kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока «Способы представления информации в компьютере, кодирование числовой, текстовой и графической информации, декодирование.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Урок объяснение новой темы. Урок и анализ урока информатики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Способы представления информации в компьютере, кодирование числовой, текстовой и графической информации, декодирование.»»

Тема:  «Способы представления информации в компьютере, кодирование числовой, текстовой и графической информации, декодирование.»

Класс: 7

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

Отметить роль кодирования информации, научить декодировать зашифрованную информацию, применять свои знания на практике.

Развивающая: скорректировать логическое мышление на основе упражнений на логическое мышление, развивать внимание, память, познавательный интерес;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувства само- и взаимоуважения.

Привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Метод проведения: Частично- поисковый, беседа с применением игровой технологии, практические задания.

ТСО и наглядность: презентация, раздаточный материал.

План урока:

  1. Включение в учебную деятельность. (1-2 минуты)

  2. Актуализация знаний.  (2 минут)

  3. Самоопределение деятельности(3 минуты)

  4. Изучение новой темы.(7 минут)

  5. Закрепление материала. (10 минут)

  6. Физминутка. (2 минуты)

  7. Релаксация. (3 минуты)

 

 

 

План урока

Включение в учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Самоопределение деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльвира Аглисламовна, я учитель информатики. Сегодня мне выпала большая честь провести урок в вашем замечательном 7 классе, где учатся,   замечательные ученики.

Посмотрите, пожайлуста, какое настроение у гнома? Почему вы так решили? Улыбка – это волшебный ключик, который открывает замки в душах людей.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

 (Слайд 2)- Давайте, посмотрим внимательно следующий слайд, и каждый для себя выберет рожицу, которая соответствует его настроению на начало урока. Только не забудьте, какую рожицу вы выбрали до конца нашего урока.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, пройденный материал.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: (слайд 3)

1.                  Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает).

2.                  Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)(слайд 4)

3.                  Как человек хранит информацию? (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества).

4.                  Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CDи DVD, флеш-карты)

(слайд 5)Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. (главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации)

 Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.  Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

-Ребята, давайте подумаем, что же значит слово кодирование. Подберите однокоренные слова к слову кодирование.

Ребята должны предложить КОД, КОДИРОВАТЬ, КОДИРОВКА, КОДИРОВЩИК. А где мы с вами встречались с  кодированием? ( встречались с закодированной информацией (тема урока, оценки – должны догадаться).

-Посмотрите, у нас получилось несколько вариантов ответа. А  чтобы найти верное решение мы с вами обратимся к источникам информации.

На нашем уроке, что может являться источником информации?

Правильно. Книга. Открыли учебники на стр.28 Самое главное

Итак, что же такое кодирование информации? Верно

(слайд 6)

Код-это система условных знаков для представления информации.

Кодирование-формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Как вы думаете, что называется  декодированием?

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

(слайд 7)

Множество кодов прочно вошло в нашу жизнь (рис. 2). Какая информация может быть закодирована этими знаками?  (Ответы детей: Для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих). С помощью нотных знаков кодируется (записывается) любое музыкальное произведение. Правила дорожного движения кодируются с помощью символических рисунков — дорожных знаков.)

(Слайд 8)Существует три основных способа кодирования информации:

1.                  Графический - с помощью рисунков или значков;

2.                  Числовой - с помощью чисел;

3.                  Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

( слайд 9,10)Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе.


- Отдохнули. Перейдем к практической части нашего урока (Слайд 11):

(Слайд 12) А теперь мы разделимся на две команды. Возьмите бумажку. У кого написано Звезды – садятся на правый ряд, у кого – Волшебники, тот на левый.

•        У кого на бумажке написана буква К – тот капитан этой команды.

•        У вас на столе лежит бумага и ручки.    

                      Жюри:учитель информатики.

(Слайд 13)  - При выполнении практической части работая в группе вы должны быть взаимовежливы .

(Слайд 14) Задание № 1

У вас на столах лежат таблицы с азбукой Морзе, которые вам помогут в этом.

            (Слайд 15) Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:,   

(Слайд 16) Задание №2

Хорошо, замечательно справились с первым заданием. Теперь продолжим обсуждать тему Кодирование. Как вы думаете, а можно закодировать текст, не используя ничего лишнего, ни точек, ни тире? (да, используя цифры). Верно, это называется цифровым кодом, давайте попробуем декодировать информацию с карточек номер 2.

Декодирование слов по номерам букв (Слайд 17)

(конкурс капитанов),

(Слайд 18)Задание № 3

Хорошо, а у кого-нибудь есть ещё варианты кодирования? Оказывается можно закодировать информацию, не используя никаких дополнительных знаков, ни точек, ни тире, ничего, а только с помощью алфавита. Это, как следует из легенд, первым придумал великий римский император Цезарь, поэтому он носит название кода Цезаря. Суть его в том, что текст сообщения просто «сдвигается» побуквенно, например на 3 символа дальше по алфавиту, то есть вместо буквы А будет ставиться буква Г, вместо Б ставится Д и так далее. Попробуйте декодировать информацию с карточек номер 3.

Заменить буквы её порядковым номером в алфавите:

А ®1, Б ®2, В ®3, …,

 Я ®33    ,20)  (Слайд 19)

Слайд20  Задание № 4

             Закодировать текст используя код Цезаря

(на 1 букву вперёд) (Слайд 21)

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали

·        повторили и закрепили материал, пройденный на прошлом уроке;

·        изучили новый материал - кодирование информации;

·        закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование.

 

(Слайд 22)

- Ребята, давайте посмотрим совпала ли выбранная вами вначале урока рожица на конец рока.

Оценки в конце урока.

 


Самоанализ урока информатики в 7 классе

По теме : «Способы представления информации в компьютере, кодирование числовой, текстовой и графической информации, декодирование.»

 

Работая над уроком  я поставила триединую цель:

Образовательная:познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.

Отметить роль кодирования информации, научить декодировать зашифрованную информацию, применять свои знания на практике.

Развивающая: скорректировать логическое мышление на основе упражнений на логическое мышление, развивать внимание, память, познавательный интерес;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,чувства само- и взаимоуважения.

Привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Метод проведения:Частично- поисковый, беседа с применением игровой технологии, практические задания.

ТСО и наглядность: презентация, раздаточный материал.

На уроке были выдержаны следующие этапы:

1.      Включение в учебную деятельность. (1-2 минуты)

2.    Актуализация знаний.  (2 минут)

3.     Самоопределение деятельности(3 минуты)

4.    Изучение новой темы.(7 минут)

5.     Закрепление материала. (10 минут)

6.    Физминутка. (2 минуты)

7.     Релаксация. (3 минуты)

      Я считаю, что цели урока были достигнуты. Учащиеся путем рассуждений, опираясь на имеющиеся знания, смогли понять определение «кодирование информации», научились выделять декодировать и кодировать слова и выражения.

 Данный урок является первым в разделе «Кодирование информации», и он неразрывно связан с предыдущим разделом «Виды информации». Таким образом, легко прослеживается связь между ранее изученными и новой темой. Т.е. учащиеся знакомы с действиями, которые можно проводить с информацией (получение, хранение, обработка, передача, обмен), а на этом уроке они уже более детально изучают, как люди кодируют информацию, в каком виде информация хранится на носителях (в виде рисунков, в виде иероглифов, букв алфавита и т.д.).

На уроке была использована такая форма организации, как эвристическая беседа, на этапе актуализация знаний. Также на уроке были применены элементы технологии проблемного обучения, а именно элементы частично-поисковый метода. Я задала проблемный вопрос «Что человек хочет сообщить нам этим жестом?», а также ряд косвенных вопросов, ответы на которые  опираются на имеющиеся знания учащихся. Например:

- Какими носителями пользуются современные люди?

Какая информация закодирована  следующими знаками?

Опираясь, на ответы учащихся я сама подытожила главное: 1. Кодирование информации – формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

При подборе заданий для закрепления были учтены психологические особенности детей. А именно, перед выполнением каждого задания проводился подробный инструктаж по выполнению задания.

На  этом уроке использовала элементы технологии проблемного обучения, а  в будущем хотелось бы полностью урок построить с использованием данной технологии. Была организована работа  в парах и  группах для большего сплочения класса, где дети учились уважать мнения других.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Габдрахимова Эльвира Аглисламовна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства