ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 9 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
СВОЙСТВА АЛГОРИТМА И ЕГО ИСПОЛНИТЕЛИ. БЛОК - СХЕМЫ АЛГОРИТМОВ.
Цели
Образовательные:
- сформировать представления учащихся о понятии «алгоритм» и его свойствах, формах представления алгоритмов;
- познакомить учащихся с понятием «исполнитель» и системой команд исполнителя;
- изучить виды алгоритмов и их формы представления.
Развивающие: способствовать развитию приемов логического мышления, внимания, умения выполнять алгоритм по известным шагам.
Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, культуры речи и общения, самостоятельности, привитие интереса к изучению предмета через применение различных форм овладения знаниями.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке на основе того, что уже известно и усвоено с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, фронтальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры с доступом к сети Интернет, ОС Linux.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слайд №2
Учитель приветствует класс, задаёт позитивный настрой учащихся на урок:
- «Какое у вас настроение?»
- «А давайте попробуем улучшить ваше настроение, добавив знания в вашу копилку информации?»
- Ежедневно мы выполняем массу алгоритмов, не замечая того.
- Итак, добро пожаловать в страну алгоритмов. По пути мы будем отмечать наш маршрут, в виде заполнения рей
тинговой таблицы, которая станет итогом нашего путешествия. (См. приложение)
Учащиеся: Приветствуют учителя, получают рейтинговую таблицу, которую заполняют по ходу урока.
1 минута
II. Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности.
- Все вы, неплохо разбираясь в компьютерных технологиях и изучая информатику, уже не раз слышали такое понятие, как «алгоритм». Можете ли дать определение этому слову? (Выслушиваются несколько вариантов). Именно сегодня мы с вами более глубже и познакомимся с этим термином и другими понятиями, связанными с алгоритмом.
Учащиеся слушают и отвечают
2 минуты
III. Актуализация опорных знаний учащихся
Слайд №3 через интерактивную доску для последующего заполнения и проверки
- Действительно, с понятием «алгоритм» вы уже встречались ранее: на уроках информатики, в жизни, однако никогда не задумывались над тем, какое количество алгоритмов нам известно. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Прежде чем начнём изучать новую тему, давайте вспомним, что мы знаем об алгоритмах. Для этого, работая в группах по два человека, вы сейчас отгадаете кроссворд и оцените себя в своей рейтинговой таблице, кто ответил правильно тому и балл. А затем мы с вами обсудим то, что у вас получилось, заполняя кроссворд на интерактивной доске.
Учащиеся: Работают в группах с бланками «Кроссворд» (раздаются каждой группе).
5 минут
IV. Усвоение новых знаний и способов действия
1). Повторение пройденного материала
Слайд №3 заполняют кроссворд
- Итак, что же у вас получилось?
Учащиеся: Заполняют на интерактивной доске и обсуждают полученный результат
2 минуты
2). Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы
Слайды №4-5 (демонстрация)
- А как вы думаете, этих знаний об алгоритмах вам достаточно или же нужно углубить их?
- Совершенно верно теперь их уже недостаточно.
- Итак, тема нашего урока на экране.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
1 минута
3 . Доказательство гипотезы
Слайды №6-13
Интернет ресурсы:
№1 «Происхождение и определение понятия алгоритма»;
№2 «Исполнители алгоритмов»;
№3 «Свойства алгоритма»;
№4 «Способы записи алгоритмов» (часть ресурса).
(демонстрация всех ресурсов)
Учитель открывает последовательно презентационный материал (демонстрация), объясняя учащимся новую тему.
Учащиеся получают информацию из рассказа учителя, сопровождённого презентационным материалом. Делают записи в тетради.
15 минут
4). Проверка правильности решения проблемы
- Ребята, посмотрев презентационный материал и выслушав меня, вы узнали что-то новое об алгоритмах? Если да, то что?
Учащиеся: Каждый высказывает своё мнение.
3 минуты
V. Физкультминутка
- А сейчас мы с вами немного отдохнём.
Выполняют упражнения для глаз и рук (под музыкальное сопровождение)
2 минуты
VI. Формирование умений и навыков
Тренировочный этап
Слайды №14
№5 «Основные эле-менты алгоритма и их применение». (практическая работа)
- Я прошу вас занять свои рабочие места, и мы продолжим нашу работу, но уже за компьютерами.
- Сейчас вы должны выполнить практическую работу (ссылка на компьютерах активизирована).
Организация работы за компьютером (консультация по выполнению практической работы, по оцениванию).
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу «Основные элементы алгоритма и их применение». (ставят в рейтинговую таблицу баллы за задания №1, №2 по 1 баллу и №3-10 вместе оценивают в 1 балл)
4 минуты
Первичный контроль знаний.
Слайды №14
Самостоятельная работа «Проверь себя!»
- Ребята, внимательно посмотрите на экран и выполните самостоятельную работу «Проверь себя!», которая находится у вас на Рабочем столе (вывод на доску выполненной работы с правильными ответами через проектор и проверка).
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, с последующей проверкой с доской.
6 минут
VII. Итог урока.
Рефлексия
- Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
- Узнали вы больше об алгоритмах и понятиях, связанных с ними?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
1 минута
Работа с рейтинговой таблицей
Выставление оценок и их комментарий.
Работа с таблицей, комментируют свои результаты, делятся своими впечатлениями об уроке.
2 минуты
VIII. Домашнее задание
Слайд №15
№6 Домашнее задание №19 (бланк)
§4.1.1, §4.1.2, заполнение бланка (распечатан для каждого учащегося)
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.
1 минута
Приложение к плану-конспекту урока
Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
1. Происхождение и определение понятия алгоритма
ЭУМ И-тип
Презентация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88093ab9-6a3e-4bc6-8d5d-9b7434d8416b/9_31.swf
2. Исполнители алгоритмов
ЭУМ И-тип
Презентация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58e9a0c3-11df-4c94-a5eb-b0a7b359ea35/9_32.swf
3. Свойства алгоритма
ЭУМ И-тип
Презентация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef6533fd-06d1-4b38-9498-ac58430f845e/9_33.swf
4. Способы записи алгоритмов
ЭУМ И-тип
Интерактивная модель
http://www.fcior.edu.ru/card/29560/sposoby-zapisi-algoritmov.html
5. Основные элементы алгоритма и их применение.
ЭУМ П-тип
Практическая работа
http://www.fcior.edu.ru/card/16767/osnovnye-elementy-algoritma-i-ih-primenenie-prakticheskaya-rabota.html
6. Домашнее задание № 19
ЭУМ К-тип
Текст/текст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/63387/?interface=pupil&class%5b%5d=49&class%5b%5d=50&class%5b%5d=51&class%5b%5d=53&class%5b%5d=54&subject=19