kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Орпеделение понятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный урок преследует следующие цели:

1. Образовательные – уметь давать понятиям определения;

2. Развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

3. Воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

 Что не маловажно для хорошего результата!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Орпеделение понятия" »

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ.


Тема урока: Определение понятия.


Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.


Задачи урока:

  • образовательные – уметь давать понятиям определения;

  • развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

  • воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.


Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная.


Оборудование: проектор, компьютеры.


Дидактический материал: презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.


План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.

  3. Изучение новой темы – 15 мин.

  4. Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.

  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок – 5 мин.


Ход урока.


1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким. Г.Уордстворд.

2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.


Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Давайте вспомним:

- Что такое понятие?

- Какие признаки объекта считаются существенными?

- С помощью чего представляют отношения между понятиями?


3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.


- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

- Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):


Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие


Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):


Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.


Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.


Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):


Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.


Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.


Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)


Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):

  1. Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

  1. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

  1. Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

  1. Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.


Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)


4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №6 задание 2 (Приложение 1). На всех компьютерах учащихся на рабочем столе в папке «К уроку» находится файл Пары.doc. Ученики садятся за компьютеры, открывают текстовый редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

Коллективная проверка задания. Слайд 10.


5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

-Какие ошибки могут возникать при построении определения?


Домашнее задание. Слайд 11.

1. Учебник § 2.3, с. 51-53.

2. В любом из словарей найти определение двух понятий через родовое понятие и видовое отличие.

Выставление оценок.

Приложение 1.


Практическая работа №6 Задание 2.


В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары.doc.


Под текстом создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, копируя, вставьте их в соответствующие столбцы таблицы.


Ответ:

Родовое понятие

Видовое понятие

Цветок

Фиалка

Фрукт

Груши

Овощ

Морковь

Буква

«У»

Цифра

Два

Орудие

Топор

Прибор

Микроскоп

Подросток

Школьник

Дом

Деревянный дом

День

Зимний день

Лодка

Резиновая лодка

Животное

Тюлень

Насекомое

Оса

Металл

Олово

Военный

Сержант

Орган

Почки



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока "Орпеделение понятия"

Автор: Цыганкова Ирина Георгиевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства