ли готово к уроку? - Просмотрите отрывок из фильма и скажите его название.(Отрывок из фильма «Шерлок Холмс») - Отлично, предлагаю вам временно войти в образ главного героя этого фильма и разрешить следующую ситуацию. Коля и Петя друзья, учатся в параллельных кассах. Как-то раз 18 февраля Колю попросили, составить текстовый документ, который содержит текст написанный от руки на листе формата А3. Точно такое задание дали и Пети, но 20 февраля. Оба друга справились с заданием 25 февраля. Они набрали абсолютно одинаковые текста, причем количество символов было одинаково, форматирование текста не применялось, но оказалось, что сохраненные файлы имеют разный объем. Как такое могло произойти? | Приветствуют учителя. -Здравствуйте! Проверяют свою готовность к уроку. - Готово! - Этот отрывок из фильма «Шерлок Холмс». - Возможно были использованы различные кодировки, следовательно, информационный вес одного символа отличался, а значит и весь информационный вес текстового файла. - А может быть для кодирования текста использовались различные виды кодов, в одном случае равномерный код, а в другом префиксный. | Личностные: создание условий для самопознания и самореализации; - создание комфортной здоровье сберегающей среды. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание |
Этап актуализации знаний (2 мин.) | - Отлично. А какой код называется префиксным. - Хорошо. Давайте вспомним как определить информационный вес сообщения согласно алфавитному подходу к измерению информации. - Верно. А с какими единицами измерения информации вы знакомы. | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Код с переменной разрядностью. - Необходимо определить мощность алфавита – количество символов алфавита. Определить информационный вес одного символа. Подсчитать количество всех символов сообщения. Перемножить количество всех символов на информационный вес одного символа. - Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт, петабайт, экзабайт, зеттабайт и йоттабайт. - Двоичное кодирование. | Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, развитие логического мышления. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание |
Выявление затруднения (7 мин.) | – Верно, предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо придумать друг другу короткие сообщения, состоящие из трех слов и определить информационный вес как своего сообщения так и товарища, а затем сравнить результаты. Пока ученики выполняют задания, учитель контролирует ход решения задач и раздает задания на листах А4 (Приложение 1). -У всех получилось? - Отлично, а теперь попробуем решить типовое задание из ЕГЭ, 11 задание. Задача№1. | Внимательно слушают учителя. Составляют задания для соседа по парте. Обмениваются заданиями. Решают задания. Сверяют результаты. Пример. Найти информационный сообщения «Пора идти домой!» N=16 i=4 бита I= 64 бита= 8 байт. -Да. Ребята пытаются решить задание, но возникают трудности при решении. Непонятно как соотнести информационный вес сообщений с различными кодировками и количеством символов. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование основных определений. Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать собеседника, развитие диалогической речи. |
Разработка проекта (2 мин.) | – Итак, получается, что вы обладаете хорошими теоретическими знаниями, умениями решать задачи по алгоритму, но у вас ещё не сформировались навыки применения знаний для решения практических заданий с дополнительными данными. Как это можно исправить? - Замечательно. Этим мы и займкмся. | – Повторить формулы и их компоненты, а также разобраться с решением этой задачи и решить её альтернативу. Закрепить самостоятельным решение задач. Учащиеся выполняют записи в тетради. | Познавательные: построение логических рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: планирование последовательных действий для получения результата |
Реализация выбранного плана (10 мин.) | – Прочтите ещё раз условие задачи. - Скажите, пожалуйста, чему равен информационный вес символа в представленных кодировках? - Хорошо, В какой кодировки информационный вес сообщения больше и на сколько? - Верно, а как определить информационный вес сообщения, согласно алфавитному подходу. -Правильно, нам известно количество символов сообщения? -А если обозначить количество символов за Х, то какой информационный вес будет иметь сообщение в Unicode? - А в КОИ-8? - Прочтите еще раз условие и запишите полученное уравнение на доске. - Замечательно. Остается решить уравнение. - Всё верно, аналогичную задачу выполняем самостоятельно. Задача №2. Какой результат получили? - Молодцы. Теперь разберем еще одну задачу. Задача №3. - Что означает фраза «Одинаковым минимально возможным количеством бит» - Скажите чему должна быть равна минимальная разрядность двоичного кода, чтобы можно было составить 4000 различных комбинаций? - Верно, таким образом мы определили, что 1 ИНН будет содержать 12 бит информации, а сколько информации будут содержать все ИНН сотрудников? - А в байтах? Всё верно, если всё понятно выполняем самостоятельно задачу 4. Как решите скажите ответ. Если возникнут сложности задаем вопросы. - Верно. | Повторно читают условие задачи. - 16 бит и 8 бит. - Unicode на 480 бит. - Необходим перемножить информационный объем символа на количество символов сообщения. - Нет. - 16 Х. -8Х Читают условие задачи, составляют уравнение: 16Х-8Х=480. -Х=60. Решают задачу. Пусть Х – количество символов сообщения, информационный вес сообщения в Unicode составляет 16*Х бит, а в КОИ-8 8*Х бит. Т.к. информационный объем сообщения уменьшился на (16Х-8Х) бит или на 240 бит. Имеем уравнение 16х-8х=240. Х=30. Ответ:30 - 30 символов. Читают условие задачи. - Количество разрядов двоичного кода должно совпадать. - 12 - 12*300= 3600 бит - 450 Решают аналогичную задачу сообщают ответ. 21 бит | Познавательные: извлечение необходимой информации из теоретического материала. Регулятивные: развитие логического мышления в процессе разбора заданий. Личностные: развитие математической и информационной культуры |
Первичное закрепление нового знания. (3 мин.) | - Давайте решим ещё одну задачу. Задача 5. Необходимо определить информационный вес символа, зная мощность – 26 символов и определить информационный объем сообщения. | Решают задачу. i=5 бит I=5*240бит = 150 байт. Сообщают результат. | Познавательные: ориентировка на разнообразие заданий по теме; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, взаимодействие со сверстником.. |
Самостоятельная работа по эталонному образцу (7 мин.) | – Молодцы, всё верно! Предлагаю вам закрепить материал и решить задачи самостоятельно по вариантам. Как закончите поменяйтесь работами с соседом по парте для проверки.(Приложение 2). | Учащиеся решают самостоятельно задачи Обмениваются вариантами и осуществляют проверку. | Познавательные: внимательное чтение, построение логических рассуждений. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике. |
Включение в систему знаний и умений (3 мин.) | - Молодцы, все справились с задачами! Теперь вам надо обороняться ответами на вопросы. Что такое кодирование? - Что такое Алфавит? - Что такое разрядность двоичного кода? - Как найти информационный вес сообщения согласно алфавитному подходу? - Сколько бит в одном килобайте? | - Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода - Алфавит – бесконечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Нет, так как алфавит конечен. - Длина двоичного кода. - Необходимо определить мощность алфавита – количество символов алфавита. Определить информационный вес одного символа. Подсчитать количество всех символов сообщения. Перемножить количество всех символов на информационный вес одного символа. -213=8192 бита | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. Личностные: развитие логического мышления в процессе проведения метапредметных связей. |
Рефлексия (3 мин.) | – Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд. -На этих листочках вы можете поделиться своими эмоциями и пожеланиями о сегодняшнем уроке, подписывать не надо. | Учащиеся описывают свои впечатления и сдают листочки учителю анонимно. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |