kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Файлы и фаыловые структуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 7 классе "Файлы и фаловые структуры"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Файлы и фаыловые структуры"»



Лукашенкова Наталья Владимировна,

учитель ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №2»

Урок в 7 классе

ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «РАБОТА С ОБЪЕКТАМИ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ»

Цель урока:

учебная: познакомить учащихся с такими понятиями, как файл, папка, ярлык; изучить основные понятия: корневой каталог, файл, папка, расширение и имя файла, путь доступа; сформировать умения и навыки производить действия с файлами и папками;

развивающая: развить умение ориентироваться в дереве каталогов; развивать внимание, память, логическое мышление; формировать умения применять полученные знания на практике;

воспитательная: воспитать чувство ответственности  за программное обеспечение (системные каталоги) размещённое на диске; воспитывать информационную культуру учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютеры, теоретические помощники, презентация, ОС Windows, локальная сеть.

Ход урока

  1. Организационный этап.

ІІ. Актуализация опорных знаний (игра «Морской бой»).

  1. Как называется устройство для печати данных на бумаге или специальной пленке? (Принтер)


  2. А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ж

    З

    И

    1










    2










    3










    4










    5










    6










    7










    Через какое время после непрерывной работы за компьютером нужно сделать зарядку? (15-20 минут)

  3. Главное устройство компьютера, которое обрабатывает данные. (Процессор)

  4. Какие действия можно производить с окнами? (Открывать, закрывать, сворачивать, перетаскивать, изменять размер, восстанавливать)

  5. Перечислите устройства для вывода звуковых данных. (Колонки, наушники)

  6. Какие типы окон вы знаете? (Программное, диалоговое, информационное)

  7. Назовите два вида устройств, которые подключают к компьютеру. (Ввода и вывода)

  8. Скажите название главного меню операционной системы Windows. (Пуск)

  9. Какое окно называют активным (текущим), как его отличить от других? (То, с которым работают; оно по цвету ярче)

  10. Что такое контекстное меню? (Меню с перечнем действий, которые можно выполнить с объектом)

  11. Как вызывать контекстное меню? (Правым кликом мыши на объекте)

  12. Могут ли быть активными (текущими) сразу несколько окон? (Нет)

  13. Устройство для хранения данных в компьютере. (Память)

  14. Как называется окно операционной системы, которое занимает весь экран монитора. (Рабочий стол)

  15. Последовательностью команд, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи - ... (Компьютерная программа)

  16. Перечислите элементы окна. (Строка заголовка, рабочая область, полосы прокрутки и т.д.)

ІII. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В памяти компьютера может храниться большой объем информации. Для того, чтобы можно было быстро найти нужный объект, он получает уникальное имя и определенное место хранения. Создание, расположение и хранение разных объектов мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

  1. Известно ли вам слово «файл»? Что оно значит?

  1. Для чего предназначено имя человека? Существуют ли люди с одинаковыми именами? Как их различают?

  1. Какие данные вы должны сообщить библиотекарю для по­лучения необходимой книги в школьной библиотеке?

IV. Изучение нового материала. (Девиз: «Информатике учиться, всегда пригодится»)

Вы уже знаете, что при использовании компьютера осуществ­ляются разнообразные информационные процессы: передача, хра­нение, обработка сообщений. Для осуществления этих процессов надо уметь отличать одно сооб­щение от другого. Это возможно, если каждому из них предоставить уникальное имя и определить место для его хра­нения на носителе данных.

Данные хранятся на жестких магнитных дисках, на оптиче­ских устройствах, на флешках в файлах. В файлах хранятся разные данные - тексты книг, фотографии, рисунки, песни, ви­деофильмы и т. п. В соответст­вии с этим, говорят, что файлы бывают разных типов - текстовые, графические, видео, зву­ковые, программные и т. п. Файлы-документы созда­ются и обраба-тываются с помощью файлов-приложений.

Некоторые свойства файлов:

  • имя;

  • тип;

  • размер;

  • дата создания.

Каждый файл имеет имя - набор символов, который может содержать буквы русского, английского и других алфавитов, цифры и другие символы, за исключением \ /:*?«» |. Максимальное количество символов в имени ограничено (до 256 символов). Например, Pollog.txt, vlacL.rar, ribbon, документ, фотография.gif, Домашняя страница.html и т. п. Такие имена, как ?klotor.ty, картина"Весна". bmp, ух, являются недопустимыми.

Имя файла имеет расширение - набор символов после последней точки в имени. Как правило, расширение имени фай­ла содержит 3-4 символа, которые указывают на тип файла.

Виды расширений:

Исполняемые программы

.exe, .com

Текст

.txt

Документ (текст + рисунки + …)

.doc

Рисунки

.bmp, .gif, .jpg

Звук

.wav, .mid, .mp3

Видеофильмы

.avi

Как правило, имя файла определяет пользователь. Это имя должно соответствовать содержанию данных в файле.

Следовательно, файл - это поименованная область внешней памяти.

Каждый файл имеет значок, показывающий на тип файла. Значки файлов одного типа, как правило, одинаковые.

Особенным типом объектов ОС Windows являются ярлыки.

Ярлык- небольшой файл, предназначенный для доступа к объекту операционной системы без перехода к той папке, где этот объект размещен.

Ярлык имеет такой же значок, что и объект, для которого был создан ярлык, однако на этом значке в левом нижнем углу изображена стрелка.

Вся информация, которая хранится на этих дисках представлена в виде файлов. Сколько файлов может поместиться на жёстком диске? Ответ кажется простым. Чем больше  объём диска и чем   меньше файлы, тем больше их поместится. Тот факт, что на жёстком диске можно сохранить более 65000 тысяч разных файлов ещё не значит, что так надо поступать. В портфель тоже  можно положить 500 отдельных листков, но так не делают. С тетрадками и книгами работать удобнее. Для удобства работы с файлами на диске создаются каталоги (в дальнейшем будем называть - папки). Каждый сам создаёт себе на диске такие папки, какие ему удобно. Папка (каталог это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).

Папки бывают системными и рабочими. Объекты операционной системы Windows  хранятся в системных папках и изменения в этих папках могут привести к неправильной работе компьютера или его «зависанию», к таким папкам относятся папки Windows, Program File. Рабочие папки создаются  для вас операционной системой (например: папка Мои документы), или вы их создаёте сами (например: папка Фото моей семьи). . В Windows есть специальные папки Мои документы, Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина. Их значки и свойства отличаются от стандартных папок.

Папки могут содержать разные типы файлов, такие как документы, музыка, рисунки, видео или программы. Файлы можно копировать и перемещать в созданные вами папкам из разных источников, например других папок, другого компьютера или Интернета

Значок папки, имеет свой определенный вид.

Каждая папка имеет имя. Как и для файлов, имя папки - это набор симво­лов, за исключением \ /: *? " | Как правило, имя папки соответствует типу или назначению файлов. Например, папка Фотографии класса 1.09.2018, по-видимому, должна содержать файлы фотографий с празднования Дня зна­ний, а папка Материалы к уроку информатики - файлы мате­риалов по подготовке к уроку информатики.

Кроме файлов, папки могут содер­жать другие папки. Например, папка Фотографии может содержать пап­ки 2012, 2013, …, 2018. А папки с данными за каждый год могут содержать папки с данными о разных праздниках, например 1 сентября, Выпускной, День ГЗ и т. п.

Папки и файлы размещаются на носителях данных, работу с которыми осуществляют соответствующие устройства. Каждое устройство имеет свой значок и имя. Имя состоит из большой бук­вы английского алфавита и двоеточия после нее. В операционной системе Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:

  • для дисководов гибких дисков (дискет) — А: и В:;

  • для жёстких дисков и их логических разделов — С:, D:, Е: и т. д.;

  • для оптических дисководов — имена, следующие по алфавиту по­сле имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска (например, F:);

  • для подключаемой к компьютеру флеш-памяти — имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, G:).

Примеры значков и имен устройств хранения данных представлены на рисунке.

Файловая система – это часть ОС, определяющая способ органи­зации, хранения и именования файлов на носителях информации.

Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаи­мосвязей между ними.

Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. В Windows каталоги на разных дисках могут образовывать несколько отдельных деревьев.

Для поиска нужного файла или папки необходимо уметь про­сматривать списки имен файлов и папок, которые сохранены на носителях данных. Для этого предназначена программа Провод­ник. Ее можно запустить на выполнение несколькими способами:

1. Дважды щелкнуть левую кнопку мыши на значке объекта Мой компьютер на Рабочем столе.

2. Выполнить Пуск = Мой компьютер.

3. Выполнить Пуск = Все программы = Стандартные = Проводник.

В первых двух случаях в окне Проводника будет отображен список имен устройств хранения данных и других объектов. В по­следнем случае - список имен файлов и папок папки Мои документы. Окно программы Проводник будет иметь такое же имя, как и папка, содержание которой отображается.

Р



ассмотрим последовательность операций, которую следует вы­полнить для просмотра списка имен файлов и папок, на примере от­крытия списка папки 1 сентября, которая хранится в папке 2018, а та, в свою очередь, в папке Фотографии на Локальном диске D:. Для этого необходимо:

1. Открыть список имен устройств хранения данных, дважды щелкнув на значке объекта Мой компьютер на Рабочем столе.

  1. Найти в окне Проводника значок необходимого устройства хранения данных Локальный диск D:.

  2. Открыть список файлов и папок соответствующего носите­ля. Для этого дважды щелкнуть левую кнопку мыши на значке устройства.

  3. Открыть список файлов и папок, которые хранятся в папке Фотографии. Для этого дважды щелкнуть левую кнопку мыши на значке этой папки.

  4. Открыть список файлов и папок, которые хранятся в папке 2018.

  5. Открыть список файлов и папок, которые хранятся в папке 1 сентября.

В рабочем поле окна Проводник будет отображен список имен файлов и папок текущей папки. При этом говорят, что открыто окно папки 1 сентября. Имя текущей папки будет также отоб­ражено в Строке заголовка и в Адресной строке. Пример окна программы Проводник со списком имен папок и файлов, которые содержатся в папке 2018, приведен на рисунке. В этой папке находятся три папки.

В папке 2018 размещена папка 1 сентября. В таком случае говорят, что папка 2018 находится на более высоком уровне, чем папка 1 сентября. А папка Фотографии находится на более высоком уровне относительно папки 2018. И наоборот, папка 2018 находится на более низком уровне, чем папка Фотографии.

Для перехода к просмотру содержимого папки более высокого уровня необходимо выбрать кнопку Вверх, которая размещена под строкой меню. Для перехода к просмотру пап­ки, содержимое которой просматривалось на предыдущем шаге работы с окном Проводника, используют кнопки Назад и Вперед.

Последовательность открытия списков имен файлов и папок, начиная с устройства хранения данных к необходимому файлу, за­писывается в виде пути к файлу. Путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в кото­ром непосредственно находится файл. Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Полное имя файла уникально.

Например, путь к папке 1 сентября может быть следующим: D:\ Фотографии \ 2018 \ 1 сентября. Названия папок, которые необходимо последо­вательно открыть, разделены символом \ (обратная косая черта).

Над папками, файлами и ярлыками можно выполнять такие операции: создание; изменение имени (переименование); копирование; перемещение; удаление; возобновление; просмотр и изменение значений свойств (атрибутов).

Копирование - это создание копии объекта.

Перемещение в пределах диска - это изменение адреса объекта.

Перемещение на другой диск - это переписывание объектов на другое место и исключение их из предыдущего.

Для выполнения большинства операций над объектами можно воспользоваться контекстным меню.

Действие

Команда контекстного меню

Создание

Создать - папка (или выбрать тип файла) - ввести имя папки (файла)

Создание ярлыка

Отправить - Рабочий стол (создать ярлык)

Переименование

Переименовать - ввести новое имя папки (файла)

Удаление

Удалить - подтвердить удаление папки (файла)

Перемещение

Вырезать - выбрать необходимое место - Вставить

Копирование

Копировать - выбрать необходимое место - Вставить

Открытие

Открыть

Все объекты папки можно выделить, выполнив Правка = Выделить все или нажав соединение клавиш Ctrl + A.

Открывание файла или папки происходит в результате двойного щелчка мышью.

При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно ис­пользовать маску имени файла. Маска представляет собой последо­вательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов сим­волов, среди которых также могут встречаться следующие символы: «?» (вопросительный знак) — означает ровно один произвольный символ; «*» (звездочка) — означает любую (в том числе и пустую) по­следовательность символов произвольной длины.

Например, по маске n*.txt будут найдены все файлы с расширени­ем txt, имена которых начинаются с буквы «n», в том числе и файл n.txt. По маске n?.* будут найдены файлы с произвольными расши­рениями и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы «n».

V. Физкультминутка.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем друг другу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

VI. Закрепление, систематизация и обобщение знаний.

Фронтальный опрос

1. Что такое файл?

2. Что такое папка? Как отличить папку от файла?

3. Что такое ярлык? Для чего он предназначен?

4. Назовите имена файлов, папок и ярлыков, которые содержатся на Рабочем столе вашего компьютера.

5. Какие операции можно выполнить над папками, файлами, ярлыками?

6. Чем отличается операция копирования от перемещения?

7. Как переместить сразу несколько объектов?

8. Приведите примеры специальных папок Windows.

9. Для чего предназначена папка Корзина?

10. Как отличить значок ярлыка от значка самого объекта?

Работа с теоретическим помощником.

Работа на компьютере

Практическая работа 3

«Работа с объектами файловой системы»

Цель работы: отработать умения создавать паки, упорядочивать их содержимое, определять свойства объектов файловой системы.

Внимание! Во время работы с компьютером соблюдайте пра­вила безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Задание

1
. Создайте в папке Мои документы папку My folder.

2. Создайте в ней фрагмент файловой структуры в соответствии с образцом.


3. Переименуйте файл Testl.txt на файл Задание.txt.

4. Скопируйте файл Реферата. txt в папку Документы.

5. Определите и запишите в тетрадь значения таких свойств файла Рефеpaт.txt из папки Документы:

размер;

дата и время создания;

значение атрибута только чтение.

6. Переместите файл Koнспект.txt в папку PR2_1.

7. Создайте в папке My folder ярлык файла Koнспект.txt.

8. Измените значок ярлыка файла Koнспект.txt на другой.

9. Выделите файл Задание. txt и ярлык файла Koнспект.txt, которые со­держатся в папке My folder, и переместите их в папку PR2.

10. Скопируйте два файла, из папки Рисунки в папку PR1.

11. Удалите папку Рисунки.

12. Просмотрите содержимое Корзины вашего компьютера. Какие из толь­ко что удаленных объектов находятся в Корзине?

13. Восстановите удаленные объекты.

14. Закройте все открытые окна.

VII. Упражнения для глаз.

Поморгать глазами несколько секунд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры.

30 секунд посидеть с закрытыми глазами.

VIII. Подведение итогов урока

Итак, подведем итоги! Все учащиеся показали хорошие знания, хорошие навыки работы с папками и файлами.

  1. Пригодятся ли вам эти знания в будущем?

  2. В чем заключалась сложность работы?

Оценивание работы учащихся.

IX. Домашнее задание.

Читать §2.4 (с.81)





А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

1










2










3










4










5










6










7















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока "Файлы и фаыловые структуры"

Автор: Лукашенкова Наталья Владимировна

Дата: 02.11.2018

Номер свидетельства: 483310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства