Стандартные алгоритмы обработки массивов. Двумерные массивы.
Стандартные алгоритмы обработки массивов. Двумерные массивы.
Урок по теме: "Стандартные алгоритмы обработки массивов. Двумерные массивы."знакомит учащихся с двумерными массивами, способами заполнения массива; рассмотреть решение стандартных задач.Задачи урока: повторить знания об одномерных массивах, способе описания массива, характеристики одномерного массива; способствовать формированию представления о двумерном массиве и основных свойств квадратных матриц; рассмотреть действия, которые можно выполнить над матрицами; познакомить с типовыми алгоритмами обработки матриц на языке Pascal; создать условия для формирования умения решать алгоритмы с двумерными массивами;создать условия для развития умений работать за ограниченный промежуток времени, развития навыков самостоятельной работы, развития навыков работы с конспектом.содействовать созданию на уроке психологического комфорта для работы, воспитанию собранности, ответственного отношения к своему труду, повышения мотивации к учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стандартные алгоритмы обработки массивов. Двумерные массивы. »
Класс: 9 дата:
Тема: Стандартные алгоритмы обработки массивов. Двумерные массивы .
Цель: познакомить учащихся с двумерными массивами, способами заполнения массива; рассмотреть решение стандартных задач.
Задачи:
образовательные: повторить знания об одномерных массивах, способе описания массива, характеристики одномерного массива; способствовать формированию представления о двумерном массиве и основных свойств квадратных матриц; рассмотреть действия, которые можно выполнить над матрицами; познакомить с типовыми алгоритмами обработки матриц на языке Pascal; создать условия для формирования умения решать алгоритмы с двумерными массивами;
развивающие: создать условия для развития умений работать за ограниченный промежуток времени, развития навыков самостоятельной работы, развития навыков работы с конспектом.
воспитательные: содействовать созданию на уроке психологического комфорта для работы, воспитанию собранности, ответственного отношения к своему труду, повышения мотивации к учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: лекция, самостоятельная работа.
Формы организации: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, дидактический материал
Ход урока:
1. Организационный момент.
- приветствие - сообщение темы
- план работы на уроке. 2. Подготовка к ВОУД.
Тест №6
3. Актуализация полученных знаний
Устно проговариваются основные моменты предыдущей темы: “Одномерные массивы”.
Фронтальный мини опрос по основным определениям. (слайд 1-6)
4. Целеполагание, постановка задач:
дать определение понятию двумерный массив;
рассмотреть форму записи двумерного массива
рассмотреть основные свойства квадратных матриц;
познакомиться с типовыми алгоритмами обработки матриц на языке Pascal;
рассмотреть решение задач с двумерными массивами;
5. Лекция
Тема урока. (Слайд 7)
Определение. (слайд 8-14)
Двумерным массивом называется совокупность данных, каждое значение которых зависит от двух чисел, которые можно рассматривать как индекс столбца в матрице.
Формат записи (слайд 15-16)
: array [н_индекс_1..в_индекс_1, н_индекс_2 ..в_индекс_2] of
1) Var
A: array[1..n,1..m] of integer;
2) const
Для того чтобы использовать элемент массива, надо указать имя массива и индекс элемента. Первый индекс соответствует номеру строки, второй – номеру столбца. Например:
for i:=1 to n do for j:=1 to n do a[i,j]:= random (100);
Аналогом массивов языка Паскаль в математике являются матрицы. Матрица, у которой число строк равно числу столбцов, называется квадратной. A(n,n) – квадратная матрица (слайд 17,18)
Основные свойства квадратных матриц: (слайд 19-22)
1. Квадратные матрицы имеют главную и побочные диагонали. Например, для матрицы А на главной диагонали лежат элементы 1,5 и 9, а на побочной – 3, 5 и 7.
.
Основные действия, которые можно выполнять над матрицами (слайд 23)
суммировать;
находить разность;
произведение матрицы на некоторое число;
произведение двух матриц.
Создание двумерных массивов (слайд 24-26)
- с клавиатуры (слайд 25-26)
- случайными числами (слайд 27, 28)
Вывод массива:
Типовые алгоритмы обработки матриц на языке Паскаль
Вывод матрицы в виде таблицы:
for i:= 1 to n do begin for j:= 1 to m do write (a[i,j]:4); writeln end;
Использование генератора случайных чисел:
randomize; for i:=1 to m do begin for j:=1 to n do begin a[i,j]:=random(100)-10; write(a[i,j]:4); end; writeln; end;
2-ой способ вывода матрицы в виде таблицы:
for i:= 1 to n do for j:= 1 to m do if jm then write (a[i,j]:4) else writeln (a[i,j]:4);
Суммирование матриц:
for i:= 1 to n do begin for j:= 1 to m do c[i,j]:=a[i,j]+ b[i,j] end;
5. Первичный контроль
Рассмотрение задач на массивы. Нахождение максимального значения.
Создать программу для формирования таблицы умножения (таблицы Пифагора). (слайд 30)
6.Разбор задач. ( Слайд 30-33)
Задача базового минимума: Вычисление суммы элементов главной диагонали квадратной матрицы: