| Конспект урока по информатике на тему: «Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы» |
| Класс 10 «А» |
| Дата: 18.01.2018 |
| Цели урока: Образовательная: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятия «граф», «деревья», «таблицы»; ознакомить обучающихся с граф - моделями и табличными моделями систем, сформировать умение строить такие модели, использовать их для решения практических задач. Развивающая: развивать умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнера; развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Воспитательная: стимулировать интерес обучающихся к информационным технологиям; пробудить интерес к самостоятельному решению задач. |
| Задачи урока: Знать: понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица»; структуры информационных моделей; структуру и типы таблиц. Уметь: ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети, таблицы) по вербальному описанию системы; строить различные по типу таблицы. |
| Формируемые умения: самоанализ вопросов теста, слушать, работать по учебнику, по карточкам. |
| Цели использования ИКТ: проверить теоретические знания с помощью теста, созданного в программе MyTestXPro, объяснить новый материал с использованием презентации MS PowerPoint, закрепить знания с помощью кроссворда, созданного в презентации MS PowerPoint, работа по карточкам в текстовом редакторе MS Word. |
| Этап урока, на котором использовались ИКТ: актуализация знаний, тестовый контроль, изучение нового материала. |
Формы организации работы детей: индивидуальная, групповая, практическая. |
Формы организации работы учителя: контроль, объяснение, консультирование. |
Технологические особенности: личностно-ориентированная, дифференцированная, объяснительно- иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии. |
| Технические условия |
| Используемое оборудование: компьютерный класс с установленным ПО (MS Power Point, MS Word, ), проектор, экран. |
| Разработанные цифровые образовательные ресурсы: подготовка теста в MyTestXPro, презентации нового материала урока, кроссворда. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I. Организационный момент | 1 мин | – проверить готовность обучающихся к уроку; – познакомить с критериями оценивания работу на уроке. | | | | | Презентация к уроку слайд № 8. (Приложение 3 – гиперссылка в презентации к текстовому файлу). |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствует учащихся. Демонстрирует таблицу критерия оценивания работу на уроке. | Приветствуют учителя. Размещаются за свои рабочие места. Знакомятся с таблицей критерия оценивания работы на уроке. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
II. Актуализация знаний | 5 мин. | – повторить базовые понятия изучаемой темы. | Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. | Работать с тестовой программой MyTestXPro. | Самоорганизация контроля | Самостоятельная работа | Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения. Вопросы в двух вариантах – Приложение 1(гиперссылка в презентации к текстовому файлу). Презентация 1, слайды № 10-13. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Подготовка контролирующей программы-теста на всех компьютерах класса. Консультация учащихся при возникновении затруднений. Обобщение материала при ответе на вопросы учителя (запускает презентацию слайды № 10-13). Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Размещаются за свои рабочие места за компьютером. Отвечают на тест, состоящий из 7 вопросов с выбором одного правильного варианта, обращаются за помощью к учителю в случае неверного ответа. Устные ответы учеников. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
III. Мотивация и целеполагание | 3 мин | – подготовить учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока; – актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для создания информационных моделей на основе системного анализа. | Основные понятия информационного моделирования: модель, информационная моделью. | Создавать информационные модели на основе системного анализа. | сформулировать цели и задачи урока при использовании методики «Закончи предложение». | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайды № 15-17. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 15-17, беседа с обучающимися, подготавливающая к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. Помощь в составлении правильной формулировки цели и задач урока. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Реализация цели осуществляется через составление графа, который через системный анализ объекта моделирования подготавливает обучающихся к самостоятельному определению и формулированию целей и задач урока. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
IV. Изучение нового материала | 12 мин. | – ввести понятия «структура данных», «граф», «сеть», «дерево» «таблица»; – сформировать навыки построения графов, деревьев, по вербальному описанию системы; – строить различные по типу таблицы. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Когнитивный метод | Лекция–демонстрация, беседа | Презентация 1, слайды № 19-31. Используются гиперссылки между слайдами на разнообразия моделей. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Объяснение материала, работа с Презентацией 1, слайды № 19-31, беседа с учащимися. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Размещаются за свои рабочие места. Конспектируют в тетради. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
V. Первичная проверка понимания знаний | 4 мин. | – установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; – выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Самостоятельная работа | Презентация с кроссвордом (Презентация 2) – гиперссылка в презентации. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Демонстрация презентации с кроссвордом. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Отвечают на вопросы, заполняя ответами кроссворд. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VI. Физминутка для глаз | 1 мин. | – снять усталость и напряжения обучающихся. | | | | | Презентация 1, слайды № 35-36. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Демонстрация презентации с физминуткой. | Просмотр видеоролика из презентации. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VII. Закрепление нового материала | 10 мин | – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять информационные модели: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайд № 38 (гиперссылка в презентации к текстовому файлу – Приложение 2: указаны страницы с заданиями. Текстовый редактор MS Word. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учащимся предлагается выполнить практическую работу, используя учебник: [1] или карточки. Консультация по выполнению практической работы. Консультация учащихся при возникновении затруднений. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Работа выполняется на выбор учащегося в текстовом редакторе MS Word, либо в тетради. Размещаются за свои рабочие места за компьютером. Выполняют практическую работу. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VIII. Рефлексия урока | 2 мин. | – выявление уровня осознания содержания пройденного материала. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | «Закончи фразу...» | Самостоятельная работа | Презентация 1, слайд № 39. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Помощь в составлении правильной фразы. Выставляет полученные баллы в карточку учета знаний за урок учащегося. | Самостоятельно продолжают фразу, выявляя затруднения при обучении. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
IX. Подведение итогов учебного занятия | 1 мин | – оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов; – выставить отметки за работу на уроке. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация | самооценка | Презентация 1, слайд № 40. Приложение 3: критерии оценки работы на уроке (гиперссылка в презентации к текстовому файлу). |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Знакомство с критериями оценивания работы за урок. Подсчет набранных баллов. Выставление оценок. Комментарий оценок. | Самооценивание по предложенным критериям. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
X. Задание на дом | 1 мин. | – дать полную информацию о домашнем задании; – прокомментировать предложенные на выбор задания. | Классификацию структур информационных моделей, понятия «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Составлять, приводить примеры информационных моделей: «граф», «дерево», «сеть», «таблица». | Самоорганизация обучения | | Презентация 1, слайд № 41. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Комментарии домашнего задания. Самоанализ урока (гиперссылка в презентации к текстовому файлу). | Запись д/з Читать: учебник. § 14, стр.79 – ответить на вопросы: 1-5, 8, 9, 12-14 (устно), 17 (письменно в тетради или на компьютере). |
Элемент ИКТ | Программа для тестирования MyTestXPro в режиме обучения | Презентация MS PowerPoint Презентация 2(кроссворд) | Презентация MS PowerPoint Презентация1.pps (слайд №19 –31) | Текстовый редактор MS Word |
Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке | личностно-ориентированная технология | личностно-ориентированная технология | объяснительно-иллюстративное обучение, технология учебной дискуссии | практическая работа |
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке | проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки | проверить знания изученного материала, выявить пробелы, проанализировать ошибки | – ввести понятия «структура данных», «граф», «сеть», «дерево» «таблица»; – сформировать навыки построения графов, деревьев, по вербальному описанию системы; – строить различные по типу таблицы. | закрепить навыки и умения работы по созданию информационных моделей: «граф», «сеть», «дерево» «таблица». |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей | индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок | индивидуальность работы, получение результата и анализ всех ошибок | иллюстративно-наглядное объяснение с обращением в форме вопросов к учащимся и комментарием учителя | самостоятельная работа учащихся за компьютером |