воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютеры.
Дидактический материал: презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.
Изучение новой темы – 15 мин.
Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Выставление оценок – 5 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд 1
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.
2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.
Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:
- Что такое понятие?
- Какие признаки объекта считаются существенными?
- С помощью чего представляют отношения между понятиями?
3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.
- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.
- Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.
Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.
Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):
Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.
Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.
Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):
Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1),родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.
Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.
Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):
Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.
Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.
Итак, при построении определения можно выделить два этапа:
первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;
второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.
Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)
Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):
Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).
Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.
Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).
Пример: Информатика – наука об информатике.
Определение недолжно быть отрицательным.
Пример: Информатика – это не математика.
Определение не должно быть противоречивым.
Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.
Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)
4. Выполнение практического задания на компьютере.
Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары.doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.
Коллективная проверка задания. Слайд 10.
5. Подведение итогов урока.
- Как строится определение?
-Какие ошибки могут возникать при построении определения?
Домашнее задание. Слайд 11.
1. Учебник § 2.3, с. 51-53.
2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.
Выставление оценок.
Приложение 1.
Практическая работа №6 Задание 2.
В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары.doc.
Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.