Решение задачи на компьютере - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Поэтому перед решением задачи на компьютере, она должна пройти некоторые этапы подготовки.
Этапы решения задач на компьютере.
1) Постановка задачи - необходимо четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи, выделить исходные данные для ее решения. Предложить общий подход к её решению, определиться какие результаты и в каком виде должны быть получены.
2) Построение математической модели - представление ее в виде формул, уравнений, соотношений, которые могут быть реализованы в компьютере.
3) Алгоритмизация - построение алгоритма.
4) Написание задачи на языке программирования.
Программа должна быть универсальной (не зависящей от конкретного набора данных). Необходимо предусмотреть контроль вводимых данных. Необходимо повысить эффективность программы, т. е. уменьшить количество выполняемых операций и время работы программы.
5) Отладка и тестирование программы.
На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.
Программист должен составить тест - это специально подобранные исходные данные, в совокупности с результатами, которые должны получиться.
Отладка - это исправление ошибок - сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на составленных контрольных тестах.
6) Анализ полученных результатов.
Рассмотрим эти этапы на примере следующей задачи:
Вычислить периметр произвольного треугольника по его трем сторонам.
1.Постановка задачи
Исходные данные : a,b,c-стороны треугольника.
Результат: P-периметр треугольника.
2.Построение математической модели: P=a+b+c
3.Алгоритм решения:
-
-
4.Программа:
Program zad_1;
Uses crt;
Var a,b,c:integer;
Begin
Clrscr;
Write(‘Введите через запятую значение сторон треугольника’);
Readln(a,b,c);
P:=a+b+c;
Write(‘Периметр треугольника P=‘, P);
Readln;
End.
5.Тест.
-
-
-
Что происходит после запуска программы?
Введите через запятую значение сторон треугольника 3,5,8 ENTER
После этого в переменные заносятся введенные значения
a = 3 b = 5 d = 8
Выполняется оператор присваивания
P=a+b+c
В переменную P заносится значение 16 (P=16)
Выносится результат на экран
Периметр треугольника P=16
Набираем программу на компьютере и запускаем с данными заданными в тексте.
Подведение итогов.
-